: «Дети мыслят критически. Коррекция деви-антного поведения».





ГБОУ «Чистореченский детский дом»
Андреапольского района



Тема: «Дети мыслят критически. Коррекция девиантного поведения».





























подготовила
педагог-психолог
Ангельчева
Елена Владимировна

Цель занятия:
оказать помощь в личностном развитие, самореализации в процессе социализации к внешнему миру.

Задачи:
расширить представления детей об девиантном поведении и путях ее коррекции.
развитие рефлексии.
снятие психоэмоционального напряжения.
развитие навыков саморегуляции.
обучение способам безопасной разрядки негативных чувств и эмоций.
Необходимые материалы:
бумага для рисования;
цветные карандаши;
карточки с заданием для упражнений;
тетрадь по психологии
мяч для упражнений


Ход занятия:

I Вводная часть
Объяснение темы, её целей и задач.
Правила работы на занятии по психологии.
Конфиденциальность и поддержка.
Уважать того, кто говорит, не перебивать его.
Недопустимость непосредственных оценок человека.
Доверительный стиль общения по принципу «здесь и сейчас».
Персонификация высказываний ( «Я не согласен с позицией», «Я считаю и т.д.)
Отказ от безличной роли – это демонстрация открытости по отношению к участникам.

Приветствие. Игра «Ласковые обзывалки »
Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, рыб, цветов Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты». Например : «А ты – моя морковка»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например «А ты моя радость!»
Рефлексия. Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослых негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.



II Основная часть

!!!Обсуждение. Перед тем, как начать работать, сначала необходимо понимать свои поступки, высказывания, мысли. Здесь срабатывает Закон духа: то, что Вы воспринимаете, на что реагируете, зависит не только, в какую ситуацию Вы оказались включенным, сколько оттого, что Вы за человек. Как известно худшее и лучшее в человеке взаимосвязаны, как ночь и день – без первого не оцените второго. Согласно закону равновесия, «все лучшее в человеке может проявляться лишь вместе со значительными недостатками». Один из мудрецов сказал, «Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на которые мы идем, чтобы его скрыть». В древнем Китае представление о единстве и взаимопревращении противоположностей изображали в виде двух рыб – темной (инь) и светлой (янь).
Это означает, что:
- в неудаче (черная рыба) содержится зерно успеха (светлый глаз), но при условии – что Вы способны извлекать уроки своих ошибок:
-успех (светлая рыба) таит в себе зерно проблем (черный глаз), если Вы намерены почивать на лаврах.
Получается, что все ваши недостатки и достоинства вы должны использовать так в сложившихся обстоятельствах, чтобы продолжать ваше развитие в положительном тоне.

- Попробуйте назвать известные человеческие недостатки.

!!!Игра - тренинг «Суд над поведением». Детям предлагается ряд ситуаций, провоцирующих их на определенное действие. Необходимо выбрать «адвоката» и « прокурора».
В течение 10 минут дети готовят свои выступления. На доске записываются результаты.
Как итог – важно не концентрировать на конфликте, жалеть или превозносить себя, надо уметь разрешать спорные ситуации

1.Вас ругают воспитатели.
Ситуация. У вас часто повторяются напряженные ситуации с воспитателями С первой или второй фразы начинается раздражение с чьей-либо стороны, а дальше -перепалка или скандал..
Задание. Попробуйте вместо оправдания или выражения противостояния сказать что-нибудь спокойное или выразить свое согласие с собеседником.
Социально-приемлемая позиция.
Терпение, выдержка и чувство такта.
Уважение мнения близких людей.
Настрой на цель избегать конфликтов и улучшить отношения с близкими.

2. Успокой приятеля
Ситуация. По определённым причинам один учитель не очень хорошо относится к вашему однокласснику. Ваш приятель пытается наладить отношения с ним. Он хорошо выучивает и готовит дом. задание, старается хорошо вести себя и внимательно слушать на уроках. Однако это не помогает. В очередной раз он теряет терпение. Вы оказываетесь рядом в минуту его отчаяния. Его состояние выражается словами: «Я не буду больше иметь дела с этим мерзким человеком!»
Задание. Сформулируйте эмоционально-положительный ответ, не обижая собеседника, на эту реплику.
Социально-приемлемая позиция.
Сочувствие, умение выслушать собеседника
Стремление вникнуть в проблему, примерить её на себя
Умение сказать хорошее о своем приятеле
Способность найти положительные черты его характера и показать свою веру в силу его личности.

3.Гнев учителя
Ситуация. Вы пришли, как обычно, в школу. Ваш чем-то рассерженный кл. рук-ль уже ожидает вас и неожиданно обрушивается на вас с обвинениями в том, что вы что-то забыли сделать ( не сдали зачёт по физ-ре, не исправили «2» по матем. и т.д.)
Задание. Ваша реакция? Какие у вас возникли мысли? Что бы вы почувствовали в детстве? Чувствуете ли Вы это сейчас?
Социально-приемлемая позиция.
Человек проявляет терпимость и выдержку независимо от обстоятельств
Человек уважает себя, учителя в школе
Человек стремится разобраться в обстоятельствах, если виноват -признать свою вину, если нет – спокойно объяснить ситуацию
Человек стремится избежать конфликта


4.Поступок хулигана
Ситуация Вы видите явную сцену хулиганства на улице: неизвестный пристает к девушке ( бьёт, срывает одежду и т.п.)
Задание. С позиции трёх «Я» дать словесную реакцию на данную сцену:
Если «Я» – родитель, то
Если «Я» – взрослый, тогда
Если «Я» – ребенок, то.

Социально-приемлемая позиция.
Поступок противоестественен по сути.
Реакция на него негативная, независимо от роли.
Каждое состояние имеет свою соответств. программу. Некоторые люди откликаются чаще из одного состояния, чем из других. Полезно активизировать др. состояния.

5. Вас прервали
Ситуация Вы разговариваете в телефонном автомате. Человек ждет рядом своей очереди позвонить. Вдруг он быстро подходит и нажимает на рычаг. Ваш разговор прерывается
Задание. Что вы сделаете в этот момент? Как вы поступили на месте этого человека, если бы случилась беда и вам нужен был бы нужен телефон?
Социально-приемлемая позиция.
Вежливость, сохранение спокойствия.
Умение оценить безопасность свою и других людей в очереди.
Стремление выяснить причину поступка.
Способность избежать конфликтов.

6. Нападение
Ситуация на вас напали ( хулиганы, насильник и т.д.)
Задание. Что вы предпримете в первую очередь? Сформулировать ход ваших дальнейших действий.
Социально-приемлемая позиция.
Умение по возможности стараться быть уверенным в своих действиях
Стремление как можно скорее привлечь к себе внимание окружающих ( кричать, разбивать стекло, свистеть и т.п.)
Осознание необходимости применить любое средство обороны, обратиться в милицию, когда это будет возможно.

7.Вам предлагают наркотики
Ситуация В компании приятелей вам предлагают попробовать наркотики. Говорят : «Не робей! Попробуй – получишь кайф. От одного раза ничего не случится. В жизни надо все пережить».
Задание Как вы поступите? А если в случае отказа вас будут презирать или навсегда исключат из компании? А если угрожать начнут?
Социально-приемлемая позиция.
Убежденная позиция, что наркотики – однозначное зло.
Самоутверждение, чувство собственного достоинства.
Умение адекватно оценивать окружающих.
Сила воли, способность постоять за себя.

8.Вам предлагают совершить побег
Ситуация Ваш друг вам предлагает совершить побег. Убеждает : «Не робей! Все будет отлично: никто не заметит, да и потом все уладится. Это проверено!»
Задание Как вы поступите? Не начнет ли мучить совесть, что, в случае не побега, посчитаете себя несчастным?
Социально-приемлемая позиция.
Убежденная позиция, что жизненная позиция для этого периода – прожить и отучиться в школе-интернате достойно, с отличаем..
Чувство собственного достоинства, правильного отношения к жизни
Умение адекватно оценивать окружающую обстановку.
Сила воли, способность постоять за себя

9.Трудный подросток
Ситуация. В вашем классе появляется «трудный»Он прогуливает занятия, врёт на каждом шагу, страшно грубит учителям и воспитателям, ругается, ввязывается в драки с одноклассниками, курит и подбрасывает окурки в портфели девочкам и т.д. в классе складывается общее неприятие этого мальчишки, но при этом из-за него все страдают и ничего не могут поделать.
Задание. Что делать в этой ситуации? Кто должен оказать самое большое влияние на него? Какой план действий вы можете предложить? Можете ли вы лично сделать для этого подростка?
Социально-приемлемая позиция.
Неприятие отвратительных поступков по отношению к окружающим и близким людям.
Уважение прав другого человека.
Внимание к чувствам другого.
Стремление понять причины происходящего.
Умение не обвинять, а понимать

Как итог – важно не концентрироваться на конфликте, жалеть или превозносить себя, надо уметь разрешать спорные ситуации.
!!! Объяснение по схеме
















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- Ваши устойчивые формы поведения ( стереотипы),возникают в определенных ситуациях и их можно прогнозировать. Знание своих черт – это ключ к успеху, т.к. оно способствует самопониманию и умению строить отношения с другими людьми. Они проявляются в действиях. В зависимости от обстоятельств выбирается определенная программа действий. Действие имеет в своем составе три элемента: цель, оценку ситуации, программу. Это определенный алгоритм действий. Чем сильнее реакция на образ, тем ярче выражена наша черта. В конечном счёте, управление своим поведением – это осознание образов, управление ими.
Как формируется образ?
Это ситуация. У разных людей формируются разные образы. Например, побег! Кто-то совершает его «за компанию», а кто-то намеренно.
Это слово. Если одни умеет выразить в конфликтной беседе себя, как неумеющий правильно общаться, а другой умеет управлять своими словами.
Это потребности.
Вывод: образы влияют на результат. Научившись управлять образами, мы становимся успешными!

Правила поведения в ситуациях, связанных с подростковой девиацией.
Если человек настроен крайне агрессивно, дай ему «выпустить пар», но при этом не показывай неуверенность и пренебрежения. Если сложно держаться периодически поднимай взгляд на партнёра. При этом плечи должны быть расправлены, руки впереди опущены «в замке, губы приоткрыты»
После этого задайте вопрос об аргументах и дайте понять, что вас интересуют факты.(Например, «Объясни, в чем конкретно претензии»)
Аппелируйте к чувствам и воспроизведите ситуацию, когда вы нуждались друг в друге. (Например, «Я вижу, что ты чувствуешь – озлоблен, раздражителен, я тоже и мне неприятно»)
Не переходите на личности: «Ты ошибаешься» или «Ты плохой».
Не устраивайте «торг» - он усиливает противостояние. Чем активнее вы защищаетесь либо заступаетесь, отстаивая свою «правильную позицию», тем хуже. «Я не прав!» - «Нет, я!». Говорите об интересах и возможных вариантах разрешения спора. «Для меня важно сохранить отношения»
Если не правы, извинитесь, но не оправдывайтесь. «Я действительно был неправ».
Отметьте достоинства человека.
Если конфликт не разрешается, то необходимо обратиться за помощью.




!!!Игровые упражнения
Упражнение «Сила воли»
Одну и ту же информацию можно передать по – разному. Вы можете сформулировать вашу реакцию на слова собеседника через описание переживаемых вами чувств и мыслей: « Я думаю, что», «Мне кажется, что», «У меня такое ощущение» («Я-сообщение)
Гораздо хуже «Вы (Ты) – сообщения» - в них часто содержится неконструктивный элемент оценки др. человека, что может усугубить конфроктаци.
Дополните самостоятельно вторую часть таблицы.
Вы (Ты) – сообщение
(слово обостряет, обижает, ранит)_
Я – сообщение
(слово смягчает, щадит и оберегает)

1.Вы не поняли, что я имел в виду ( вообще ничего не поняли).
2.Это полная ерунда.

3.Вы нарушили свое слово, вы – лгун (лентяй, вор, болван и т.д.)
4.Посмотрите, как не надо делать.
5. Это не так надо делать ( вам следует, вам не хватает)
6.Вам ничего нельзя поручить.
7. Вы совершили ошибку
1.Давай разберёмся

2.Это не совсем так, мы по-разному смотрим на это
3.Вы меня очень огорчаете, нарушая некоторые вещи
4. Вы бы способны, могли сделать лучше
5. Вам виднее, но я бы посоветовал делать иначе

6. Я надеюсь на вас
7. Мне жаль, что я не мог предвидеть ( предотвратить) вашей ошибки


И кто с тобой будет дружить, если ты в своей комнате не можешь убраться?
Так ты скатишься и до
Я думаю, что ты никогда не поумнеешь
Все, ты меня окончательно разочаровал
С тобой просто с ума можно сойти
Ты меня скоро в могилу сведёшь
Я тысячу раз тебе говорил
Сколько раз надо повторять
О чём ты только думаешь
Неужели тебе трудно запомнить, что
Неужели ты не видишь, что
Неужели тебе непонятно, что




Игра «Воздушный шар»
Каждый участник рисует воздушный шар и пишет на нем свое имя. Листы раскладываются на полу. Ведущий рассказывает о движении жизни, затем все перекладывают свои шары, ориентируясь на соседей, и объясняют выбор положения.


Игра «Версты»
Определить, как далеко в будущее вы хотите заглянуть в будущее. Может быть, вам интересно увидеть свою жизнь через год или три, а может через 10 или 20 лет


Молитва об умиротворении
Что можно и стоит изменять в себе, а к чему не надо прикасаться, что следует принять как нерушимый закон природы? Сначала задумайтесь о том, какие человеческие качества нужны каждому, чтобы решить триединую задачу самовоспитания. В этом размышлении о глубинах собственной души вам поможет молитва, в тесте которой я пропустила три слова. Вставьте те слова, которые сами попросятся в вашу личную молитву.
( «Господи, даруй мне мужество, чтобы изменить то, что я в состоянии изменить; спокойствие, чтобы принять то, чего я не в состоянии изменить; мудрость, чтобы отличить одного от другого».)

« Господи, даруй мне _________________ , чтобы изменить то, что я в состоянии изменить ; ___________________ чтобы принять то, чего я не в состоянии изменить; даруй мне ___________________ , , чтобы отличить одного от другого».

Игра «Подарок»
Каждый подписывает лист и пускает его по кругу. Все что-либо пишут или рисуют на этом листе. Обойдя круг, лист возвращается к своему хозяину.
Затем все отвечают на вопрос:
- «Что ты хотел бы сказать всем в общем круге»?
III Заключительная часть
Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения
Цель: развитие навыков саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.
под медитативную музыку все участники рисуют любые изображения, цветовые пятна в течение 10 -15 минут. После этого рисунки отдаются психологу «в сейф».

Релаксация «Путешествие на облаке» под музыку.

IV Итог занятия.


Жизненные ситуации

Образы

Отрицательные
(Я потерплю неудачу)

Положительные
(меня ждет успех)

Цель поведения

Подчеркнуть состоятельность ( способность управлять образами – ориентация на результат)

Избежать несостоятельность
(принуждение и подавление)

Действие (поведение – черты характера)

Активность


Пассивность

Результат

Успех

Неудача