Урок по географии на тему Австралия. географическое положение. История открытия (7 класс)

Тема урока: Австралия. Географическое положение. История открытия.

Цель:
дать знания о географическом положении и истории открытия Австралии
Задачи:
Обучающая:
- сформировать у учащихся знания о физико – географическом положении Австралии, истории открытия и исследования материка.
Развивающая:
- создать условия для повышения интеллектуального уровня , развития личности учащихся в результате мыслительной деятельности при построении знаний.
Воспитательная:
- формирование чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального

Планируемые результаты:
Предметные:
- определять географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки материка,
- показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материке
Метапредметные результаты
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;
- вести анализ и отбор информации,
- работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).
Личностные результаты обучения
- уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;
- уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений. Постановка цели и задач урока.
3. Изучение нового материала.
4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
5. Рефлексия.

Технологии, применяемые на уроке:
-сотрудничества,
-игрового обучения,
-взаимообучения,
-развитие познавательного интереса,
-здоровьесберегающая,
-ИКТ,
-личностно ориентированный подход

Используемые ресурсы:
- География материков и океанов. 7 класс. Учебник (авторы В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев).
- География материков и океанов. 7 класс. Методическое пособие (авторы В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев).
- География материков и океанов. 7 класс. Рабочая тетрадь (автор И. В. Душина).
- Компьютер;
- Дополнительная литература

Оборудование: презентация PPT, творческие работы учащихся, рисунки,



















Ход урока.
Организационный этап (1 минута)
Учитель. Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит,
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов сегодня трудиться и
получать знания!
Здравствуйте!

Актуализация опорных знаний и умений. Постановка цели и задач урока (8 минут).
На экране – кинофрагмент «Безумно красивая природа и животный мир Австралии»
Учитель: «Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями как какое-то гигантское кольцо; материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где каменные плиты тают от дождя; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например у ехидны и утконоса, что заставило ученых выделить их в особый класс птицезверей; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины. ... Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!...
А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших!»
Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
Учитель: Как вы думаете, о каком географическом объекте идёт речь?
Ученик: Материк Австралия.
Вспомните план изучения материка.

Ученик:
Географическое положения
История открытия материка
Рельеф и полезные ископаемые
Климат
Внутренние воды
Природные зоны
Население

Учитель. Какие вопросы мы обычно рассматриваем на первом уроке при изучении нового материка
Ученик. «СамоеСамое..., географическое положение и историю открытия материка»
Учитель. Попробуйте сформулировать тему урока
Ученик. Тема урока «Австралия. Географическое положение. История открытия
Учитель. Тема нашего урока «Австралия. Географическое положение. История открытия» (Слайд 1)
План нашего урока
«СамыйСамый материк»
Географическое положение
История открытия
Учитель. Какова цель нашего урока.
Ученик. Познакомиться с географическим положением и историей открытия Австралии.
Учитель. Цель урока «Познакомиться с географическим положением и историей открытия Австралии».

Ученик в костюме аборигена (стучится в дверь): Здравствуйте, ребята. Я приехал к вам из далекой Австралии. Давно мечтал побывать в вашей прекрасной стране.

Ученик: Я привез вам письмо от жителей Австралии
«Дорогие ребята из далекой России! мы очень любим свою страну и хотим, чтобы вы узнали об Австралии много нового и интересного. Приглашаем вас совершить воображаемое путешествие по материку. Желаем вам успеха в изучении природы населения нашей замечательной страны. С уважением ваши друзья»

Учитель: Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда в путь! При подготовку к уроку вы побывали историческими географами, литераторами, художниками, занимательными географами, ваши работы представлены на стенде. Работать вы будете большую часть урока самостоятельно, за правильные ответы с места и у доски вы будете получать дополнительные баллы. Итогом нашей работы будет заполнение «Листа успеха».




III. Изучение нового материала.
«СамыйСамый материк»
Ученик. Австралия, Австралия, прекрасный материк,
Он многим очень нравится, хотя и невелик,
Растения, животные там редкие живут.
Бутылочное дерево, ехидна, кенгуру,
Акация зонтичная, коала, лирохвост,
А также страус эму и даже утконос,
Австралия прекрасна, прекрасен материк.
Он всем, кто его видел,
Любить его велит. (О. Баранов)
Учитель. Перед Вами карта мира. Сравните, как расположена Австралия относительно других материков?
Ученик. Удалена практически от всех материков.
Учитель. Столетие назад путешествие из Европы в Австралию занимало от 7 месяцев до 1 года. В настоящее время перелёт из Москвы длится около суток, с обязательной посадкой в Дели или Сингапуре.
Учитель. Какое предположение можно выдвинуть?
Ученик. Если материк находится далеко от других материков, то он самый необычный.
Учитель. Попробуем сегодня и на следующих уроках это доказать.
Учитель. Перед вами текст, найди главную мысль в каждом абзаце, запиши её в «Листах успеха» (Задание 1, работаем в парах).
Текст
Главная мысль

1.Площадь материков:
Евразии – 54900 тыс. кв. км,
Африка – 30320 тыс. кв. км,
Северная Америка –
4250 тыс. кв. км,
Южная Америка –
17830 тыс. кв. км,
Антарктида – 14110 тыс. кв. км,
Австралия - 7687 тыс. кв. км,
Самый______________________материк

2. В Австралии выпадает наименьшее количество осадков
Самый ____________________ материк

3. Огромные океанские просторы отделяют Австралию от Европы, Африки и Америки.
Самый ____________________ материк

4. Почти половина материка не превышает по высоте 300 м.
Самый ____________________ материк

5. Отсутствуют вулканы, не случаются землетрясения
Самый ____________________ материк

6. 75 % растений и 95 % животных встречаются только в Австралии. Много животных, которые вымерли на других материках и сохранились только здесь
Самый ____________________ материк

Текст
Главная мысль

1.Площадь материков:
Евразии – 54900 тыс. кв. км,
Африка – 30320 тыс. кв. км,
Северная Америка –
4250 тыс. кв. км,
Южная Америка –
17830 тыс. кв. км,
Антарктида – 14110 тыс. кв. км,
Австралия - 7687 тыс. кв. км,
Самый маленький материк

2. В Австралии выпадает наименьшее количество осадков
Самый засушливый материк

3. Огромные океанские просторы отделяют Австралию от Европы, Африки и Америки.
Самый удаленный материк

4. Почти половина материка не превышает по высоте 300 м.
Самый низкий материк

5. Отсутствуют вулканы, не случаются землетрясения
Самый спокойный материк

6. 75 % растений и 95 % животных встречаются только в Австралии. Много животных, которые вымерли на других материках и сохранились только здесь
Самый удивительный материк


Учитель. Проверяем таблицу (Слайд 2)
Учитель. Поставьте себе оценку в «Листах успеха» (0 ошибок – «5», 1ошибка –«4», 2-3 ошибки – «3»)

Учитель. Как вы считаете, почему я выделила «маленький материк?»? Может быть, ответ на вопрос вы найдете в физической карте
Ученики. Отвечают на вопрос.

Учитель. (Слайд 3). Посмотрите, сколько всего «большого» на «маленьком» материке Австралия?
- Большой барьерный риф,
- Большой Водораздельный хребет,
- Большой артезианский бассейн,
- Большая песчаная пустыня,
- Большая пустыня Виктория,
- Большой Австралийский залив.

Учитель. Почему выделен Большой Барьерный риф?
Ученик. Самый большой в мире.
Учитель. Послушаем информацию про Большой Барьерный риф (Из «КМ-школы»)
Ответьте на вопрос «Почему был создан морской заповедник?»
Учитель. Назовите все особенности материка Австралия?
Ученики. Отвечают на вопрос.

Географическое положение материка
Учитель. Вспомните план изучения физико-географического положения материка (Слайд 4)
Ученик.
Положение относительно экватора
Положение относительно нулевого меридиана
Положение относительно тропиков
Океаны и моря, омывающие материк
Климатические пояса
Положение относительно других материков

Учитель. Перед вами текст «Географическое положение Австралии». Заполните пропуски, зачитайте, что у вас получилось.

Текст. Относительно экватора Австралия расположена в ___________________ полушарии, относительно нулевого меридиана – в ___________________ полушарии. Материк пересекает ________________ тропик. Австралия омывается __________________ и __________________ океанами и располагается в _____________________, _______________________ и _______________________ климатических поясах. Ближе всего находится материк ____________________.

Учитель. Проверяем выполнение задания.

Текст. (Слайд 5) Относительно экватора Австралия расположена в южном полушарии, относительно нулевого меридиана – в восточном полушарии. Материк пересекает южный тропик. Австралия омывается Индийским и Тихим океанами и располагается в субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах. Ближе всего находится материк Евразия.

Учитель. Поставьте себе оценку в «Листах успеха» (0 ошибок – «5», 1-2 ошибки –«4», 3-4 ошибки – «3»)


Учитель. Найдите сходства в географическом положении Африки и Австралии.
Ученик. Южное полушарие, восточное полушарие, южный тропик, Индийский океан, субэкваториальный, тропический, субтропический климатические пояса, близко - Евразия.

Физкультминутка (Слайд 6).
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

Учитель. Продолжаем (Слайд 7) Назовите крайние точки материка и обозначьте их на контурной карте:
- северная – мыс Йорк
- южная – мыс Юго-Восточный
- западная – мыс Стип-Пойнт
- восточная – мыс Байрон

Учитель. Находим и обозначаем объекты береговой линии на карте - -
- Коралловое море,
- Тасманово море,
- Большой Австралийский залив,
- Залив Карпентария,
- Арафурское море,
- Тиморское море,
- Торресов пролив,
- Бассов пролив,
- Остров Тасмания,
- Большой барьерный риф,
- Полуостров Арнемленд,
- Полуостров Йорк.



Учитель. В заключение второго этапа решаем кроссворд (Слайды 8-15).
Полуостров на севере материка
Крайняя восточная точка материка
Залив на юге материка
Пролив между Австралией и Новой Гвинеей
Крайняя северная точка материка
Остров к югу от Австралии
Путешественник
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Учитель. Все ли вам в кроссворде нравится?
Ученик. Кук – это путешественник.
Учитель. Д. Кук был великим мореплавателем. Что еще о нем мы можем сказать?
Ученик. Д.Кук был великим мореплавателем XVIII века! Он совершил три кругосветных плавания. Во время его плаваний ни один моряк не болел цингой, так как Д. Кук всегда запасался большим количеством квашеной капусту. А в ней, как известно, содержится целая кладовая различных витаминов. Советую вам чаще кушать капусту. Очень полезно для здоровья! Но, к сожалению, жизнь великого первооткрывателя Австралии трагически оборвалась на Гавайских островах при схватке с туземцами.
История открытия материка (Слайд 16)
Учитель. Переходим к изучению открытия Австралии. Слушаем выступления учащихся, называем путешественников и их открытия и заполняем схему.
Виллем Янсзон № _____
Луис де Торрес №_____
Абель Тасман №_____
Джеймс Кук №_____
 




Ученик. (Слайд 17) В 1606 году голландский мореплаватель Виллем Янсзон, зайдя в залив Карпентария, первым из европейцев достиг северных берегов Австралии. Ученик. (Слайд 18) Примерно в это же время испанец Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк и пролив, отделяющий Новую Гвинею от мыса Йорк, который впоследствии был назван Торресовым. Когда Торрес сообщил испанским властям на Филиппинах о своем открытии, было решено держать это открытие в секрете, и свыше 150 лет об этом никто не знал. Только после захвата Манилы англичане нашли в архивах сообщение Торреса. Его опубликовали лишь после того, как Джеймс Кук в XVII в. вторично прошел проливом между Австралией и Новой Гвинеей.

Ученик. (Слайд 19) В первой половине XVII в. голландцы открыли северный, западный и часть южного берега Австралии, которую до начала XIX в. называли Новой Голландией. Этот массив суши сначала объявили частью Южной Земли, но в 1642-1643 гг. голландец Тасман, обойдя Новую Голландию по кольцевому маршруту, доказал, что она представляет собой особый континент. Тасман не видел восточных берегов, так как шел слишком далеко от них, но он открыл участок побережья Новой Зеландии и остров Тасмания.
В XVIII в. между Англией и Францией началось соперничество за первенство нового континента.

Ученик. (Слайд 20) Летом 1768 г. от берегов Англии на поиски нового континента на корабле «Индевор» («Попытка») отправилась экспедиция под командованием уже известного к тому времени мореплавателя Джеймса Кука.
19 апреля 1770 г. экспедиция достигла восточного берега Австралии у самой южной оконечности.
28 апреля на 340 ю.ш. состоялась первая высадка на побережье. Небольшая группа темнокожих аборигенов при виде пришельцев скрылась в лесу.
До конца мая корабль шел вдоль центрального участка восточного побережья. «Индевор» вошел в опасную зону коралловых рифов и мелей. Здесь корабль сел на мель и распорол днище. В устье реки (она была названа Индевор) пришлось остановиться для ремонта. «Индевор» очень медленно шел среди рифов и мелей и 21 августа 1779 г. вышел к северной оконечности пятого материка, которому Кук дал название КЕЙП-ЙОРК. На следующий день Кук вступил в пролив, отделяющий Австралию от Новой Гвинеи.
22 августа 1770 г. Кук высадился на небольшом острове в Торресовом проливе и ввел во владение британской короны все восточное побережье Новой Голландии, которое он назвал Новым Южным Уэльсом.
Так завершилось открытие пятого континента Земли – Австралии.

Учитель. Проверяем открытия путешественников и схему (Слайд 21)
Луис де Торрес № 1
Абель Тасман № 2
Виллем Янсзон № 3
Джеймс Кук № 4

Исследователь
Страна
Открытия

Луис де Торрес
Испания
Торресов пролив, полуостров Кейп-Йорк

Виллем Янсзон
Голландия
Северный берег, залив Карпентария.

Абель Тасман
Голландия
Северные, западные и южные берега. Новая Зеландия, Тасмания

Джеймс Кук.
Англия
Восточное побережье Австралии


Домашнее задание. Параграф 28 (стр.149-151), на контурной карте обозначить береговую линию.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Игра «Сигнальные карточки» (Слайд 22)
(Выберите правильные ответы – зеленая карточка, неправильные – красная кармочка)
Австралия – самый засушливый материк («да»).
Первооткрывателем Австралии считается Виллем Янсзон («да»).
Австралию пересекают северный и южный тропики («нет»).
Джеймс Кук исследовал западное побережье Австралии («нет»).
Крайняя северная точка материка – мыс Байрон («нет»).
Австралия – самый маленький материк («да»).

Составить карту Австралии (Магниты с номерами прикрепить на карту)
северная – мыс Йорк,
южная – мыс Юго-Восточный,
западная – мыс Стип-Пойнт,
восточная – мыс Байрон,
Большой Австралийский залив,
Большой барьерный риф,
Остров Тасмания,
Торресов пролив,
Бассов пролив,
Полуостров Йорк,
Коралловое море,
Тасманово море,
Залив Карпентария,
Арафурское море,
Тиморское море,
Полуостров Арнемленд,


V. Рефлексия (Слайд 23)
Какое настроение сейчас у вас ?


Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Джеймс Кук
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Луис де Торрес
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Вильям Янсзон
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– география Австралии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Австралия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- иллюстрации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Джеймс Кук
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Джон Стюард
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Миклухо-Маклай





Приложение 1. (Лист успеха (____________________________________)
Австралия. Географическое положение. История открытия.
Задание 1. «СамыйСамыйматерик»
Найдите главную мысль в каждом абзаце, запишите её в «Листах успеха» (работаем в парах).
Текст
Главная мысль

1.Площадь материков:
Евразии – 54900 тыс. кв. км,
Африка – 30320 тыс. кв. км,
Северная Америка – 4250 тыс. кв. км,
Южная Америка – 17830 тыс. кв. км,
Антарктида – 14110 тыс. кв. км,
Австралия - 7687 тыс. кв. км,
Самый______________________материк

2. В Австралии выпадает наименьшее количество осадков
Самый ____________________ материк

3. Огромные океанские просторы отделяют Австралию от Европы, Африки и Америки.
Самый ____________________ материк

4. Почти половина материка не превышает по высоте 300 м.
Самый ____________________ материк

5. Отсутствуют вулканы, не случаются землетрясения
Самый ____________________ материк

6. 75 % растений и 95 % животных встречаются только в Австралии. Много животных, которые вымерли на других материках и сохранились только здесь
Самый ____________________ материк


(Оценка_____)


Задание 2. «Географическое положение Австралии». В тексте заполните пропуски.
Текст. Относительно экватора Австралия расположена в ___________________ полушарии, относительно нулевого меридиана – в ___________________ полушарии. Материк пересекает ________________ тропик. Австралия омывается __________________ и __________________ океанами и располагается в _____________________, _______________________ и _______________________ климатических поясах. Ближе всего находится материк ____________________. (Оценка ______)

Задание 3. История открытия материка. Заполните схему


Виллем Янсзон № _____
Луис де Торрес №_____
Абель Тасман №_____
Джеймс Кук №_____


(Оценка ____) Задание 4. Дополнительные баллы_______________________________________ _____ _____________









13PAGE 15






LEAD Technologies Inc. V1.01
·ЫC
·Є
·µЄ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·А
·
·
·
·"
·
·
·
·
·Picture 2Описание: C:\Users\Татьяна\Desktop\30d57380caf261e961893b2f6442c839.gif