Доклад на тему ТРИЗ — умение талантливо мыслить


Доклад подготовила: методист отдела гуманитарного
образования и интеллектуального творчества
Семенченко О.А.
ТРИЗ – умение талантливо мыслить.
Цель: Систематизировать знания в области ТРИЗ – педагогики.
Основные этапы:
Игра на знакомство (для создания атмосферы доверия и позитивного настроя на работу).
Сообщение темы и цели.
Практическая часть. Интерактивная интеллектуальная игра «Смешарики» для учащихся младшего школьного возраста.
Итог. Рефлексия
Ход выступления
Игра на знакомство (для создания атмосферы доверия и позитивного настроя на работу).
История
Ведущий делит участников на две команды. Определяется время для выполнения первого задания (например, 5 минут). За это время каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные данные. Например: «Мы живем в Крыму. Дома у нас 10 собак, 15 кошек, 3 попугая, 4 питона 1 черепаха и 2 крокодила. Трех наших мам зовут Татьянами, а еще у нас два папы по имени Николай, четыре дочери по имени Алиса, восемь сыновей по имени Дмитрий. Двое из нашей команды живут в многоэтажном доме» и т.д. По истечении назначенного времени каждая команда выбирает рассказчика, и обе команды как бы меняются местами, то есть команда «А» рассказывает про команду «Б» и наоборот.
Сообщение темы и цели.
Основные принципы ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач.
Для начала давайте разберемся в том, что же такое ТРИЗ. ТРИЗ – аббревиатура, которая расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Другими словами, ТРИЗ – развитие креативности, мышления, интеллекта, воображения. Более 50 лет назад ученый, изобретатель, писатель-фантаст и преподаватель Генрих Саулович Альтшуллер создал интересную и очень эффективную Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). С ее появлением возникла реальная возможность управлять процессом мышления и творчества. (Генрих Саулович Альтшуллер – 15.10.1926-24.09.1998). Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах развития ребенка. Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности. «Метод проб и ошибок» – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их и, если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые.
Долгое время единственным инструментом решения творческих задач – задач, не имеющих эффективных механизмов решения, – был «метод проб и ошибок». В начале XXI века резко возросла потребность в регулярном решении таких творческих задач, что привело к появлению многочисленных модификаций «метода проб и ошибок».
Наиболее известные из них – различные варианты таких методов, как «мозговой штурм», «синектика», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов». Суть всех этих методов – повышение интенсивности генерации идей и перебора вариантов. Но существует и противоречие – можно сэкономить время на генерацию идей, но затратить его еще больше на анализ полученных вариантов и выбор наилучшего. Для более четкого понимания что такое ТРИЗ методика, приведу простые примеры ТРИЗовских задач.
Брак на заводе тюбиков зубной пасты
Иногда на заводе некоторые тюбики с зубной пастой остаются пустыми. Такой брак редок, но может очень сильно навредить компании. Тогда изобрели специальный аппарат, который просвечивает тюбики и взвешивает их, но он стоил слишком дорого и сильно шумел. Охраннику этот шум очень мешал и он сделал
следующее: используем то, что у нас есть: так как пустые тюбики значительно легче заполненных, то их легко можно было сдуть ветром. Он установил рядом с конвейером вентилятор, который сдувал в коробку бракованные тюбики и сэкономил предприятию на этом солидную часть денег.
Максимально безопасный бассейн для людей, которые не умеют плавать
Все хотят плавать, но не все готовы ходить в бассейны с мелким дном, особенно с друзьями, которые умеют плавать. Нужно сделать так, чтобы и тем, и другим было максимально комфортно в одном бассейне.
Одно из решений. Одно из реализованных решением состоит в том, чтобы скопировать обычный морской пляж: в начале воды немного, пройдя дальше её становится по горло (что достаточно для тех, кто не умеет плавать), а если заплыть далеко, то дна уже не видно.
Борьба с картофельными червями
Весна. Время сажать картошку, а на поле с прошлого года затаились черви нематоды. В коконах они могут ждать не один год, а вне коконов – только в клубнях картофеля. Они чувствуют запах картофеля из поврежденных при посадке клубней, тут же вылезают из коконов и забираются в клубни. Химические методы борьбы опасны не только вредителям, хотелось бы обойтись без них.
Как защитить будущий урожай? За несколько дней до посадки картофеля поля поливают водой, смешанной с соком подгнившей картошки. Вредители выползают из коконов, но не находят картошку и погибают.
Практическая часть. Интерактивная интеллектуальная игра «Смешарики» для учащихся младшего школьного возраста.
Итог. Рефлексия. Множество проблем и задач можно перевести на язык ТРИЗ. Иногда это может помочь и натолкнуть на действительно хорошие решения, потому не стоит отказываться хотя бы от самостоятельного ознакомления с данной теорией.
Совунья – «Волшебные предметы». На слайде появляется волшебный предмет, а вы должны угадать из какого мультфильма, повести, сказки этот предмет или предметы.
Ежик – «Цветные вопросы». На слайде разноцветные картинки. Определить к какому произведению относится определенный цвет или в названии какого произведения он есть.
Бараш – «Полезные советы». На слайде предложение-совет, нужно угадать из какого произведения этот «полезный совет».
Нюша – «Пиктограммы». На слайде картинка, нужно отгадать по рисунку пословицу или поговорку.
Лосяш – «Музыкальная дорожка». На слайде словосочетание, нужно отгадать песню и мультфильм, в котором прозвучала эта песня.
Крош – «Фантазеры». На слайде две картинки, нужно придумать, что может получится если соединить эти предметы.