Презентация Использование рефлексивной технологии на уроках математики


Учитель математики МБОУ лицея «Вектор» Собко Л.А. Использование рефлексивной технологии на уроках математики — Поговорим? — О чем?— О разном и о прочем. О том, что хорошо, и хорошо не очень. Чего-то знаешь ты. А что-то мне известно. Поговорим? — Поговорим. Вдруг будет интересно. Структура урока по стандартам второго поколения обязательно включает в себя этап урока рефлексию.1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. (из ФГОС) Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою  деятельность и осознавать своё состояние.      Пахольченко Г. В.Рефлексия – особый вид мышления…Рефлексивное мышление означает - фокусирование вашего внимания,- тщательное взвешивание, оценку и выбор Р. Бустром Рефлексия …Старолатинский reflexio – «обращение назад». Словарь иностранных слов – размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка – самоанализ (по Ожегову) или склонность к анализу своих переживаний (по Ефремовой).Современная педагогика – самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человекаСамостоятельность - осознание своих возможностей, собственный выбор, определение меры активности и ответственности; Предприимчивость - оценивание ситуации и, исходя из новых условий, постановка перед собой новых целей и задач и успешное их решение;Конкурентоспособность - умение делать лучше других, действовать в любых ситуациях более эффективно. Функции рефлексиидиагностическаяпроектировочная организаторская коммуникативная смыслотворческая мотивационная коррекционная Когда?Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока. Зачем?Для обучающихся:Подведение итогов( Что узнали? Как работали?)Обобщение результатовВыяснение впечатленийОтметить успехи, достиженияОбрисовать перспективы движения Для педагога:Оценка собственной работыВыводы о необходимость корректировки программы, методов, приёмов.Цель?уйти с урока с зафиксированным результатом,выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:1 этап – анализ своего настроения - анализ своих успехов2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)3 этап – анализ работы одноклассников4 этап – анализ работы группы как своей, так и других. Исходя из целей, рефлексию классифицируют следующим образом:рефлексия настроения и эмоционального состояния;рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного материала. Рефлексия настроения и эмоционального состояния целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. - карточки с изображением лиц,- цветовое изображение настроения, - эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент), - таблица «Мое настроение». Рефлексия настроения и эмоционального состоянияТри лица

style.rotation Пейзаж Рефлексия настроения и эмоционального состояния Комплимент «Мне в тебе нравится то, что...». Участник, которому говорят комплимент, должен ответить: «Мне это в себе тоже очень нравится» и сказать комплимент следующему участнику, используя ключевые слова. Активизировать личностную рефлексию учащихся можно, предложив им продолжить фразу «Мне это в себе тоже очень нравится» словами «А еще мне в себе нравится то, что...»Графическая рефлексияЦель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданиюСодержание: Рядом с каждым выполненным заданием поставить значокпонравилось выполнять было трудноне очень понравилосьне очень было трудноне понравилось вообще не трудно - -Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельностиДает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применима на этапах урока: проверка домашнего задания,  защита проектных работ,подведение итогов урока Приемы «лестницы успеха», «рефлексивная мишень»незаконченное предложение , «плюс – минус – интересно» анкета «синквейн" Лестница успехаРефлексия деятельности

Рефлексивная мишеньРефлексия деятельностиАктивно участвовалБыло интересноБыло понятноУзнал новое
«Дерево успеха» Учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его активность на уроке (красный, жёлтый, зелёный). Зеленый - я активен и уверен на уроке, жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало; красный - у меня возникло много вопросов, мне есть над чем поработать дома... Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материалаВыявления уровня осознания содержания пройденногоПриемы Незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - теперь я знаю…); анализа субъективного опыта,синквейна Каждый оцениваетсвой вклад в достижение поставленных в начале урока целей ,свою активность,эффективность работы класса,увлекательность и полезность выбранных форм работы Рефлексивный экрансегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…Рефлексия содержания учебного материалаИнтервью, эссе, свободный микрофон Плюс-минус-интересно Заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Корзина идей Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Плюс Минус Интересно Рефлексия содержания учебного материала Синквейн Математика Строки ОтветыСлово-существительное математика Два прилагательных сложная, познавательная Три глагола учит, развивает, помогаетСловосочетание из четырех слов, выражающее отношение к предмету речи Ум в порядок приводитСиноним-существительное наука Рефлексия содержания учебного материалаРефлексия Смыслотворческая, эффективнаяУчит, побуждает, развиваетИтоги деятельности подводитСамопознание Синквейн нашего семинара


По типу урокапосле усвоения знаний,промежуточнаяконтрольнаяитоговаяПо способам проведенияАнкета, опрос, символ, таблица, ситуация, рисунокПо форме деятельностифронтальнаяиндивидуальнаягрупповаяколлективнаяПо содержаниюустнаяписьменнаяПо целиэмоционального состояниядеятельностисодержанияПо функцииличностнаяинтеллектуальнаякоммуникативнаяРефлексия КЛАССИКАЦИЯРЕФЛЕКСИИ
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Чемодан, мясорубка, корзина.Возьму с собой !Переработаю !Выброшу! Рефлексия содержания учебного материала Спасибо!
Дорогие коллеги! Поздравляем вас с наступающим Днем 8 марта! Успехов в освоении новых образовательных технологий!



Входная диагностика: социальная роль «хороший ученик».1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.2. А можешь ли ты сказать про себя, что ты – хороший ученик? Если нет, то перечисли, чем ты отличаешься от хорошего ученика.3. Что нужно, чтобы с уверенностью сказать про себя: «Я – хороший ученик»?