Статья : Урок как основная форма организации обучения


Урок как основная форма организации обучения.
Урок –это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский.
Новых подходов в системе преподавания и обучения требует от современного учителя сегодняшняя жизнь. Независимо от имеющегося у него опыта каждый из нас, учителей, должен с большой ответственностью подходить к вопросу подготовки, проведения и дальнейшего анализа своих уроков. Поэтому, при планировании урока, я всегда учитываю три важных вопроса:
• Каковы цели/задачи урока?
• Чему я научу учащихся?
• На какие ожидаемые результаты обучения я ориентируюсь?
План урока должен включат ряд компонентов, и конечо способы проверки, все ли включено в план - задать себе ключевые вопросы и найти на них ответы в плане:
-Для кого планируется занятие?
-Почему/ зачем я планирую это занятие?
-Что смогут делать мои учащиеся к концу занятия?
-Как я могу достичь желаемого результата?
-Как мне лучше достичь желаемого результата?
-Что я собираюсь делать?
- Какие задания использовать?
-Как много времени я потрачу на достижение цели (каждое задание/ этап занятия)?
-Как и когда я буду замерять успешность / прогресс моих учащихся? Урок проводился согласно Интегрированной учебной программе по химии для 10 класса по теме: 10.2.B Окрашенные соединения Практическая работа №7 «Взаимодействие карбонатов металлов с разбавленной кислотой». Этот раздел завершает систематическое изучение периодической таблицы, закрепляет понимание строения молекул и химических связей. Пока изучается только на основном уровне, но закладывает основы для дальнейшего изучения переходных металлов в классах старшей ступени. Учащиеся основной школы уже обладают знаниями по теме «Металлы» и умеют сравнивать их активность, знают о закономерностях протекания химических реакций, умеют охарактеризовать процессы окисления и восстановления. Поэтому на уроке я опираюсь на пройденный материал, добиваясь осознанного восприятия учащимися взаимосвязи: состав – строение – свойства. На данном уроке, учащиеся должны достичь цели обучения – знать, что переходные металлы образуют цветные соединения и распознавать их соединения по их цвету. Реализация данных целей обучения осуществляется проведением практической работы, где учащиеся с помощью проведения исследований, сравнивая данные полученных результатов, используя метод идентификации производят сравнение закрытых образцов соединений металлов с экспериментальными данными, составляют таблицу цветов, делая соответствующие выводы; т.е у учащихся развиваются навыки критического мышления и исследования. На основании этих целей обучения, я определила цели урока. Для этого, я думала о том, что я жду от учеников в конце урока. Организационный этап - очень важный этап, который нужен для создания приятной атмосферы, доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Чтобы быстро включить учащихся в работу, я стараюсь заинтересовать учащихся, вовлекая их в активную работу с начала урока. Выполнить эту задачу на данном уроке мне помог высказывание французского мыслителя Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели, стремиться к их достижению…» которое вызвало положительный эмоциональный настрой на весь урок. На стадии вызова использовала прием мозговой штурм «Согласны ли вы с утверждениями» с целью проверить уровень знаний учащихся и подготовить к изучению нового материала. Вопросы показывала на слайдах презентации, а учащиеся записывали ответы на мини-планшетах; таким образом моментально провела оценивание по 5-бальной шкале. На стадии осмысления с помощью цветных рисунков, провела деление на 3 группы, с постановкой вопроса: Что содержат эти посуды? Были даны разные варианты ответов: окрашенные растворы; синий – это соединения меди; оранжевый – хрома; зеленый – никеля или это может быть железа?! Данная беседа дала мне возможность оценить, что мои ученики имеют хороший уровень предварительных знаний по вопросам программы за 8-9 классы. Далее учащиеся были ознакомлены с темой урока и озвучены цели обучения. Методические рекомендации по интегрированной модели критериального оценивания (ИМКО) рекомендует,… что для формативного оценивания необходимо предварительно ознакомить учащихся с целями обучения и критериями успеха; для того, чтобы ученики заранее знали, какие необходимо продемонстрировать доказательства достижения цели обучения в соответствии с критериями оценивания и требованиями. Данная информация необходима учащемуся для проведения само оценивания: «достиг» ли он цели обучения или «стремится»… [1] Для достижения языковых целей учащиеся должны были знать химические термины на трех языках. Лексика и терминология, специфичная для предмета предусматривала усвоение самых главных определений и понятий урока, таких как переходный металл- аралық металл- transition metal,блеск/блестящий-жылтыр/жылтырақ-shine/luster, пластичность- иілгіш- ductility, электропроводность/проводящий - электр тоғын өткізгіш- conductivity, магнитный- магнитті- magnetic,фольга- foil, восстановитель- тотықсыздандырғыш- the reducing agent, степень окисления- тотығу дәрежесі- degree of oxidation, окрашенный- түсті- colored, окислитель- тотықтырғыш- oxidation.Проведение эксперимента было связано с выдвижением гипотезы, выбором методов исследования. Проведенная активная дискуссия помог развитию у учащихся мышление, заставил применять имеющиеся знания для формулировки гипотезы, а в результате ее проверки, способствовал получению новых знаний. Огромную возможность оказывает исследовательская работа, как для создания и разрешения проблемных ситуации, так и для проверки правильности выдвинутой гипотезы. По названию эксперимента учащиеся 1 группы сразу выдвинули гипотезу: «Если добавить раствор кислоты в карбонаты металлов выделяется углекислый газ» Затруднение вызвало формулировка гипотезы для заданий 2 части: В какой цвет окрасится при нагревании хлорид хрома в запаянной трубке? Но, пара супер учеников, сразу вспомнили процессы окисления и восстановления и выдвинуть гипотезу: «Хром как переходной металл проявляет широкий спектр валентных возможностей». Перед проведением эксперимента организовала повторение правил техники безопасности при обращении с горячими веществами и растворами кислот. Учащиеся выполнили практическую работу по инструктивной карточке строго соблюдая правила техники безопасности. Задания для исследования были составлены по нарастающей сложности: учащиеся свои наблюдения записывали на рабочих листах, подбирали подходящие цвета для раскрашивания, делали выводы по результатам опытов. Отчет об эксперименте включает методы, оборудования, результаты и заключение. На стадии закрепления проведена рефлексия, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Учащимся 10 классов 15-16 лет. Учитывая возрастные особенности,… Валлах (1970) считал, что интеллектуальные способности и творчество не зависят друг от друга и высоко творческий ученик может обладать, но может и не обладать высокими интеллектуальными способностями. Большинство измерений креативности учеников сконцентрированы на скорости постижения смысла. Зачастую быстрое понимание смысла считается важнейшей характеристикой творческого процесса. Особое внимание в этом возрасте необходимо уделять самооцениванию, для чего ученики исследуют свои возможности генерировать и изучать гипотезы, пересматривать свои идеи на основе подобной оценки…[2] Так как в данном уроке экспериментальная часть занимает основное время, для рефлексии я выбрала прием «Светофор» -выполнение которого не требует большого времени; раздала 3-х цветные стикеры, чтобы они прикрепили уходя на стенде, чтобы выразить свои впечатления: зеленый- побольше таких дел / поучительно; желтый – понравилось, но не все / интересно; красный- не понравилось / скучно.
Дифференциация на уроке осуществлялась:
1) все учащиеся узнали и поняли, как взаимодействуют карбонаты переходных металлов с разбавленной соляной кислотой, умеют записывать уравнения химических реакции и знают, как можно тестировать при этом выделяющийся газ. (Один из основных тестов на газы по требованию практического компонента МЭСК)
2) планировала, что большинства учащихся будут понимать, почему происходят изменения при добавлении избытка разбавленного раствора аммиака и сравнить цвета закрытых образцов соединений металлов с экспериментальными данными и умеют составить таблицу цветов; но проверяя рабочие листы учащихся, пришла к выводу, что ошиблась, все мои 11 учащихся отлично разобрались с данной задачей.
3) только 2 из 11 учащихся данной подгруппы не смогли в полной мере оценить уникальность окрашенных соединений, связать это со способностью ионов металлов образованию комплексных соединений. Изучение комплексных соединений довольно сложная тема, которая требует у учащихся определенные навыки осмысления, критического мышления и анализа. В связи с этим, учащиеся Р.и К. приглашены на индивидуальное занятие, чтобы с ними отработать данный вопрос.
Кстати по принципу спиралей учебной программы химии – проблему образования окрашенных соединений переходных металлов, более углубленно будем рассматривать в старшей ступени изучения предмета. Но, пониманию ключевых вопросов, предпосылкой является полученные знания по программе 10 класса. Успешность проведения урока иллюстрируют результаты оценивания, которые проводились на всем протяжений урока:
на этапе вызова Т/ F
на этапе осмысления - наблюдение учителя: через формулировку гипотезы; через проверку рабочих листов; по результатам практической работы
на стадии закрепления- рефлексии учащихся по цвету стикеров, которые они прикрепляли на стенде.
Стратегии, которые я использовала на уроке были соответствующие: учащиеся использовали диалог во время выдвижения гипотезы: вовлекая учащихся в исследовательскую беседу, использовала работу в малых группах, в которых они имели общую проблему,где обменивались идеями и мнениями,обсуждали и оценивали идеи друг-друга, размышляя вслух: выдвигали гипотезы и рассуждали. Я поддерживала связь и взаимодействие между учащимся через организации парной работы и деятельности рабочих групп. Думаю, что урок достиг поставленной цели. Атмосфера в классе была как всегда доброжелательная, потому что, между учащимся данной подгруппы всегда дружеские, теплые взаимоотношения. И для меня одно удовольствие – проводить занятия в данном классе. Всем учащимся было интересно на уроке, и они смогли в полной мере оценить уникальность окрашенных соединений, понимали в чем причина, их образования на основе умению открыто излагать свое мнение и прислушиваться к мнению друг- друга.
Темп урока был очень высоким, конечно им понравилось часть урока,где они проводили опыты, восхищались яркими насыщенными цветами растворов, которые они ассоциировали с голубизной неба, цветами растений.
В ходе проведения урока, возникла трудность, когда учащиеся нагревали содержимое запаянной трубки. Вместо сухого спирта надо было использовать спиртовку, потому что на зажигания сухого спирта потребовалось больше времени; исходя из этого вывод: перед уроком надо вместе с лаборантом проверить все необходимые оборудования. Думаю, что для развития критического мышления нужно дать ребятам не готовую инструкцию, а перечень реактивов и вопросы высокого порядка, с помощью которого учащиеся будут составлят сами ход проведения практической работы. Также мне необходимо при планировании уроков более рационально использовать личное время и рассчитывать время учащихся, потому что на этом уроке не хватило времени на подведение итогов. В своей дальнейшей работе считаю важным продолжение практики самооценивания, взаимооценивания коллег и усовершенствования своих знаний.
Использованная литература:
1. Руководство по ИМКО
2. Руководство для учителя(III) стр:183