Сценарий вечера на коми-пермяцком языке Басок ныв да вына зон (Красивая девушка и сильный парень)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Юксеевская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий конкурсного мероприятия
«Басöк ныв да вына зон»
Никонова Ольга Сергеевна
заместитель директора по ВР, учитель истории
село Юксеево 2012
Пояснительная записка
Актуальность: На сегодняшний день остро стоит вопрос по сохранению и развитию коми-пермяцкого языка и культуры в школе. Ребята не заинтересованы в изучении своего родного языка: не хотят разговаривать на коми-пермяцком языке, не хотят читать дополнительную литературу по изучению народных традиций, нет желания участвовать в различных мероприятиях.
Исходя из вышесказанного, перед школой стоит важная задача популяризация и пропаганда изучения коми-пермяцкого языка и культуры.
Данное мероприятие организовано для привлечения интереса не только ребят, но и родителей, которые активно включались к подготовке конкурсных заданий.
Цель: Сохранение и возрождение народных традиций, развитие коми-пермяцкого языка и культуры в образовательном учреждении.
Задачи:
Привлечение учащихся к активной творческой деятельности.
Формирование устойчивого позитивного отношения учащихся к своей малой Родине.
Пропаганда изучения культуры коми-пермяцкого народа
Тематическое содержание
Сцена оформлена красивыми яркими платками, на пол можно постелить половики.
Оборудование: музыкальный центр. Прялки – 4 штуки, веретено 4 шт, чурка с забитыми на половину 4 гвоздями, мука пол стакана, тарелка, вода, ложка, дрожжи, крючок, клубок ниток, теребалки, овечья шерсть, кринка, сито….., кукла с пелёнкой, ручки 4 шт.
ХОД КОНКУРСА:
На сцене появляется женщина одетая в сарафан.
Матрёна:
- Бур лун, дона ёрттэз. Менö шуöны Матрёна – вына инь. Локтi тiян дынö ыджыт могöн одья тi меным отсалö кошшыны ёрттэзöс, кöдна мекöт мунасö ме дынö овны да отсасьны пондасö.
Зонкаок:
- Тэ мый, Матрёна бöбмалан, кин жö тэкöт мунас, миянлö и татöн оддьöн бур.
Матрёна причитайтöмöн баитö:
- Ой, отир, жалейтö менö, отсалö. Олi ме кöркö ай мам дынын, дыш оддьöн вöвлi. Дышувьяам кызми да кызми ог бы и вöрöтчы. Вот аймамö менö жöник сайö чожжык и сетiсö. Гортын пö тэсянь толк абу, может пö жöникыткöт овтöн мыйкö велалан керны. Сетicö менö Петра сайö. Бур öддьöн жöникö сюрис, радейтic менö ёна, да вот тöлькö чожа мыйись босьтiсö сiö рекрутö, а ме öтнам кольччи. Быдöс колiс аслым велавны керны. А вот öткöсöн гажтöм ни öддьöн лоис и вот решитi ме мунны Петраö дынö, службаыс вылö и кольччам ни ми сэтчин, а вот хозяйствоöс жаль кольнытö. Вот ме и локтi талун кошшыны басö нывöс да вына зонöс, мед бы нiя водитiсö хозяйсвонам бытшöма да бура.
Зонка:
- Эмöсь миян тэ понда отирным, только ныись колсяс бöрйыны.
Матрёна:
- А бöрйынытö пондасö отсавны меным менам ёрттэз. (представление жюри)
Нокö нывкаэз да зонкаэз, мытчалö асьнытö, ввисьтасьö мый кужат керны, мый радейтат.
1 конкурс «Визитка»
Матрёна:
- Басöк нывкаэз нöкö ме бы видзöта кужат тi али одö печкыны вурун.
2 конкурс «Кужа печкисьны»
Матрёна: Зонкаэзлö колö лоны öддьöн вынаэзöн, мыччалö меным ассиныт вынытö.
3 конкурс: «Вермасьöм киэзöн»
Матрёна: Но зонкаэз вылö видзöтi, быль вынаöсь, а ныввэз висьтасьö меным мый кужат керны.
4 конкурс «Мый кужа керны» (на столе даны предметы: теребалки, сито, кринка, крючок, клубок, мука,вода. Надо рассказать где можно применять данные предметы)
Матрёна: А кужат ли тi зонкаэз строитчыны? (Ответы детей) Нокö кин вермас кортув дорны чожа и веськыта.
5 конкурс «Дор кортув»
Матрёна: Видзöтi ме тiянöс. Уна кужат мый керны. Эшшö видзöта бы кыдз нывкаэзыс кужöны кагакöт нянчитчыны, сьывны песня нылö. А зонкаэзыс эта пöра ась мытчалöны ассиныт умсö. Кужат ли тi рочöн баитны.
6 конкурс «Кага узь…» (Девушки исполняют колыбельную для куклы на коми-пермяцком языке)
7 конкурс «Перевод» (Пока девушки исполняют колыбельные, юноши на листочках пишут перевод слов с коми-пермяцкого на русский)
Матрёна: Но и бытшöмöсь талун тi, быдöс кужат и вермат. А öнi веселитыыштö, йöктыштö мекöт.
8 конкурс «Тупи, тап»
Подведение итогов конкурса. Вручение титула «Басöк ныв» и «Вына зон».
Заключение
Данное мероприятие «Басöк ныв и вына зон» было запланировано для учащихся среднего звена в рамках проведения декады коми-пермяцкого языка и литературы.
Практически все задания были направлены на знание традиций и культуры коми-пермяцкого народа.
Ребята с большим интересом принимали участие на конкурсе. При выполнение некоторых задания у ребят возникли затруднения: не знают как пользоваться прялкой и веретеном, не знакомы с теребалками, с трудностью могли сказать как в старину наши предки делали квас.
По многим возникающим вопросам ребят просвещало «многознающее» жюри, таким образом наш конкурс получился ещё и познавательным.
Дети очень заинтересовались коми-пермяцкой культурой и впредь обязательно хотели сходить в библиотеку за нужной литературой, а так же расспросить своих дедушек и бабушек, чтоб впредь у них не возникало вопросов.
Но многое ещё предстоит узнать о традициях и быта наших предков, ведь наше поколение так неохотно это делает. Но мы будем стараться!
Список используемой литературы
Дерево с оконцем Были-небылицы на коми-пермяцком языке и русском языке/ Сост. В.Климов – Пермь: ООО «Алекс-Пресс» - 2003. –С.160
Отзвуки прошлых веков: Из эпоса коми-пермяков, на коми-пермяцком и русском языках/ Сост. В.В.Климов – Кудымкар: Коми-пермяцкое книжное издательство 2005 – 216 с.