Доклад и презентация на тему ТРИЗ — умение талантливо мыслить


ТРИЗ - умение талантливо мыслить«Пусть гением будет ребёнок лишенный всяческих стереотипов в своём познании мира»Л.С. Выготский Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер(15.10.1926-24.09.1998)Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению. Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах развития ребенкаТРИЗКружковая работаРабота с педагогамиРабота с родителямиПраздникиВечера развлеченийИндивидуальная работа с детьмиФизминутки Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности.Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. Метод проб и ошибокСущность метода: последовательное выдвижение вариантов решения. Если выдвинутое решение не устраивает, то его отбрасывают и выдвигают другое. Педагог задает главный вопрос метода: «А что было бы, если бы….?». Обсуждение с детьми «+» и «-» моментов данного решения. Принятие идеи, или выдвижение следующей.Значимость метода: развивает логическое мышление, позволяет ребенку самому найти и смоделировать позитивную ситуацию.Метод мозгового штурмаСущность метода: хоровые ответы детей; не нужно устанавливать авторство; запрещается критика.Педагог задает вопрос всем детям сразу. Все услышанные ответы записывает на доске, а затем разбирает с детьми.Значимость метода: позволяет активизировать мыслительную деятельность, дает каждому ребенку возможность высказать любое свое мнение (предположение) без оценивания ответа.Метод синектики (аналогия и сравнение)Сущность метода: усовершенствованный и упорядоченный «мозговой штурм»Педагог направляет ответы детей, побуждая к поочередному прохождению аналогий. Педагог задает вопросы : На что похоже? На ежа. Он колючий. На что похожа лента? На хорошую ровную асфальтированную дорогу, на речку в погожий день.Метод морфологического анализаЦель: овладение приемом фантазирования, при котором вначале выделяются составные части объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов.Метод контрольных ( наводящих) вопросовСущность метода в том, что воспитатель заранее готовит вопросы, наводящие ребенка на ответ.В процессе метода используется «память» всех анализаторов ( тактильный, зрительный….)Педагог задает вопросы : Какие особенности? Чем можно заменить?




Максимально безопасный бассейн для людей, которые не умеют плаватьБрак на заводе тюбиков зубной пастыБорьба с картофельными червями



Множество проблем и задач можно перевести на язык ТРИЗ. Иногда это может помочь и натолкнуть на действительно хорошие решения, потому не стоит отказываться хотя бы от самостоятельного ознакомления с данной теорией.Спасибо за внимание Используемые ресурсы:https://shkolazhizni.ru/school/articles/22712/Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов.http://www.trizminsk.org Интеллектуальное развитие детей. Тесты, задания, упражнения. «http://www.yshastiki.ru/ Публикации по ТРИЗ-педагогике.http://triz.natm.ruТеория решения изобретательских задач. https://ru.wikipedia.orgТРИЗ для детей.http://www.babylessons.ruЭкспертные системы ТРИЗ-ШАНС. http://triz-chance.ru