Проектно — исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми.

Проектно - исследовательская деятельность
в работе с одаренными детьми.
Охова М.Г. –учитель химии и биологии МОУСОШ СП Тамбовское Терского района КБР

Для успешной организации работы с одарёнными детьми в школе функционируют НОУ »Природа и мы» с 1996г. и клуб «Эрудит» с 2009г. Деятельность НОУ и клуба осуществляется по естественнонаучному и гуманитарному направлениям. В данных организациях действуют следующие секции: экология, медицина, химия, биология, краеведение, прикладное творчество. В секциях заняты учащиеся с 5 по 11 класс. Общее количество членов составляет 78 детей. Одарённые дети – это очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Поэтому важно не «закопать» талант, а максимально способствовать развитию интеллекта и чувств одарённых детей как потенциала развития нации, создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения. На сегодняшний день выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому перед школой стоит задача выбора новых технологий работы с детьми и особенно с одарёнными. Такой технологией и является технология проектно-исследовательской деятельности обучения.
«В основе  проектно-исследовательской деятельности  лежит  творческое  усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть  проектирования.  Продукт  проектирования – учебный  проект,  в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.» [2]
Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, обучающиеся развивают самостоятельность при работе со специальной и научной литературой. При выполнении наблюдений и опытов развивают абстрактное мышление, необходимое учащемуся; развивают способности формировать свое мнение и умение его отстаивать. Дети развивают умения общаться с аудиторией, выступать на конференциях, в кружках; сформировать чувство ответственности за порученное дело; воспитать уверенность в себе, осознать значимость выполненной работы. [1] В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции: ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; информационно-коммуникативная; социально-трудовая; личностная. Для исследовательской работы весьма важно сформировать у обучающихся навыки креативности. Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом, а значит, выступает как условие выявления и способ развития творческих способностей детей.
Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. «Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. «Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования, например, предложить неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным». [3]
Увлечь исследовательской и проектной деятельностью можно используя такие приемы, как «учебный мозговой штурм», «взаимоопрос», «три уровня домашнего задания» и задания креативного типа.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Для выявления и поддержки одаренных детей проводятся следующие мероприятия: предметные олимпиады, конференции, конкурсы, интеллектуальные игры, выставки творческих работ. Члены НОУ и клуба принимают участие в мероприятиях муниципального и республиканского уровней, имеют следующие достижения:

Ф.И.
класс
мероприятие
достижения

1
Кандрокова Санета
11
Районный этап республиканского конкурса « Религия и толерантность»
победитель

2
Кандрокова Санета
11
районная конференция « Чтения памяти В.И.Вернадского»
призер

3
Кандрокова Санета
11
республиканская конференция « Чтения памяти В.И.Вернадского»
призер

4
Кандрокова Санета
11
республиканская конференция « Сигма» « Творчество юных »
призер

5
Кандрокова Санета
11
Районная конференция « Сигма» « Творчество юных »
призер

6
Машоков Анзор
11
Районная конференция « Сигма» « Творчество юных »

победитель

7
Машоков Анзор
11
республиканская конференция « Сигма» « Творчество юных »
призер

8
Умарова Азина
10
Районная конференция « Сигма» « Творчество юных »
победитель

9
Арамисова Анжела

9
районная конференция « Чтения памяти В.И.Вернадского»
призер

10
Гетажаев Артем
9
республиканская конференция « Сигма» « Творчество юных »
призер

11
Гетажаев Артем
9
республиканский конкурс «Созидание и творчество»
победитель

12
Гетажаев Артем
9
Районная олимпиада по химии
призер

13
Гетажаев Артем
9
Районная олимпиада по истории
победитель

14
Гетажаев Артем
9
Республиканская олимпиада по истории
призер

15
Шериева Алеся
8
республиканская конференция « Сигма» « Творчество юных »
призер

16
Шериева Алеся
8
республиканский конкурс «Созидание и творчество»
призер

17
Кампарова Ася
7
районная конференция« Малые чтения НОУ « Сигма»» « Творчество юных »
призер

18
Кампарова Ася


7
Республиканская конференция« Малые чтения НОУ « Сигма»» « Творчество юных »

призер

19
Кампарова Ася
7
Районная олимпиада по технологии
призер

20
Шомахова Карина
7
районная конференция« Малые чтения НОУ « Сигма»» « Творчество юных »

призер

Проекты в основном имеют межпредметный характер: затрагиваются вопросы истории, биологии, географии, литературы. Химическая направленность проектов. В проекте» В мире экзотических растений: выращивание ананаса из надплодной розетки листьев» было изучено влияние ацетилена на цветение и плодоношение. В проекте «Школьный мел и современная школа» проведен качественный анализ мела. В проекте «Мониторинг древесных насаждений на территории школы и ее окрестностях» изучены химический состав и кислотность почв.
Иногда так случается, что становишься открывателем литературного дарования. На одном из занятий клуба «Эрудит» для младшей группы было предложено собрать материал о взаимосвязях, существующих в природе на примере загадок, пословиц, рассказов. Через несколько дней, не дождавшись очередного занятия, на уроке биологии ученица 6 класса Хатохова Карина прочитала нам сказку собственного сочинения «Дружба крепкая», так назвала свое творение Карина. Ребята слушали как завороженные.
Таким образом, в основе деятельности по вопросу развития одаренности ребенка лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей. Для благоприятных условий развития одаренности реализуется взаимодействие также с другими структурами социума : районная и сельская библиотеки, РЦДДТ, КБГУ, РДТМ, РЭБЦ.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся. А.В.Леонтович - М.: Просвещение,2002,с.17. 2.Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры /А.С.Обухова Развитие исследовательской деятельности учащихся.– М.: Просвещение, 2000.  3.Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников./А.И.Савенков - М.: Просвещение, 2003, с. 203.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15