Рабочая программа элективного курса Основы гигиены и санитарии для 10 класса











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ 10 класс







Чениб Ирина Байзетовна- учитель биологии
МБОУ «СШ № 10» а.Козет

ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Осведомлённость людей о причинах и факторах, влияющих на их здоровье и жизнеспособность, повышает вероятность их выживания в условиях неблагоприятной экологической, социальной и демографической обстановки.
Элективный курс «Основы гигиены и санитарии» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Получение ими знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.
Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся старшей ступени, так как позволит школьникам понять причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Цель программы: расширить и углубить знания учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
1) помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии;
2) формировать осознанное отношение к своему здоровью;
3) научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
4) использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.
Содержание про граммы раскрывает научно-биологические проблемы, включает в себя теоретический и практический материал. В ходе теоретических занятий рассматриваются история гигиены, ·гигиена питания, дыхания; вопросы профилактики сердечно-сосудистых, кожных и инфекционных заболеваний; предупреждение наркомании и табакокурения. Практическим содержанием программы является определение функциональных сердечно-сосудистых проб, измерение артериального давления и частоты пульса до и после физической нагрузки, выявление плоскостопия и недостатков осанки, определение дыхательных функциональных проб.
По структуре программа элективного курса носит модульный характер. Порядок изучения отдельных тем курса может быть различным. Программа рассчитана на учащихся 9-10 класса; занятия проводятся 1 час в неделю.
Методы работы: лекции, беседы, диспуты, ролевые и деловые игры, лабораторные работы.
Предполагаемые результаты.
В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания о физиологии и здоровье человека, приспособительных особенностях организмов, о значении правильного питания, дыхания, о необходимости закаливания, соблюдения правил гигиены и санитарии для укрепления здоровья. Важнейшим итогом проведенных занятий станут выполненные учащимися проекты по темам:
профилактика наиболее опасных заболеваний данного региона;
организация первой помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях;
система психофизического саморегулирования;
организация труда и отдыха;
составление рациона питания;
про ведение санитарного анализа воздуха в помещении;
про ведение санитарного анализа природной воды на предмет её пригодности для питья.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Введение. (1 час)
Т е м а 1. Предмет и методы гигиены.
Гигиена как профилактическое направление медицины, изучающее влияние факторов природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Санитария как прикладная часть гигиены. Методы гигиены: анализ факторов внешней среды, физиологические и клинические наблюдения, санитарное обследование. Отрасли гигиены. Связь гигиены с анатомией, физиологией человека и другими науками.
Раздел II. История гигиены. (2 часа)
Т е м а 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья. (1 час)
Санитарно-гигиеническая культура Греции и Древнего Рима. Античные философы (Гиппократ, Гален) о здоровом образе жизни. Римские бани, водопровод. Гигиена детства, физическое воспитание. Санитарно-гигиеническое состояние городов и поселений средневековья. Возникновение ритуальных обрядов. Христианская церковь и её влияние на санитарно-гигиеническую культуру средневековья. Санитарное состояние населения Европы в период новой истории. Возникновение гигиены как науки. Влияние работ Луи Пастера на развитие гигиенической науки. Гигиенисты XIX в. (Паркс, Паттенкофер, Рубнер и др.).
Т е м а 3. История гигиены в России. (1 час) Санитарная культура Руси ХV-ХVI вв., её отражение в «Домострое». Санитарное состояние населения Руси ХVII-ХVIII вв. Реформы Петра 1. Вклад М. В. Ломоносова в становление гигиенической науки. Гигиена и санитария XIX В.: Н. И. Пирогов, Д. Ф. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман. Совершенствование системы здравоохранения в настоящее время. Раздел III. Физическая активность и здоровье. (2 часа)
Т е м а 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. (1 час) Роль опорно-двигательной системы в физическом и психическом развитии ребёнка. Роль мышечной активности в жизни человека. Необходимость сочетания умственного и физического труда. Лабораторная работа N 1. Строение и работа мышц; анализ мышечных движений.
Т е м а 5. Задачи физического воспитания. (1 час) Физические упражнения, подвижные игры, спорт. Значение и правила выполнения утренней зарядки. Приёмы самоконтроля, выявление нарушений осанки. Приёмы и упражнения, корригирующие осанку. Плоскостопие, его предупреждение и коррекция. Лабораторная работа N 2. Выявление плоскостопия и недостатков осанки, корригирующие упражнения. Раздел IV. Предупреждение инфекционных заболеваний. (2 часа)
Т е м а 6. Инфекционные заболевания. (1 час) Микроорганизмы - возбудители болезней. Защитные силы организма. Учение об иммунитете. Понятие об инфекционных заболеваниях. Условия возникновения эпидемий. Стадии инфекционного заболевания: инкубационный и острый периоды, выздоровление.
Т е м а 7. Профилактика инфекционных заболеваний. (1 час) Профилактика инфекционных заболеваний (ликвидация источников инфекции, пресечение её передачи, повышение устойчивости человека к данной инфекции). Предупредительные прививки. Наиболее часто встречающиеся инфекции в данном регионе, их профилактика. Средства личной гигиены, первая доврачебная помощь, уход за инфекционными больными. Лабораторная работа N 3. Приёмы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях.
Раздел V. Травматизм и его профилактика. (3 часа)
Т е м а 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями. (1 час) Ушибы, растяжения, вывихи, переломы, ожоги, обморожения. Кровотечения; способы остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений. Повязки, обработка ран.
Т е м а 9. Первая помощь при травмах.
Лабораторная работа N 4.(1 час) Использование кровоостанавливающих и дезинфицирующих средств, наложение шин, теплоизолирующих повязок при обморожениях 1 и III степени.
Т е м а 10. Предупреждение травматизма. (1 час) Техника безопасности при работе с инструментами, сельскохозяйственными орудиями, с подвижными механизмами; защитные приспособления. Раздел VI. Предупреждение и первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях. (4 часа)
Т е м а 11. Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы. (1 час)
Особенности сердечно-сосудистой системы юношества. Заболевания сердца и сосудов, их предупреждение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему.
Т е м а 12. Тренировка сердца и сосудов. (1 час) Лабораторная работа N 5. Рассматривание под микроскопом препарата сердечной мышцы.
Лабораторная работа N 6. Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.
Лабораторная работа N 7. Определение скорости кровенаполнения в капиллярах ногтевого ложа; влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга кровообращения. Т е м а 13. Функциональные сердечно-сосудистые пробы. (1 час)
Лабораторная работа N 8. Функциональные сердечно-сосудистые пробы. Т е м а 14. Знакомство с кардиографией. (1 час)
Экскурсия в кардиологический кабинет районной поликлиники. Раздел VII. Гигиена дыхания. (2 часа)
Т е м а 15. Особенности функционирования органов дыхания. (1 час) Физиологические тесты и функциональные дыхательные пробы. Понятие о кислородном голоде.
Лабораторная работа N 9. Дыхательные функциональные пробы: измерение времени максимальной задержки дыхания при глубоком вдохе, при глубоком выдохе, до и после дозированной нагрузки.
Т е м а 16. Гигиенические основы дыхания. (1 час) Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. Поддержание чистоты в помещении. Развитие голосового аппарата. Мутация голоса. Гигиена голоса. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Вредное влияние курения на органы дыхания.
Лабораторная работа N 1 О. Санитарный анализ воздуха в помещении. Изготовление простейших респираторов. Раздел VIII. Гигиена питании. (3 часа)
Т е м а 17. Рацион и режим питания. (1 час) Принципы рационального питания. Равновесие между энергией, поступающей с пищей, и расходуемой. Санитарно-гигиенические требования к хранению и употреблению пищевых продуктов. Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Лабораторная работа N 11. Санитарная проверка пищевых продуктов.
Лабораторная работа N 12. Санитарная проверка пригодности для питья природной воды.
Т е м а 18. Заболевания органов пищеварения. (1 час) Пищевые отравления. Меры первой помощи. Гипо- и гипервитаминозы, их предупреждение. Инфекционные, неинфекционные острые и хронические заболевания органов пищеварения; глистные инвазии. Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения.
Т е м а 19. Понятие о диетотерапии. (1 час) Диетотерапия как наука о терапевтическом воздействии пищевых продуктов на организм человека. Лечение и профилактика заболеваний методом диетотерапии. Энергетическая ценность и химический состав продуктов. Физические свойства пищи. Перечень разрешённых и рекомендованных пищевых продуктов.
Раздел IX. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви. (2 часа)
Т е м а 20. Кожа. (1 час)
Функции кожи и причины их нарушения. Уход за кожей. Профилактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний, чесотки. Защита кожных покровов в быту и на производстве. Лабораторная работа N 1 3 . Определение типа кожи: нормальная, сухая, жирная.
Т е м а 21. Закаливание. Гигиена. (1 час)
Теплорегуляция и приёмы закаливания. Механизмы действия природных факторов. Методы и формы закаливающих процедур. Гигиена одежды. Подбор одежды и обуви с учётом погодных условий. Профилактика воздействия на организм опасных для здоровья метеорологических факторов. Закаливание. Первая помощь при солнечных, тепловых ударах, доврачебная помощь при переохлаждении организма.
Раздел Х. Нервная система и психическое здоровье. (4 часа)
Т е м а 22. Нервная система. (1 час)
Значение нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Понятие о динамическом стереотипе, его роли в повседневной жизни. Навыки и привычки.
Т е м а 23. Стресс. (1 час)
Стресс и фазы его развития: тревога, адаптация, истощение. Предупреждение отрицательных последствий стрессов.
Т е м а 24. Поведение. (1 час)
Выработка навыков и привычек. Понятие об активном и реактивном поведении. Режим дня как проявление реактивного поведения. Гигиена сна. Несостоятельность оккультизма. Вред суеверий.
Т е м а 25. Психическое здоровье. (1 час)
Психическое здоровье: человек в коллективе, межличностные отношения, оценка окружающих и самооценка, соотношение переживаний и конкретных действий. Психогигиена.
Раздел XI. Предупреждение вредных привычек. (2 часа)
Т е м а 26. Наркотики. (1 час)
Свойства наркотиков. Реакция на наркотики здорового организма. Стадии развития наркомании. Физическая и психическая деградация личности наркомана. Борьба с курением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма.
Т е м а 27. «Имя беды - наркотики». Пресс-конференция. (1 час)
Раздел ХII. Гигиена труда. (4 часа)
Т е м а 28. Понятие о работоспособности. (1 час) Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности: фазы врабатывания, наибольшей работоспособности, истощения. Утомление, усталость. Объективные признаки утомления. Причины переутомления. Правильная организация труда.
Т е м а 29. Особенности учебной деятельности. (1 час) Работоспособность школьника и её поддержание. Развитие наблюдательности. Роль произвольного внимания в учении. Активизация внимания. Развитие памяти, воссоздающего и творческого мышления. Качества ума. Гигиена учебного труда.
Т е м а 30. Выбор профессий. (1 час) Эмоции и воля в учебном процессе. Понятие мотивации. Темперамент и формирование характера. Способности и одарённость. Выбор профессии.
Т е м а 31. Защита проектных работ учащихся. ( 1 час) Примерные темы проектных работ учащихся.
1. Инфекционные заболевания и их профилактика.
2. Первая ПОМОЩI, при сердечно-сосудистых заболеваниях.
3. Система психофизического саморегулирования.
4. Перспективы адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Организация труда и отдыха. Режим дня.
5. Анализ при годности для питья природной воды.
15