Презентация Логопедический массаж при дизартрии


Логопедический массаж при дизартрии Составил: учитель –логопед, Черникова Елена Геннадьевна МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. Противопоказания к массажу 1. кожные заболевания грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а также гематомы, онкологические заболевания.2.инфекционные ангины, острые лихорадочные состояния, детские инфекции, и др. инфекционные заболевания.3. стоматологические любые оперативные вмешательства. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Роль логопедического массажа Логопедический массаж ~ активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоциональногосостояния лиц, страдающими речевыми нарушениями. Основными задачами логопедического массажа являются:нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;уменьшение гиперсаливации; нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.; стимуляция положительных кинестезии; улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);увеличение силы мышечных сокращений; активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения Основные виды логопедического массажа:Классический ручной массаж.Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др. Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции. Аппаратный массажпроводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов. Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.).Новикова Е.В. создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и внесена в международный реестр комплиментарной медицины. Самомассаж.Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы). Самомассаж мышц лица Расслабление лицевой мускулатуры:поглаживание от середины лба к вискам;поглаживание от бровей к волосистой части головы;поглаживание от линии лба вокруг глаз;поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;надавливающий массаж лица от корней волос вниз.Расслабление губной мускулатуры:поглаживание верхней губы от углов рта к центру;поглаживание нижней губы от углов рта к центру;поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);легкое постукивание губ пальцами. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатурыУкрепление лицевой мускулатуры:поглаживание лба от середины к вискам;поглаживание лба от бровей к волосам;поглаживание бровей;поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;сжимание подбородка ритмичными движениями;разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);пощипывание щек.Укрепление губной мускулатуры:поглаживание от середины верхней губы к углам;поглаживание от середины нижней губы к углам;поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;пощипывание губ;легкое покалывание губ. Массаж язычной мускулатуры. « Поглаживание языка губами» Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.2. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.3. « Жуём блинчик» Улыбнуться, приоткрыть рот,поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнений « Горка»), потом выдвинуть его чуть- чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык. Работа по преодолению слюнотечения Научить детей хорошо жевать - вначале с запрокинутой головой.Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком, особенно перед выполнением упражнений.Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну. Спасибо за внимание!