Открытый урок по географии Австралия — Терра Инкогнито ( 7 класс)


КГУ ОСШ имени К. СатбаеваОткрытый урок по географии
на тему «Австралия – Терра Инкогнито»
7 «Г» класс
Учитель истории и географии: Кубжасарова Г. А.
Атакент 2015
14.12.2015
Тема урока: Австралия- Терра Инкогнито.
Цель урока: формирование знаний об особенностях природы Австралии.
Задачи урока: Образовательные: повторение пройденной темы, обобщение и создание целостного представления о материке.
Развивающие: развитие пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения; развитие умений работы с картой и другими источниками информации; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение).
Воспитательные: повышение интереса к изучаемому предмету, побуждение поиска новых, дополнительных знаний об изученном материке; внимательное отношение к природе, формирование мировоззрения, оценочного суждения.
Ожидаемый результат: учащиеся могут показать на карте объекты и умеют объяснять причинно-следственные связи
Ход урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой на урок.
2. Учитель знакомит учащихся с целями и задачами урока. Вступительное слово учителя. Эпиграф к уроку:
Я летела на вертолете, а быть может самолете,
Вдруг увидела из окна: подо мной лежит страна.
С парашютом я спустилась и на суше очутилась . Осмотрелась – ни души, все дороги хороши.
Чтобы не замерзнуть вдруг, я отправилась на юг.
Только странно: чем южнее – холодней и холоднее.
Я увидела дивный лес: там деревья до небес,
И бутылки там растут, и лианы там и тут.
Очень странная страна – любит пошутить она:
Эти звери, погляди, носят сумки впереди.
Ну а этот, ради шутки, нос свой одолжил у утки.
Мишка здешний как бандит, он на дереве сидит.
« Терра Инкогнито», как в старину называли Австралию, и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием.
"Красная, как заходящее солнце, изумрудная, как джунгли, золотая, как песчаные дюны, белая, как соляные пустыни, желтая, как пшеничные  нивы, серебристо-зеленая, как эвкалиптовые леса"
3. Деление на группы: фигурки животных-эндемиков Австралии. 1 группа- кенгуру, 2 группа- страус Эму.
4. «Мозговой штурм»: угадать на фото объект и рассказать о нем.

Дерево чудес
Насосами эти деревья называют за их исключительную способность поглощать влагу – они ее не только употребляют в большом количестве, но и испаряют. Взрослое дерево в сутки может «насосать» и испарить более 300 литров воды (для сравнения – береза лишь 40). Поэтому эвкалипты часто высаживают в болотистых местах для осушения. А из древесины потом можно будет сделать что-нибудь полезное.
Древесина у эвкалиптов замечательная – плотная, гладкая, смолистая и тяжелая (тяжелее воды), гниению почти не поддается. Из нее часто производят обшивку для кораблей, опоры для мостов, рукоятки столярного инструмента. Из коры получают отличную бумагу.
А вот тени от чуда-дерева не дождешься. Даже под самыми крупными представителями (а они бывают поистине гигантскими – до 100 метров в высоту и до 20 метров в обхвате) не спрятаться от зноя – листья его всегда поворачиваются ребром к солнцу, видимо, боятся ожогов. Зато в таком лесу светло и легко дышится – воздух напоен свежим запахом эфирных масел. А они, как известно, убивают различные вредоносные бактерии. Правда, для этого листья надо все-таки переработать, обеззараженный воздух эвкалиптовых лесов – скорее всего, миф.

Для этих районов  характерна сеть  временных пересекающих рек – криков. Крупнейший из них – Купер, или Куперс-Крик
5. Задание «Исследователи Австралии»: прикрепить на карту фото путешественников в районе их исследований
1 группа: Виллем Янсзон, Л. Торрес.
2 группа: Абель Тасман, Джеймс Кук.
6.Работа с картой: отгадать географические объекты на карте в презентации на интерактивной доске
Моря – Тасманово, Тиморское, Коралловое, Арафурское.
Проливы – Торресов, Басов.
Заливы – Большой Австралийский, Карпентария.
Острова – Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова – Кейп - Йорк, Арнемленд, мыс Йорк, мыс Юго - Восточный, мыс Северо - Западный, мыс Байрон.
7.Групповая работа: работа на постере. Показать на постере сходства и различия материков и сделать выводы: 1 группа - рельефа Африки и Австралии
2 группа- климата Африки и Австралии.
Сходства и различия рельефа Африки и Австралии.
Признаки сравнения Африка Австралия
1. Плоскогорья и нагорья Эфиопское нагорье, нагорье Ахаггар, ТибестиПлоскогорья на западе материка
2. Низменности Ливийская Низменности на юго-востоке, Центральная низменность
3. Горы: высота, возраст Атлас- молодые горы, 2000-3000 м.,Капские –древние горы,1000-2000м. Большой Водораздельный хребет – древние горы,1000-2000м.
Вулканы Камерун Кения,Карисибо,КилиманджароВулканов нет
Землетрясения Землетрясения есть на востоке, в районе гор Атлас Землетрясения – большая редкость
Вывод: 1. В рельефе преобладают равнины. 2. В основании большей части материка находятся платформы. 3. Низменности занимают треть материка, расположены в центре и на побережье. 4. Материки богаты полезными ископаемыми. 5. На востоке протянулись средневысокие горы. 6. Это спокойные материки. В рельефе материков много общего, но и есть различия, которые заключаются в единстве происхождения и особенностях происхождения материков.
Сходства и различия климатов Африки и Австралии
Признаки сравнения Африка Австралия
1. Климатические пояса Экват., субэк., троп., субтроп. Субэкв.,троп., субтроп.
2. Температура Самый жаркий материк
От -15 Марокко до +58 Ливия Самый сухой материк
От +8 на юге до +41в субэкв. поясе
3. Осадки От 100 мм до 3000 мм От 250 мм в пустынях до 2000 мм на севере в субэкв.поясеВывод: В Австралии по сравнению с южной Африкой температуры выше, осадков меньше, меньше влияние океана и формирование на материке ТВ жаркого и сухого. Меньше высота над уровнем моря. Австралия – самый сухой материк.
8. Задание «Ромашка»: Природа Австралии уникальна. Здесь сохранились реликтовые растения и животные, видовой состав уникален. Распределите их по природным зонам. Учащиеся клеют лепестки ромашки на доску к соответствующей природной зоне.
1. Саванна:-2. Пустыни: -
3. Переменно-влажные леса:
а) эвкалипт б) страус Эму в) колючие акации г) ящерицы и змеи
д) какаду е) динго ж) кролики з) пальмы и) кенгуру к) коала
Ответы: 1-д,и,к,2-б,е,ж, 3-а,в,г,з.
9. Задание : вопросы групп друг другу
1 группа- Каких границ Австралия не имеет? Ответ: сухопутных
2 группа- Есть такая шутка. Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он упал в обморок от удивления. Родственники пытались привести его в чувство, брызгая в лицо холодную воду, но безуспешно. И наконец, один из них догадался – « выплеснул» в лицо несчастному два ведра пыли. И фермер тотчас пришел в себя. Это австралийская шутка. В ней отразились важные климатические особенности этого материка. Какие?
Ответ: Австралия пересекается южным тропиком, большая часть материка лежит в тропическом климатическом поясе. Поэтому Австралия самый сухой материк.
10. Задание «Найти соответствие»:
Численность населения Австралии Оперный театр
Коренное население Канберра
Столица Австралии Сидней
Крупный промышленный центр аборигены
Достопримечательность Сиднея 20 млн
11. Слепить из пластилина очертания рельефа Австралии
Рельеф делится на 3 области:
1. Западно - Австралийское плоскогорье h - 400 - 500 м.
2. Центр – низменность – озеро Эйр.
3. Средневысотный Большой Водораздельный хребет на востоке с наибольшей высотой материка - гора Косцюшко.
12. Рефлексия: проанализируйте ход своих мыслей, чувств, ощущений во время урока и ответьте на вопросы, используя 3 цвета светофора .Удалось ли тебе на уроке высказать свое мнение? Была ли у тебя возможность высказать свое мнение? Было ли тебе комфортно работать в группе? Были ли у тебя разочарования на уроке? Оцени свою работу на уроке?
13. Подведение итогов урока. Выставление оценок: суммативное оценивание.