«Компетентностный подход к организации деятельности методического объединения школы». Статья.


«Компетентностный подход к организации деятельности методического объединения школы». №2
«…Только тогда, когда педагоги будут знать, что им делать, они смогут делать».
П.П.Блонский
Любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от особенностей учителей, их личностных качеств, уровня профессионально-педагогической компетентности. Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене школ, внедрение новых технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требует от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Одной из основных форм повышения квалификации педагогов является методическая работа школы. Методическую работу следует рассматривать как часть системы непрерывного образования учителей. Работа школьного методического объединения, прежде всего, должна способствовать развитию профессионально – педагогической компетентности каждого учителя, его профессионализма и педагогического мастерства.
Основная задача методического объединения нашей школы – это создание условий для обогащения психолого – педагогических, дидактических, методических знаний и умений учителей, для освоения ими новых педагогических технологий и формирования потребности в профессиональном самообразовании. Цели методической работы: - освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся; - повышение уровня методической подготовки учителя к организации учебно – воспитательной работы; - обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта.
Грамотно построенная методическая работа школы должна быть ориентирована на достижение и поддержание высокого качества учебно – воспитательного процесса в школе и содействовать развитию навыков педагогического анализа, как своей деятельности, так и работе коллег. Она осуществляется в течение всего учебного года и органично соединена с повседневной практикой всего педагогического коллектива. Эффективность методической работы зависит от многих факторов, таких как; 1) приоритетные направления образовательного учреждения; 2) коллегиальность методической работы; 3) учёт индивидуальных профессиональных особенностей каждого педагога при её планировании и организации; 4) опора на инициативность и творчество учителей, их профессиональные интересы и особенности; 5) формирование банка передового опыта.
Одним из важнейших условий методической работы является её перспективность, конкретность и актуальность постановки педагогических проблем, решение которых мобилизует педагогов и способствует развитию их профессионализма. Особую роль здесь необходимо отводить организации самостоятельной деятельности учителей, так как рост педагогического мастерства и профессионализма учителя возможен только в практической деятельности и в процессе самообразования. Формами организации самообразования учителей в рамках школьного методического объединения могут стать работа с литературными источниками, моделирование различных методических систем, подготовка докладов, написание рефератов, работа над социально-педагогическими проектами, подготовка к семинарам и конференциям. Организация самообразования нуждается в предварительной подготовке учителей. С этой целью проводятся семинарские занятия, индивидуальные консультации, на которых следует научить учителей работать с литературой, помочь с выбором методической темы, её планированием и выполнением. Для исключения затруднений при составлении индивидуальных планов по самообразованию целесообразно ежегодно проводить разъяснительную работы по основным задачам стоящим перед методическим объединением на текущий момент. При необходимости следует организовать коллективную деятельность по разработке индивидуальных планов, провести индивидуальные консультации. Индивидуальные планы самообразования учителя нашей школы составляют на 2-3 года, так как именно этот срок реально позволяет не только освоить теоретические и практические основы выбранной ими проблемы. Но и получить результаты своей деятельности. Для данного планирования мы предлагаем своим учителям следующую схему:
Индивидуальный план деятельности учителя по самообразованию
№п/пФ.И.О.
учителя Методическая тема Практический выход
Выступление на М.О. Открытые уроки Обзор методической литературы Защита реферата, квалификационной работы
Перспективные направления методической работы определяются исходя из основных компонентов профессионально – педагогической компетентности. В соответствии с уровнем развития профессионализма учителей методического объединения осуществляется выбор наиболее актуального содержания, организационных форм и методов совместной творческой деятельности педагогов. Методическая работа, осуществляемая в школе, в первую очередь должна обеспечивать повышение профессионально - педагогической компетентности, способствовать развитию педагогического мастерства учителей, приводить к переосмыслению учителями своего практического опыта в свете новых теоретических знаний и методических умений. Важнейшим условием методической работы учителя является чёткое осознание необходимости постоянного совершенствования своего мастерства, что в свою очередь позволяет осуществлять сознательный выбор способов и средств достижения поставленных целей, т.е. прогнозировать возможные результаты деятельности. В качестве основных показателей развития роста профессиональной компетентности учителя можно выделить следующие: 1. Способность учителя адекватно оценивать уровень профессионально - педагогической компетентности, степень профессиональной обученности, мотивацию и профессиональные потребности и запросы. 2. Способность учителей к самообразовательной деятельности, включающая умения рационально организовывать и планировать свою работу, приобретать знания и умения по своей специальности, развивать прфессионально значимые качества, обновлять и расширять имеющиеся теоретические знания и методические умения. 3.Уровень сформированности профессионального мышления, включающего умения решать стратегические и тактические профессиональные задачи, выявлять закономерности учебно-познавательного процесса, осуществлять системный анализ педагогических явлений, моделировать и прогнозировать образовательный процесс. 4.Развитие творческих способностей, а также способностей к инновационной деятельности. 5. Потребность в постоянном обновлении знаний и умений, обогащении опыта профессиональной деятельности; овладение новыми педагогическими техниками и технологиями. Выделенные показатели отражают уровень развития профессионально- педагогической компетентности как совокупности профессиональных знаний и умений, необходимых для успешной реализации педагогической деятельности.
Систематизируя методическую работу учителей нашего коллектива мы, прежде всего, опираемся на личностно ориентированный и деятельностный подходы обучения. Известно, что сущность личностно ориентированного подхода определяется философией индивидуального выбора человеком своего жизненного пути, сознанием самобытности и ценностной ориентацией на свободное самоопределение личности, в котором образовательная деятельность занимает одно из ведущих мест и становится важнейшим средством личностного развития. Вся система методической работы школы должна способствовать реализации деятельности педагогического коллектива через сотрудничество и саморазвитие всех субъектов учебного процесса. Исходя из того, что педагогическая деятельность каждого учителя определяется в первую очередь развитием его личностных качеств, системой его ценностных установок, социокультурным и педагогическим опытом в процессе методической работы мы стараемся создать комфортные условия для приобретения педагогом необходимого образовательного опыта. Зачастую, в ходе работы у него возникает необходимость пересмотра своей профессиональной позиции и формирования новых стереотипов профессионального поведения, а также становления инновационной системы индивидуальной профессиональной деятельности. Использование деятельностного подхода позволяет нам организовать работу учителей, при которой они развивают свою креативность, реализуют творческий потенциал, активно участвуют в определении целей, выборе содержания и планирования методической деятельности, её организации и регулировании, рефлексивном анализе деятельности и её результатов. Не менее важную роль для построения методической работы школы имеет и индивидуально – творческий подход, так как только в творчестве реализуется личность. Основная цель использования данного подхода состоит в том, чтобы создать условия для самореализации личности учителя, развития его творческих возможностей, профессиональной позиции, реализации авторских технологий обучения учащихся. Ценность этого подхода, прежде всего в том, что он способен пробудить потребность учителя в творческом выражении своей индивидуальности, желание совершенствовать свое профессиональное мастерство, способствует поиску новых средств самовыражения. Основной принцип планирования методической работы должен базироваться на основе потребностей педагогического коллектива данной школы в совершенствовании профессиональных знаний и умений по актуальным проблемам образования. Только имея возможность в практической коллективной деятельности оценивать уровень своих теоретических и методических знаний, соотнеся их с опытом работы коллег, а также с запросами и требованиями современного образования учителя в полной мере осознают необходимость систематического повышения уровня своей компетентности в рамках современных проблем обучения и воспитания учащихся. Главной оценкой результата грамотно запланированной методической работы будет являться активность самих учителей при определении темы, цели и задач дальнейшей коллективной работы, их умения оценивать как свои личные достижения, так и достижения коллектива в целом. Именно поэтому, разрабатывая ежегодный план методической работы учителей начальной школы, мы исходим из следующей цели: учителя нашего коллектива, прежде всего, должны повысить уровень профессионально – педагогической компетентности, развить общую, профессиональную и методологическую культуру.
Ведущими принципами построения при этом являются следующие:
принцип вариативности, предполагающий разработку учителем собственной программы и стратегии деятельности, направленной на совершенствование психолого – педагогических и методических знаний и умений; принцип рефлексивной креативности, предполагающий организацию методической работы учителей на основе индивидуально - творческого подхода, освоения новых педагогических технологий обучения; принцип гибкости, позволяющий максимально учитывать быстро меняющееся состояние современного образования, возможности учителя, его интересы, а также потребности конкретной школы; принцип опоры на субъективный опыт учителя, позволяющий определять взаимосвязи познавательных процессов и становления профессионализма педагога.

Формы организации методической работы учителей начальных классов могут быть различными. В качестве основных, мы выделяем следующие:
- Индивидуальные – индивидуальное шефство, наставничество, консультации администрации, руководитея м.о., психолога, опытных учителей, самообразование.Групповые – дискуссии, творческие группы, психологический тренинг, школа педагогического мастерства, организационно-деятельностные игры, психолого- педагогический практикум, школа молодого учителя. взаимопосещение уроков и внеурочных мероприятий, творческие мастерские.
Коллективные - методический совет, аукционы знаний, методических идей, находок, педагогические ринги, научно - практические конференции. Таким образом, компетентностный подход к организации деятельности методической работы в школе представляет систематическую и целенаправленную деятельность учителей, направленную на развитие профессионально – педагогической компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Правильно организованная методическая работа включает весь учительский коллектив в творческий поиск путей и способов постоянного совершенствования педагогического опыта и повышения качества образовательного процесса.
Рыбалко И.Н. зам.директора по УВР, учитель начальных классов школы-лицея №62 г.Астаны.
«Роль методического объединения в создании условий для самообразования учителя».
«…Только тогда, когда педагоги будут знать, что им делать, они смогут делать».
П.П.Блонский
Любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от особенностей учителей, их личностных качеств, уровня профессионально-педагогической компетентности. Работа школьного методического объединения, прежде всего, должна способствовать развитию профессионально – педагогической компетентности каждого учителя, его профессионализма и педагогического мастерства.
Основная задача методического объединения школы:
создание условий для обогащения психолого – педагогических, дидактических, методических знаний и умений учителей, для освоения ими новых педагогических технологий и формирования потребности в профессиональном самообразовании.
Цели методической работы: - освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся; - повышение уровня методической подготовки учителя к организации учебно - воспитательной работы; - обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта.
Индивидуальный план деятельности учителя по самообразованию
№ Ф.И.О.
учителя Методическая тема Практический выход
Выступление на М.О. Открытые уроки Обзор методической литературы Защита реферата, квалификационной работы
Основные показатели развития роста профессиональной компетентности учителя:
1. Способность учителя адекватно оценивать уровень профессионально - педагогической компетентности; 2. Способность самообразовательной деятельности, включающая умения рационально организовывать и планировать свою работу; 3.Уровень сформированности профессионального мышления, включающего умения решать стратегические и тактические профессиональные задачи; 4.Развитие творческих способностей, а также способностей к инновационной деятельности. 5. Потребность в постоянном обновлении знаний и умений, обогащении опыта профессиональной деятельности.
Формы организации методической работы учителей начальных классов:
Индивидуальные – индивидуальное шефство, наставничество, консультации администрации, руководителя мо, психолога, опытных учителей, самообразование.Групповые – дискуссии, творческие группы, психологический тренинг, школа педагогического мастерства, организационно-деятельностные игры, психолого- педагогический практикум, школа молодого учителя. взаимопосещение уроков и внеурочных мероприятий, творческие мастерские.
Коллективные - методический совет, аукционы знаний, методических идей, находок, педагогические ринги, научно - практические конференции. Правильно организованная методическая работа включает весь учительский коллектив в творческий поиск путей и способов постоянного совершенствования педагогического опыта и повышения качества образовательного процесса.