Обмен педагогическим опытом. Школа педагогического мастерства. Выступление на тему: Организация проведения учебных занятий в ОУ СПО. Компетентностный урок — по требованиям ФГОС СПО


-623570-301625ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ ИМ.П.К.МЕНЬКОВА»
ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Тема: Организация проведения учебных занятий в ОУ СПО.
Компетентностный урок - по требованиям ФГОС СПО
Форма проведения: практикум
Дата проведения: 22.11.2016
Подготовила: преподаватель Дикая Л.С.
Севастополь
2016
Тема: Организация проведения учебных занятий в ОУ СПО.
Компетентностный урок - по требованиям ФГОС СПО
Цель занятия:
развивать методическую культуру преподавателей;
формировать творческий подход к преподавательской деятельности;
ускорять и оптимизировать процесс овладения практическими навыками проектирования урока нового типа в соответствии с требованиями ФГОС;
поделиться собственным опытом применения методических приёмов на разных этапах компетентностного урока;
продемонстрировать на практике применение отдельных методических приёмов ведения компетентностного урока.
Техническое сопровождение:
презентация по указанной теме.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие.
Вводная часть.
Мотивация и актуальность Школы педагогического мастерства.
Устное сообщение* (изложено с частичным сохранением разговорной риторики)
- Что собой представляет Школа педагогического мастерства?
-80010566420Школа педагогического мастерства возобновляет свою работу. По сути ШПМ - преемница существовавшей в колледже ранее Школы начинающего преподавателя, только функции ее расширяются.
Школа педагогического мастерства – это структурно-профессиональное подразделение методической службы колледжа, представляющее собой постоянно действующее профессиональное сообщество преподавателей нашего колледжа (Слайд 1)
Согласно Положению о ШПМ, нам с вами предстоит осуществлять
Слайд 1
работу по собственному культурному, методическому – профессиональному росту.
- Зачем нужна Школа ПМ?
В ШПМ участвуют ВСЕ члены педколлектива – и начинающие, и многоопытные преподаватели. И в этом – глубокий смысл, поскольку это благоприятствует:
- во-первых, - преемственности опыта старших коллег начинающими преподавателями;
- во-вторых, нам, преподавателям с многолетним стажем, в каком-то смысле даже труднее, чем молодёжи. Ведь начинающим – не с чем сравнивать, им не приходится перестраиваться и переучиваться.
-156210116205Преподавателям же с большим стажем приходится испытывать определённые трудности (Слайд 2), среди которых:
неготовность педагогов с многолетним стажем работы принимать и применять непривычные для них технологии;
нежелание отказаться от поурочных наработок и методик, накоп-
Слайд 2
ленных за многие годы;
неготовность к смене парадигмы поведения;
сопротивление (страх) педагогов перед введением ФГОСов.
Частенько от моих коллег приходится слышать устаревшие, хотя и не лишенные определённого смысла изречения: «Поздно, мол, нам переучиваться», «Голову сломаешь этими УМК и КОСами…», «Хотят урок превратить в цирк! Они сюда не развлекаться приходят!», «Вот сейчас мы только вникнем в эти ФГОСы, а они, гляди, завтра что-то новое придумают» и подобные – в таком же духе.
32689-3810А тут ещё и наши злейшие враги (Слайд 3) – незнание и непонимание некоторых новшеств и новых нормативных документов, страх не успеть охватить и осилить нововведения, отстать, общая тревога, дикая перегрузка, что приводит к симптомам профессионального выгорания…
Все эти обстоятельства как раз и служат мотивацией для участия в Слайд 3
ШПМ, призванной учить быстрее перестраиваться, помогать друг другу, делиться опытом в новых профессиональных подходах, сообща преодолевать трудности погружения в ФГОСы. Таким образом, ПОЛЬЗА от ШПМ не вызывает сомнений.
Давайте постараемся выстроить сегодняшнее занятие так, чтобы извлечь максимальную пользу за минимальное время! Пожелаем сами себе плодотворного труда!
И начинаем прямо сейчас!
Определение темы занятия в контексте современных требований ФГОС.
Демонстрация методического приёма «Работа над высказываниями знаменитых людей» на этапе «Определение темы урока»
Моделирование учебной ситуации:
Шаг 1-ый:
Задание. Прочитайте цитаты. Предложите их объяснение в контексте темы нашего занятия (Слайд 4)
-2159007620 - «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты» (Ж.- Ж. Руссо - французский философ, писатель, композитор. 1712-1778) 
- «Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит...» (Б.Слуцкий, русский поэт, 1919 – 1986) 
- «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» (Б. Шоу,  ирландский драматург, философ и прозаик, 1856 1950.) 
- «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (А. Дистервег - немецкий педагог, прогрессивный либеральный политик,1790 - 1866). 
Шаг 2-ой:
Эвристическая беседа
- В контексте нашего занятия ЧТО мы можем подразумевать под ремеслом? (педагогический труд)
- Что подразумеваем под инструментами этого ремесла? (наш педагогический инструментарий – начиная с теоретических знаний, заканчивая методами, приёмами, технологиями и формами работы)
- В контексте сказанного перефразируйте высказывание Ж.-Ж. Руссо (Прежде чем приступить к педагогической деятельности, необходимо овладеть всем арсеналом теоретических знаний и практических профессиональных умений).
Примерно в таком русле проводим работу над остальными высказываниями, в результате чего через систему логически выстроенных эвристических вопросов подводим «студентов» примерно к такому выводу:
В нашем ремесле – педагогическом труде, - главным инструментом является урок – как элемент процесса обучения, и способы, которыми он реализуется. На этом уроке должны максимально действовать студенты. В уроке – НЕТ места скуке, монотонности.
Шаг 3-ий:
«Мозговой штурм». Формулировка «студентами» темы урока.
Все эти положения и отражают сущность урока нового типа – компетентностного, а также ключевые требования ФГОС к этому уроку. Этому будет посвящено наше занятие. Сформулируйте, пожалуйста, окончательную версию темы нашего занятия («Студенты» по технологии «мозгового штурма» «накидыват» возможные варианты звучания темы, доводя её до грамотного и завершенного состояния).
3230188927
Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – «Компетентностный урок - по требованиям ФГОС СПО». (слайд 5)
Мы продемонстрировали один из возможных методических приёмов определения темы урока через работу над высказываниями великих людей. И сделали это уже согласно требованиям ФГОС: преподаватель не сам объявил
Слайд 5
студентам готовую тему, а подвёл их к самостоятельному её определению, использовав для этого цитаты великих людей, применив эвристическую беседу и «мозговой штурм».
Постановка целей занятия в контексте современных требований ФГОС.
И теперь, когда тема нашего занятия определена, переходим к следующему этапу нашего «урока» – определение целей и задач урока. Для этого продемонстрируем следующий приём.
Демонстрация методического приёма «Работа с наглядным средством - таблицей» на этапе «Постановка целей урока».
Моделирование учебной ситуации:
Шаг 1-ый:
Задание. С помощью таблицы «Существенное различие между традиционным и компетентностным уроками» (слайд 6) попробуем определить цели урока. Для этого проделываем следующие действия в такой последовательности:
-21570739426

Слайд 6
Шаг 2-ой:
Определение границы известного и неизвестного:
- Что нам в этой таблице известно? (Содержание 1 и 2 граф)
- А что – неизвестно? (Содержание 3 графы)
Шаг 3-ий:
Определение целей урока, их озвучивание.
- Какие же перед нами цели? (Поскольку содержание 1-ой и 2-ой граф нам уже известны, то наша цель - определить содержание 3 графы, иными словами, Наша цель: определить, какие эффективные приёмы применять на разных этапах компетентностного урока).
Шаг 4-ый:
Определение горизонтов ожидания.
Цель этого шага – конкретизировать, разбить общие цели на конкретные задачи. Чтобы это сделать, необходимо ответить на вопрос:
- Что конкретно вы ожидаете от этого урока? Что бы вы хотели узнать, чему научиться?
(Мы хотели бы поучаствовать в моделировании учебных ситуаций, увидеть элементы мастер-класса с демонстрацией каких-то конкретных приёмов работы; в целом мы хотели бы получить конкретный материал, который смогли бы адаптировать и применить на собственных занятиях; получить памятки или адреса Интернет-источников с нужным и полезным материалом по теме и т.д. и т.п. В конечном итоге хотим четко осознать разницу между старыми и современными подходами к конструированию урока - в соответствии с ФГОС) Мы проследили один из возможных алгоритмов постановки целей НЕ преподавателем, а студентами.
Таким образом, на примере материала нашего занятия мы сейчас продемонстрировали методические приёмы определения темы и целей урока в контексте компетентностного подхода….
Именно таким путём мы можем это делать на своих уроках.
2. Основная часть занятия.
2.1 Аналитическая работа с таблицей
Вопросы для беседы:
- С помощью таблицы определим, в чем же главная особенность современного компетентностного урока.
- Какова была роль преподавателя на традиционном уроке? – вопрос преподавателям старшего поколения (Преподаватель основную часть деятельности на уроке брал на себя: … детализируют действия преподавателя по 2 графе – для молодёжи)
- Таким образом, каков главный подход к построению традиционного урока? (Информативно-обучающий – преподаватель даёт готовую «голую» информацию - определённый набор знаний, умений и навыков. Роль обучающихся - пассивная)-175895208915- А какой подход лежит в основе современного компетентностного урока? (Слайд 7).(Деятельностный – обучающийся сам добывает информа-цию через организованную на уроке ЕГО собственную активную позна-вательную деятельность. Цель – сформировать компетенции обучаю-щегося – общие и профессиональные).Слайд 7
Итак, каков же определяющий подход к организации компетентностного урока? (Деятельностный подход)
В чем заключается деятельностный подход?
Таким образом, мы подошли к выводу о деятельностном подходе к обучению как о ведущем и единственно возможном в свете требований ФГОС.
Вывод 1-ый:

Определяющим подходом в организации компетентностного урока, согласно требованиям ФГОС, является деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности студента. Он включает и компетентностный подход (ориентацию на формирование компетенций), и личностно-ориентированный (учитывает индивидуальные особенности обучающихся).
2.2. Коллективное обсуждение «формулы эффективности урока»

Организационной единицей учебного процесса является урок И далее речь пойдёт о деятельностном подходе к проектированию КАЖДОГО отдельно взятого урока.
- Каким должен стать УРОК сегодня - в контексте требований ФГОС? Накидайте смысловой ряд определений современного урока (качественный, яркий, интересный, позитивный, содержательный, продуктивный, оптимальный, творческий, эффектный, эффективный…)- Все предложенные определения можно объединить в одно собирательное – эффективный. Попробуем определить «формулу эффективного урока», используя графическую подсказку (Слайд 8).
2540-73964Ключевые вопросы для обсуждения:
- Скажите, что для вас эффективный урок? (Эффективный урок – урок, который приводит к нужным результатам; эффективный урок – это, прежде всего, урок интересный, продуманный, на котором главное – это труд СТУДЕНТА) Слайд 8
- Чего же не должно быть на эффективном уроке? (На эффективном уроке не должно быть скуки, монотонности, громоздкого домашнего задания, рутины, грубости по отношению к студентам и т.п.). 
- В сущности, любой урок содержит две составных: подготовку и проведение. Причем, без тщательнейшей подготовки даже самый опытный преподаватель, только лишь за счет своего опыта, не сможет провести эффективного урока. Ведь УРОК – это главная единица учебно-воспитательного процесса (слайд 9)
Каким же должен быть современный урок?
390248635032433596598





Слайд 9 Слайд 10
На принципиально новую функцию учителя, преподавателя на уроке мы уже указали чуть раньше. (слайд 10). Главная задача учителя, преподавателя на уроке существенно изменилась. На каждом уроке нам необходимо максимально активизировать познавательную деятельность наших студентов. Как этого можно добиться? Добиться этого можно при единственном условии: вызвать ИНТЕРЕС студентов к изучаемому материалу! Для этого недостаточно просто хорошо знать материал. Необходимо настоящее ТВОРЧЕСТВО педагога при подготовке каждого урока. Только творчески, с душой продумывая каждый урок, каждый этап, каждую минуту, мы можем сделать процесс обучения интересным. Мы должны студентов обучить способам самостоятельного добывания знаний - научить их учиться. И обязательно делать это творчески, интересно!
Альберт Энштейн небезосновательно заметил, что творчество заразительно. К труду преподавателя это особенно применительно!

2.3 Актуализация опорных знаний с элементами обмена опытом
Напомним, какие составные включает подготовка к уроку. Пользуемся подсказкой (Слайд 11)
51879545085



Слайд 11
Комментированное чтение
Задание. Читаем каждый пункт и комментируем его на основе собственного опыта (присутствующие читают и комментируют все составные подготовки, давая краткие попутные оценки каждого компонента подготовки, подтверждая их примерами из собственного опыта, обозначая важность каждого из них):
определение места урока в системе уроков данного раздела, темы;
чёткая формулировка темы;
определение целей (дидакт., развив., воспитат.)
определение типа, вида урока, ведущих понятий;
непосредственное проектирование урока (составление плана-конспекта урока):
структурирование – определение этапов урока, временнЫх пропорций каждого этапа;
подбор оптимальных методов и приёмов проведения каждого этапа;
подготовка средств обучения – раздат., дидакт. матер., ТСО и пр….)
продумывание и включение в канву занятия средств обратной связи;
продумывание и включение межпредметных связей;
подбор дифференцированного д/з;
продумывание способов рефлексии.
Вывод 2-ой:

ПОДГОТОВКА к уроку является важнейшей частью работы преподавателя и требует тщательности и творчества.


2.4 Описание и демонстрация методических приёмов ведения компетентностного урока на разных его этапах.
Наша следующая задача – обозначить основные структурные этапы урока усвоения новых знаний (открытия новых знаний) и продемонстрировать, какими конкретными приёмами можно заполнить каждый из них (слайд 12)
287110574Этапы урока открытия новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Тема урока, постановка цели и задач урока.
3) Мотивация учебной деятель-ности учащихся.
4) Актуализация знаний.
Слайд 12
5) Первичное усвоение новых знаний.
6) Первичная проверка понимания.
7) Первичное закрепление.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

1) Организационный этап
Организационный этап - это организационно-эмоциональный импульс урока…. Начало занятия – важный момент! От начала во многом зависит всё занятие! Цель: переключить, настроить, организовать готовность студентов, включить в ритм работы. Иногда тут уместна шутка, случай из жизни, какое-то воспоминание – это снимет напряжение после предыдущего возможного стресса (сложной контрольной работы, неприятности и т.п.), создаст настрой, настроение, атмосферу… Необходимы доброжелательность! Партнёрство! Ещё в этот коротенький этап входят режимно-дисци-плинарные моменты: подготовка помещения, рабочих мест, оборудования, дидактического сопровождения и пр.
Тема урока, постановка цели и задач урока
Методические приёмы определения темы урока и постановки его целей мы уже продемонстрировали в начале нашего занятия. Постановку целей тоже уже продемонстрировали.
В своей работе я часто использую (и рекомендую это делать при необходимости вам) такие приёмы:
ПРИЁМ ЗАМЕНЫ ОФИЦИАЛЬНОГО ЗВУЧАНИЯ ТЕМЫ ОБРАЗНЫМ, поэтическим аналогом. Своеобразие предмета «Литература» позволяет это делать. Это могут быть либо строчки из произведения изучаемого автора, наиболее характерные для его творчества, либо строчки других авторов, характеризующие личность или творчество изучаемого писателя.

Примеры:
Изучая творчество А.А.Ахматовой, первую тему «Очерк жизни и творчества А.Ахматовой» можно заменить на «Душа её в поэзии жива, Волшебно и величественно слово…» А вторую тему «А.Ахматова. Поэма «Реквием» лучше заменить строчками самой поэтессы: «Я была тогда с моим народом Там, где мой народ, к несчастью, был».
А изучая творчество А.Блока, вводный урок можно обозначить темой, звучащей, к примеру, так: «Блок – трагический тенор эпохи». Именно так великого поэта назвала та же Анна Ахматова.
Поэтически звучащее название темы не только более привлекательно и интересно для студентов, но и вызывает эмоции, развивает художест-венный вкус, образное мышление, усиливает интерес студентов к личности изучаемого автора.

Мотивация учебной деятельности студентов
Мотивация – это синоним ИНТЕРЕСА! Это моделирование, создание условий, при которых каждый обучающийся осознаёт важность, нужность, значимость и личностную заинтересованность в материале, который предстоит изучить. Уже на этом этапе у студентов должен возникнуть искренний интерес и желание быстрее изучить этот материал.
Мотивация бывает разных видов.
В начале изучения всего курса учебной дисциплины или большого её раздела уместна глубокая монументальная мотивация – рассчитанная на длительный период.
На каждом отдельном уроке в начале изучения отдельной темы нужна другая мотивация – сообразна с конкретной темой.
В течение урока – на любом из его этапов – уместны «разовые», «эпизодические» мотивации как стимулирующее «разовое» средство.
Применяю и рекомендую такие приёмы мотивации:
АППЕЛЯЦИЯ К ЖИЗНЕННОМУ ОПЫТУ студентов (к ситуации из жизни – но НЕ надуманной, а жизненной, понятной и близкой студентам, значимой для них и понятной им).
Пример:
- Есть ли среди вас такие, кто ни разу в жизни не имел разногласий и конфликтов с родителями на почве расхождения вкусов или разных взглядов на что-либо? Есть такие?
- Так вот, проблема конфликта поколений существует издавна. Имеет ли она решение? ….О ней писали многие писатели всех времён и народов. Среди них роман …., в котором в числе других – проблема конфликта поколений…
Так мы можем предварить изучение романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (только, чтобы не примитизировать проблему романа, не свести её к бытовым смыслам, следует сразу отметить, что у И.С.Тургенева эта проблема носит еще и острый социальный характер…Какой именно? Вот и рассмотрим для этого роман…). Постановка ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
Пример:
Тема урока: А.Гончаров, роман «Обломов». Сравнительная характерис-тика образов Обломова и Штольца.
Само произведение, как показал опыт, особого интереса у детей 15-летнего возраста не вызывает, и произведение они читают неохотно. Крючочком, на который можно подцепить интерес студентов к произведению, служит проблемный вопрос. Подхожу к нему через небольшую преамбулу:
«… Задумывались ли вы над тем, что любой текст имеет 100% смысл – от японских двустиший до 4-томного романа Л.Толстого «Война и мир». И автор маленького двустишия, и автор масштабнейшего 4-томного романа в равной степени стремятся через своё произведение провести какую-то свою сверх-идею… Какая-то идея наверняка была и у Гончарова. Причем, как писатель, он мог сделать это через образы романа…», - говорю я. Эта базовая мысль изначальна. - «В центре романа находится образ - ? Да, Ильи Ильича Обломова. Но всё время рядом с ним - ? Да, Андрей Штольц».
Примерно так мы подводим студентов к проблемному вопросу:

- Почему столь разные люди как Штольц и Обломов, дружат всю жизнь?
- Что энергичного, динамичного, деятельного Штольца тянет к апатичному бездеятельному Илюше Обломову?
Через ряд вопросов подводим студентов к неожиданному для них самих выводу: рациональный немец Штольц много работает, чтобы сколотить капитал. А капитал ему нужен для того, чтобы в конечном итоге он мог не работать, а жить безбедно на проценты от заработанного капитала и лежать себе на диване, как Обломов … Получается, что Штольцу Обломов интересен как воплощенная его собственная подсознательная мечта... наслаждаться жизнью, не заполняя её трудами… Так ли это? Желание докопаться до истины пробуждает определённый интерес, вызывает ассоциации с современными реалиями, мысли о гражданской позиции и пр. – в результате чтение и обсуждение эпизодов романа может перерасти в бурное обсуждение и дискуссию.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭПИГРАФА, ПОСВЯЩЕНИЯ, ЛИТЕРА-ТУРНО-КРИТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ
Пример:
Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Произведение слишком глубокое, сложное для студентов. Они с удовольствием читают Московские главы романа. А вот главы Ершалаимские не вызывают у них интереса.
Для пробуждения их интереса можно использовать статью Б. Бобарыкина «Михаил Булгаков», где автор изобразил некий визуальный образ романа…Ершалаимский мир он изобразил вершиной пирамиды (пирамидой, усечённой снизу) – поскольку в романе изображена знать Ершалаима, социальная верхушка общества, а Москву – основанием пирамиды (пирамидой, усечённой сверху) – поскольку в романе изображен простой люд, мелкие чиновники, «так себе – среднее звено». Если мы предложим нашим студентам нарисовать и совместить эти две геометрических фигуры, они получат целую пирамиду - целостную картину мира… Смысл этого: в сложившейся полной пирамиде воплощено человеческое общество – безотносительно ко времени или национальности, - с общечеловеческим философским представлением писателя о смысле жизни, о любви – независимо от места и времени…Вот это мы найдём в романе! Молодым людям, которых в их возрасте волнуют философские вопросы о смысле бытия, эта графическая метафора приходится по душе и стимулирует дальнейшую работу по ознакомлению с произведением, где они надеются найти какие-то подсказки ответов на волнующие их вопросы…
«ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»
Пример:
- Я задумываю литературного героя (можно предмет, историческое лицо, событие…). Студенты должны разгадать, кого я задумала. Для этого они задают мне вопросы, на которые я могу дать только краткий ответ: «да» или «нет», - «тонкие» вопросы:
- Это мужчина? (Нет)
- Это женщина? (Да – с таких вопросов ст-ты начинают чаще всего)
- Она – дворянского происхождения? (Да) и т.д.
Отгаданные персонажи могут стать объектом дальнейшего обсуждения. А предварительная мотивация просто активизирует работу и усилит интерес к героям.
РАБОТА НАД ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ ПИСАТЕЛЯ
Примеры:
Читаю высказывания на доске (экране):
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»;
«Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы наша земля»;
«Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…» (А. П. Чехов).
Эти изречения принадлежат одному человеку. Ещё ничего о нём не зная, по этим высказыванием можем ли мы предположить, какие жизненные ценности были у него? К чему он стремился? Перед вами – его портрет. (ответы студентов).
В этих строках воплощено мировоззрение известного писателя Антона Павловича Чехова. И сегодня мы постараемся открыть для себя этого человека. Мы запустим его в свою душу, и от этого душа непременно станет светлее, чище и богаче…
ПРИЁМ ИНТРИГИ
Сообщается ряд интересных фактов о писателе, пока ещё даже фамилия его не названа. Эти факты вызывают интерес и желание больше узнать об этом человеке, его жизни и творчестве.
Примеры:
Сегодня нам предстоит знакомство с еще одним знаменитым Иваном, занявшим в истории духовной жизни России значительное место…
один из образованнейших людей среди своих современников!
знал и легко общался на всех основных языках Европы!
зная и увлекаясь в своей жизни не одной женщиной, сумел пронести верность чувству единственной из них – Полине Виардо…
страстно увлекался шахматами и охотой…
значительную часть жизни прожил в Европе, но при этом оставался глубоко русским писателем, всегда жаждал возвращения на Родину…
создал один из самых романтичных и загадочных образов в литературе – образы девушек, которым, подобно улыбке Джоконды, вовек не суждено быть разгаданными…
Все это – Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН, внесший значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.
Какое желание вызывает у вас всё услышанное? (Узнать больше….. – целеполагание)
Нам знакомы судьбы некоторых русских писателей XIX века. Много испытаний им выпало: предательство, измены, эмиграция, преследования со стороны властей, аресты и ссылки, болезни, разочарования, дуэли … Сегодня же пред нами предстанет человек, судьба которого воистину трагична.
В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией он назывался «врагом Российской империи номер один».
Шеф жандармов Долгоруков дает ему такую характеристику: «Подозревается в … возбуждении враждебных чувств к правительству».
- Уже с этих характеристик видно, что писатель, встреча с которым нам предстоит, был кем? (Злейшим и опаснейшим врагом самодержавия)
Ради этого убежденный борец вынес:
- все гонения,
- арест,
- публичную гражданскую казнь на эшафоте,
- заключение в каземат,
- каторжную тюрьму,
- работу в сибирских рудниках,
- ссылку,
- голодовку,
- болезнь,
- в тюрьме и на каторге провел более 20 лет своей жизни (!!!).И этот человек – Ф.М.Достоевский…
Однажды он, желая помочь дочери, написал за неё сочинение. За это сочинение дочка получила «двойку», возле оценки красовалась приписка-резюме преподавателя: «Не знаете русского языка». (О М.Е.Салтыкове-Щедрине)
РАБОТА НАД АНТОНИМАМИ И ПАРАДОКСАМИ
Пример:
Тема: «Ф.И.Тютчев. Очерк о жизненном и творческом пути. Художественные особенности лирики Ф.Тютчева». Эпиграфом к уроку являются слова: «Как убийственно мы любим». Действительно, любовь для Тютчева – это убийство, это самоотдача, жертвенность души. Обсуждение антонимов настраивают студентов, готовят их к контрастам, к противоречиям, к тому, что характер поэта страстный и пылкий…
ИГРЫ, КОНКУРСЫ, РЕБУСЫ, КРОССВОРДЫ….
МЕТАФОРЫ, ПРИТЧИ, АНЕКДОТЫ, ПАРАДОКСЫ, СОФИЗМЫ….
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ДОБАВКИ.
Пример:
«Если бы у меня была возможность встретиться с Ленским и Онегиным за день до дуэли, что бы я ему сказала? (разыграть диалог по ролям)
КРЕДИТ ДОВЕРИЯ, АВАНСИРОВАНИЕ и многие другие приёмы
4) Актуализация знаний
ЛИТЕРАТУРНЫЕ РАЗМИНКИ:
Примеры:
1 - Назвать фамилии знаменитых поэтов и писателей, которые многому нас с вами научили, и мы благодарны им за это, и в знак глубокого к ним уважения мы знаем их имена и отчества:
- Михаил Юрьевич (Лермонтов)
- Лев Николаевич (Толстой)
- Николай Васильевич (Гоголь)
- Иван Сергеевич (Тургенев)
- Антон Павлович (Чехов)
- Федор Михайлович (Достоевский)
- Иван Александрович (Бунин)
- Александр Иванович (Куприн)
- Владимир Владимирович (Маяковский)
- Александр Александрович (Блок)
2 - Узнать героя по портрету…
3 - Закончить название Чеховского произведения:
- «Толстый … (…и тонкий»)
- «Палата… (…№6»)
- «Дама… (…с собачкой»)
- «Дом… (…с мезонином»)
- «Вишневый… (…сад»)
4 - «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары». Это откуда? (Вывеска на лавке Чеховых)
Ассоциативный диктант (Колумб, Москва-река, купечество, Волга, путешествие, приданое – А.Н.Островский)
Топонимический диктант:
- Болдино, Михайловское, Царское Село, Бахчисарай…- Пушкин А.С.;
- Тарханы, Пятигорск, Кавказ, Петербург;… - Лермонтов М.Ю.
Продолжить предложение: «В состав «Могучей кучки» входили композиторы….», «Основными литературными направлениями в литературе первой половины 19 века были…»…)Определить лишнее понятие в ряду (называю ряд однородных понятий и включаю туда «лишнее» понятие)
Стратегия «Вопросительные слова»: Что? Где? Как? Почему? Каким образом? Откуда?» и т.д. – по домашнему материалу задать вопрос по эстафете…
«Словарь эпохи» - зачитывают и задают вопрос соседу: прокомментируй понятие «чистое искусство», следующий комментирует, затем читает свои термины и задает вопрос следующему и т.д.
Фронтальный блиц-опрос – вопросы, требующие краткого односложного ответа.
Определить объединяющее понятие:
а) Нравственность в природе вещей; И жить торопится и чувствовать спешит; Как не любить родной Москвы?;   Прости! И если так судьбою нам суждено – навек прости!;    О, не знай сих страшных снов ты, моя Светлана; Она была девушка, она была влюблена;  О деревня! О Русь!; Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не страшно. (Эпиграфы к главам романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
б) «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня», «Во глубине Сибирских руд» (стихи А.С.Пушкина)
в) Бэла, Мери, Вера (женские персонажи романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова)
г) Кнуров, Паратов, Вожеватов, Карандышев (мужские герои – помещики из «Бесприданницы» А.Н.Островского)
д) Мелихово, Сахалин, Москва, Ялта, Таганрог (места проживания Чехова на разных этапах его жизни)
е) Стрекоза, будильник, зритель, сверчок, осколки (названия журналов, в которых печатаются первые ранние рассказы А.П.Чехова).
ж) Александр, Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил (дети Чеховых -6 чел.)Блиц-опрос
Назовите птицу, название которой ассоциируется с творчеством А.П.Чехова (чайка)
Город-колыбель писателя? (Таганрог)
«В человеке должно быть все прекрасно: … продолжить фразу (…и лицо, и одежда, и душа, и мысли»)
В каком юмористическом рассказе Чехова встретились ящерица и собака? И как ящерица могла повлиять на судьбу собаки? («Хамелеон»)
Усвоение новых знаний
Приёмы ведения этого этапа применяются с учетом специфики каждого предмета. Сюда можно отнести работу с обобщающими таблицами, схемами, статьями, картами, текстами, кластерами и пр.
Формы работы – групповая работа, работа в парах.
Методы активные, интерактивные, проблемного обучения и др.
Пример:
ИНТЕРАКИВНЫЙ ПРИЁМ «ОЖИВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ»
Тема: Очерк жизни и творчества А.С.Пушкина.
Говоря о лицейских друзьях поэта, можно предложить чтение предложенных готовых отрывков о друзьях Пушкина (Кюхельбекере, Пущине и Дельвиге) со сменой лица - от первого лица: вместо «Антон Дельвиг был одним из ближайших друзей Пушкина по лицею» - «Я – один из ближайших друзей Пушкина по лицею. Меня зовут Антон Дельвиг…» Если этот приём дополнить реквизитами или элементами декорации (картонным цилиндром, париком, накладным жабо, самодельным пенсне, старинной лампой на импровизированном столике с гусиным пером в стилизованной «раритетной» чернильнице…), то можно передать дух эпохи и добиться этим усиленного эмоционального восприятия материала.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  Домашнее задание:
- должно быть дифференцированным, разной степени сложности (рассчитанным на обучающихся разного уровня подготовки);
- должно предоставлять студенту возможность самостоятельного выбора задания с учетом вкусов, предпочтений.
Пример:
Домашнее задание по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». В качестве домашнего задания предлагается по собственному желанию выбрать себе роль одного из 4 «экспертов» романа и подготовить оценку романа с точки зрения избранного эксперта. Предлагаются 4 группы экспертов романа: издатель, историк, художник и читатель. Каждому из экспертов предварительно описывается его задача.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Самые элементарные и простые приёмы рефлексии:
ВОПРОСЫ СТУДЕНТАМ В КОНЦЕ РАБОТЫ:
- На какие мысли подтолкнул сегодняшний урок?
- Услышала ли ты на уроке что-то принципиально новое, о чём раньше совершенно не знала или не думала?

«ПРАВИЛО ПОРОГА»
Переступив порог аудитории, ты проведёшь на уроке полтора часа своей жизни. Это время ты уже никогда не сможешь вернуть. Поэтому нельзя, чтобы оно прошло для тебя бесследно, не оставив в душе или в памяти ни одной мысли, ни одной эмоции, идеи, впечатления, новых неизведанных ранее знаний, намерений и т.п. Готовясь выйти с урока и переступить порог обратно, ответь себе на вопрос: «Что у меня и во мне осталось от урока? Что я получила? Чем пополнила свои запасы мыслей и чувств?»
ЛИЧНОЕ ПИСЬМО-БЛАГОДАРНОСТЬ герою (автору, издателю, актеру, режиссеру…): «Уважаемый/-ая ….. Я вам благодарна за то, что…»
ЛИЧНОЕ ПИСЬМО-РАЗМЫШЛЕНИЕ герою или писателю: «Уважаемый/-ая ….. Познакомилась с вашим произведением….. Оно вызвало у меня определённые мысли…»
Вывод 3-ий:
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД в подборе приёмов и методов ведения урока порождает творческий отзыв у студента. Творчество преподавателя стимулирует творчество студента. У творческого преподавателя и студенты – творческие. А поскольку наши студенты сами – будущие педагоги, то творчество является неотъемлемым условием нашего труда. Только при этом условии мы сможем каждый наш урок по отдельности и весь наш труд в целом привести в соответствие с современными потребностями общества и с требованиями ФГОС.


Таким образом, мы предложили ряд возможных приёмов для разных этапов одного из видов урока – урока открытия новых знаний.
3.Рефлексия
В чем каждый из вас определил для себя смысл нашей встречи?
Какие приёмы готовы ретранслировать в собственный опыт?
Продолжим предложение: «А напоследок я скажу…»
Использованные информационные ресурсы:
Генике Е.А.. Активные методы обучения: новый подход. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. – 176 с.
Интернет-ресурсы – сайты ЦОР
Фрагменты собственного опыта