Из опыта работы Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Седельниковская средняя школа №2»
Седельниковского муниципального района Омской области
Формирование
универсальных учебных действий
на уроках
в начальной школе
Выполнила : Криворотова С.Н.
2013/ 2014 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ
I.Введение………………………………………………..3 - 4
II.Основная часть ……………………………………….5 - 10
III. Практическая часть………………………………....11 -14
IV.Заключение ………………………………….……...15 - 16
V.Список литературы ..………………………………...17
Введение
Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.
Шалва АмонашвилиИзменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений.
Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
Что же такое«универсальные учебные действия»?
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить, как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1. Личностный
2. Познавательный
3. Регулятивный
4. Коммуникативный
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действии направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:
1.Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
2.Приобретение знаний о способе выполнения действия.
3.Тренинг в применении знаний, самоконтроль и
коррекция.
4.Контроль умения выполнять действие.
Следовательно, этот путь проходит ученик при формировании универсальных действий.
Основная часть
Главной целью моей педагогической деятельности–считаю формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Главная задача моей работы - формирование универсальных учебных действий.
--- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Вот уже второй год я работаю по новым ФГОС. В самом начале работы по новым стандартам я задумалась, а как помочь детям ставить цели к каждому этапу урока, подводить итоги своей деятельности на уроке и как связать это с универсальными учебными действиями. Для решения этих задач, я создала учебное пособие – таблицу «Универсальные учебные действия для обучающихся».
Все 4 группы универсальных учебных действий я распределила по цветам: познавательный – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет и личностные – красный.
Познавательные УУД:
1)учимся добывать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2)учимся делать схемы;
3) учимся делать выводы;
4) учимся обобщать и классифицировать по признакам;
5) учимся находить в иллюстрации ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД:
1)учимся слушать и понимать других;
2)учимся строить речевое высказывание;
3) учимся оформлять свои мысли в устной форме;
4)учимся работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) учимся делать предположение;
2) учимся оценивать свои действия;
3) учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательнойдеятельности;
3)учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
У каждого ребёнка имеются по 4 круга этих цветов на парте. Из программы формирования УУД я выписала все УУД для первого класса и переформулировала на детский язык все учебные действия. И на каждом этапе урока, ставя цель, дети опираются на эту таблицу, показывая при этом круг определённого цвета. Это вошло в систему и дети без труда могут сказать, что будет формироваться на данном этапе урока. Такую же таблицу я создала для 2 класса, учитывая требования программы формирования УУД.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Для этого надо создать условия.
Я выделяю условие, обеспечивающее у младших школьников формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности?
Это-включение учащихся в активную учебную деятельность, правильная организация, которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
Какие же действия позволяют сформировать универсальные учебные действия?
Как же я это делаю?
1.Для развития умения оценивать свою работу дети вместе со мной разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращаю внимание на развивающую ценность любого задания. Не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
2.Привлекаю детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
3.На уроке уделяю большое внимание, самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказываю, объясняя, что все учатся на ошибках.
4.Создавая проблемную ситуацию , обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяю цель урока.
5.Включаю детей в открытие новых знаний.
6. Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией–пересказу, составлению плана, знакомлю с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Обращаем внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
7.Используем проектные формы работы.
8.Показываю и объясняю, за что была поставлена та или иная отметка, учу детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям ученики учатся оценивать и свою работу.
9.Учу детей, ставить цели и искать пути их достижения, а так же решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
10.Учу разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
11.Общаемся с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности работая в коллективе. При этом активно включаю каждого в учебный процесс, а так же поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
12.Вместе решаем возникающие учебные проблемы. Ученикам даю возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
13. Учу детей планировать свою работу и свой досуг.
Поэтому, организацию  учебной деятельности учащихся я строю на основе системно-деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
— проблемно-диалогическую технологию,
— технологию мини-исследования,
— технологию организации проектной деятельности,
— технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Данная технология даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, за счёт развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
Работа по формированию УУД строю последующему алгоритму:
- планирование,
- формирование,
- диагностика,
- планкорректировки,
- подборзаданий,
- рефлексия
Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие, как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она является неотъемлемой частью всех уроков в классе. Для оценивания своей работы на уроке дети используют так называемые карточки «светофоры»,смайлики с улыбкой, а так же шкала успеха.
Так же одним из эффективных методов формирования УУД, который я использую–групповое обучение, предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Почему именно этот метод я считаю эффективным. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие;
-никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил.
Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи т.п.- привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать–т.е. действовать естественно, раскованно,«не как на уроке».
Следующим условием для успешного формирования УУД – диагностика.
В своем классе я провожу диагностику уровня сформированности компонентов учебной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности регулятивных УУД.
На уроках я опираюсь на программы-учебники, видеоуроки, справочники, энциклопедии. Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
В своей работе я использую:
Уроки конкретизации, которые отрабатывают новый способ действия. Их провожу в форме уроков - путешествий, тематических экскурсий, уроков- практикумов, групповых форм работы.   Для активизации учебной деятельности на уроке, помимо традиционной работы с учебником, применяю элементы игры: отгадывание ребусов, решение кроссвордов, и т.д., что позволяет детям развивать диалогическую и монологическую речи. Для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия. Легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная при работе с 1-ми и 2-ми классами.
В целях индивидуального подхода к обучению предлагаю учащимся разно уровневые задания, а так же задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.
Обязательным считаю применение современных образовательных технологий, в том числе и здоровьесберегающих: использование физминуток, психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз, дыхательную гимнастику. Они вызывает интерес.
Уроки рефлексии позволяют ребенку самому оценить свой уровень понимания сконструированного понятия. Использую метод самостоятельности. Все допущенные ошибки анализируются.
Уроки контроля, позволяющие увидеть продвижение учащихся в учебном процессе, провожу с помощью тематических игр.
Урок проектной деятельности, фрагмент которого хочу представить.
Практическая часть
Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема «Режим дня».
Цель занятия:
- способствовать формированию навыков соблюдения режима дня и основ правильного питания.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся составлять режим дня; получат возможность научиться организовывать собственный труд и отдых.
Метапредметные:
Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядно – образным, словесно – образным и словесно – логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные: используют общие приёмы решения учебных задач ;определяют время по часам как условия правильной организации труда и отдыха;
Коммуникативные: договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности;строят монологическое высказывание.
Личностные: принимают образ «хорошего ученика»; осознаютзначениеучебнойдеятельности.
Перед уроком была проведенапредварительная подготовка. Дети подбирали необходимый материал, т.е. была индивидуальная работа. На этом этапе у детей формировались познавательные УУД.
Ход урока.
Организационно-мотивационный этап.
Был прочитан отрывок из сказки, что и создало условие для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.Создаёт эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.Обеспечивает мотивацию выполнения задания через отрывок из сказки, дети слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.
(на данном этапе формируются личностные УУД – самостоятельно определяют и высказывают свою точку зрения, делают выбор, какую правильную дорогу выбрать).
Постановка учебной задачи.
Создаётся проблемная ситуация, организовывается погружение в проблему.Организуется формулировка темы и постановка цели урока учащимися,перерабатывается полученная информация. Дети делают выводы на основе обобщения знаний, доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта. Самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения.
(на данном этапе формируются: познавательные УУД– пытаются решить задачу известным способом,фиксируют проблему; коммуникативные – слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания;регулятивные - формулируют цель и задачу урока.)
Дети сами определяют вид формируемого УУД
Ребята, что мы сейчас учились делать? (планировать свою деятельность). Обозначьте эти действия кружком. (жёлтый)
Поиск решения проблемы.
Организуется учебное взаимодействие учеников (группы), вспоминаются обучающимися правила общения в группе. Предлагается самостоятельное распределение обязанностей в группах. Раздаются индивидуальные задания, приготовленные учащимися. Контролируется выполнение работы, осуществляется индивидуальный контроль.
Каждый ученик ориентируется в своей системе знаний: самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирает материал необходимый для решения учебной задачи, индивидуальные задания, извлекает информацию представленную в разных формах.Доносит свою позицию до других; оформляет свои мысли в письменной речи и художественной; высказывает свою точку зрения и пытается её обосновать; слушает других, задаёт вопросы и пытается принять другую точку зрения. Дети работают по собственному плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя.
(на данном этапе формируются :познавательные УУД – анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения; коммуникативные – осознанно строят речевые высказывания, воспринимают ответы своих одноклассников; регулятивные – принимают и сохраняют учебную цель и задачу, обсуждают способы решения, осуществляют самоконтроль.)
Дети сами определяют видформируемого УУД.
- Ребята, что мы сейчас учились делать? (учились оформлятьсвои мысли)
Каким кружком мы обозначим эти действия? (зелёным кружком).
IV. Этап решения проблемных задач.
Организуется групповая работа. Организуется межгрупповое обсуждение. Учитель помогает детям правильно организовать дискуссию в группах.Осуществляется работа по выполнению отдельных операций, анализируется, доказывается, аргументируется своя точка зрения.Осуществляется самоконтроль.Определяется степень успешности выполнения своей работы и работы другой группы.
(на данном этапе формируются: познавательные УУД – проводится коллективный выбор необходимого материала, осуществляется работа по выполнению отдельных операций; коммуникативные – участвуют в обсуждении, воспринимают ответы друг друга, учатся формулировать собственное мнение; регулятивные – осуществляют самоконтроль, осуществляют пошаговый контроль по своему результату; личностные – имеют желание выслушать друг друга при работе в группе, стремятся хорошо выполнить своё задание.)
Дети сами определяют видформируемого УУД.
- Ребята, что мы сейчас учились делать? (добывали информацию из материала).
- Каким кружком мы обозначим эти действия? (синим кружком).
V. Этап подведения итогов учебной деятельности
Организуется коллективная проверка творческих работ, выявляя с учащимися ошибки Карлсонав режиме дня и правильном питании. Фиксируются творческие работы в классном уголке здоровья. Акцентируется внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся, опираясь на дневник здоровья.Прогнозируются результаты уровня усвоенияматериала. Осуществляется самоконтроль. Проводится проверка и оценка работ.
Подводятся итоги работы.
(на данном этапе формируются: личностные – понимают значимость данной работы, положительно отзываются о работе групп, выполняют оценку на основе критериев успешности учебной деятельности)
Каким кружком мы обозначим эти действия? (Учились оценивать работу группы). Каким кружком мы обозначим эти действия? (красным кружком).
В конце урока каждая группа оценивает друг друга смайликами.А свою работу оценивают по шкале успеха.
Выбирают и рисуют выбранный символ.
Шкала успеха:
∆ - я мог (- ла) работать и лучше;
 - Сегодня я понял (- а), чего мне не хватает для успешной работы;
≈ - Я сегодня плохо работал (- а);
○ – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось;
- Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.
Данный вид работы помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать с предыдущим.
Заключение
Изучение научной  и методической литературы позволило мне сделать вывод о том, что преимущество всех рассмотренных мною методов и технологий очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у  учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Использование данных технологий и методы обучения на  уроке позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
• повысить объем выполняемой на уроке работы;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Кроме того освоения учебной информации, позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Но и это еще не все возможности методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение данных технологий и методов обучения в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.
Проанализировав результаты за 2 года, пришла к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методов приводит к стабильным результатам.
Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих учащихся полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в начальной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в  обществе. Хочется, чтобы детям было действительно интересно учиться, и чтобы увеличивающиеся нагрузки не влияли негативно на их здоровье.
Вот таким образом я внедряю в свою практику Федеральные Образовательные стандарты нового поколения.
Список литературы:
Формирование универсальных учебных действий средствами учебных предметов в начальной школе. Учебно – методическое пособие. Омск, БОУДПО «ИРООО» 2012 г.Планирование учебной деятельности . Рабочая программа «Начальная школа 21 века» Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» /авт. – сост. Т.Н.Чеботарёва, Н.Н.Черноиванова. - Волгоград : «Учитель», 2013 г