Исследовательская работа: «Едина форма для студентов ОГБОУ СПО «АТпромИС». «За» и «Против»»


Тема: « Единая форма для студентов ОГБОУ СПО «АТпромИС». «За» и «Против».
Цель проекта: Изучить историю и оценить перспективы создания и введение формы для студентов ОГБОУ СПО «Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса», сформировать собственную позицию.
Актуальность исследования (почему данная тема взята инициативной группой студентов ОГБОУ СПО «АТпромИС» для исследования) соответствии в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ ст. 28 , в последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебных заведениях школьной формы. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она даёт: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности? Мы тоже решили не отставать и провести исследования в этой области для системы СПО.
Определение предмета исследования (Что подлежит изучению?)
Необходимость введения в ОГБОУ СПО «Асиновский техникум
промышленной индустрии и сервиса» единой формы для студентов.
Формулировка проблемы. В чем заключается проблема?
Проблема заключается в том, что студенты нашего, да и не только
нашего техникума ходят на занятия, кто во что горазд. Юноши могут
придти в спортивной одежде, девушки тоже не отстают (обтянутые
джинсы на бедрах и короткие майки и т.д.)
Выдвижение гипотезы. Каким может быть предположительный ответ?
Возможно, единая форма для студентов СПО нужна, потому что она
дисциплинирует. - Допустим, что утром не надо думать, что надеть в
техникум. - В ней всегда выглядишь опрятно и нарядно.
Проверка гипотезы. Необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть историю возникновения и изменения школьной формы. Определить, какую социальную роль играет школьная форма.
Рассмотреть историю возникновения и изменения формы для ПТУ. Определить, какую социальную роль она играла в жизни студентов.
Изучение мнения студентов ОГБОУ СПО «АТпромИС» и их родителей к проблеме введения формы для студентов техникума.
Исследовать аргументы «За» и «Против» введения единой формы. Предложить варианты единой формы для студентов.
6). Методы исследования:
исторический анализ,
анализ материалов СМИ,
проведение социологического опроса среди студентов , педагогических работников нашего техникума и родителей.
В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебных заведениях формы. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли форма ученикам и что она даёт: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности? Я решил исследовать данную проблему.
Начиная свои исследования по данной теме, я прочел слова В.В.Путина :
«Люди живут по-разному и не очень приятно, когда одни приходят в школу шикарно одетые, а другие, мягко говоря, одетые скромно, и чувствуют себя человеком второго сорта», - сказал президент. В качестве положительного примера он напомнил о некоторых европейских странах, где есть «хорошая традиция» специальной формы не только в отдельных школах, но и в средних и высших учебных заведениях.
Я предположил себе гипотезы, что:
Возможно, форма для студентов нужна, потому что она дисциплинирует.
Допустим, что утром не надо думать, что надеть в техникум.
В ней всегда выглядишь опрятно и нарядно.
Объектом исследования стала: единая форма для студентов техникума.
В процессе работы была изучена учебная и историческая литература, справочники, энциклопедии создания костюма, а также проводилось анкетирование родителей и учеников.
История возникновения школьной формы
Сейчас в России ведется много споров о том, нужная ли школьная форма ученикам, и если да, то какой ей быть? Для начала обратимся к истории возникновения школьной формы в России. Для этого я обратился за помощью к энциклопедии.
Школьная форма в России была введена в 1834 году. Сначала - для гимназистов и студентов, и только для мальчиков. Спустя несколько десятилетий форму ввели и для девочек. До революции 1917 года школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, потому что учились в гимназии лишь дети богатых родителей. Мальчиков-гимназистов можно было узнать по форме: фуражка с эмблемой гимназии, гимнастерка, шинель, куртка, брюки, черные ботинки, ранец. Гимназический и студенческий мундиры входили в систему всех гражданских мундиров Российской империи, и отличались изысканной простотой.
Девочкам предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен и чёрные фартуки (по праздникам - белые). Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.
Дети элитных учебных заведений всегда гордились своей формой - будь то Царскосельский лицей, или Смольный институт, или английский Кембридж.
Все изменилось с приходом к власти большевиков в 1917 году: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся, которую посчитали "наследием царско-полицейского режима". Ученики уже ходили в школу в произвольной одежде. После революции считалось нормальным, если школьники приходили, хоть во что-нибудь одетыми, так как в стране были тяжёлые времена: гражданская война, разруха, голод.
В 30-е годы в школах также не было единой формы, но всё же приветствовались белый верх, чёрный низ, особенно на торжественных линейках.
В Советском Союзе единая школьная форма появилась после Великой Отечественной войны в 1949 году. Мальчиков одели в серые гимнастёрки военного покроя со стоячим воротничком. Девочки должны были приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных фартуках (по праздникам - в белых). Девочки носили коричневые банты каждый день и белые по праздникам.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Мальчики теперь должны были приходить на уроки в синем костюме, украшенном нарукавной эмблемой в виде раскрытой книги и алюминиевыми пуговицами с изображением пятиконечной звезды. Для девочек цвет формы остаётся прежним - тёмно-коричневым, зато появляется многообразие фасонов. Платья были и прямые, и расклешённые, и с плиссированной юбкой.
Кроме того, была введена парадная пионерская форма - синие юбки, белые блузки, красные пилотки – для девочек и мальчиков. В такой форме ребята должны были приходить в школу на всевозможные пионерские праздники, линейки и парады.
В 1985 году изменения в форме коснулись и девочек - старшеклассницы могли сменить платья и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак.
В 1992 году с распадом СССР, в школах Российской Федерации отменили единую форму на радость старшеклассникам, которым надоела обязательная одинаковая одежда, и предоставили ученикам возможность проявить свою индивидуальность. Это привело к тому, что ученики, обрадовавшись свободе стиля, стали надевать на себя разные наряды, подчас несовместимые с учебным процессом. Постепенно школа превратилась в подиум для демонстрации финансовых возможностей. Больнее всего это ударило по самим школьникам. Те, кто был одет с иголочки, стали сторониться своих сверстников, донашивающих одежду старших братьев и сестер.
Наблюдая за студентами нашего техникума (за их свободной формой одежды), хотелось бы высказать свое мнение.
Мне кажется, что студенты должны выглядеть достойно, приятно смотреть на ребят когда у них производственная практика (повара, кондитера, пекари, технологи, продавцы в специально сшитой спец одежде) Ведь всегда приятно смотреть на аккуратно одетого студента, своего одногрупника. Форма учит: выделяться из толпы нужно знаниями и способностями. В техникуме должно быть состязание умов и характеров, а не одежды. Общая форма нас объединяет. Пройдёт время, и я верю, что мы с волнением будем смотреть на фотографии где мы – студенты будем одеты в форму не для производственной практики, а в повседневную единую форму.
Исторический момент:
В музеи нашего техникума есть много старых фотографий студентов нашего техникума ( раньше наше образовательное учреждение носило название ПУ№ 24 и ПУ№8 в городе Асино, Томской области), где на групповых снимках ребята в единой форме, даже есть экспонат самого костюма тех лет. Да это здорово, что была единая форма, но только мы ходим немного индивидуальности по группам.
Мнения о студенческой форме и их анализ.
В наши дни белый фартук и кружевные воротнички встретишь не часто, если только на последнем звонке, когда у одиннадцатиклассниц вдруг просыпается ностальгия по, белым бантикам и прожитым школьным годам. . Продвинутое поколение предпочитает либеральный подход к своей одежде - американизированные маечки и джинсы на бедрах куда удобней строгих костюмов. Но, встречают, как известно, по одежке.
Для того, чтобы быть объективными, мы опросили разные группы людей (родители, студенты) с просьбой ответить на вопросы, которые приведены ниже.
Для студентов:
1. Что тебе нравится больше: любая аккуратная и модная одежда или одинаковая форма?
3. Друга выбираешь по тому, как он одет или нет?
4. Строгая форма помогает тебе быть более серьезным?
5. В чем удобно ходить тебе в техникум?
Анализ опроса 480 студентов показал следующее:
Вопрос Ответ
Что тебе нравится больше: любая аккуратная и модная одежда или одинаковая форма? Одинаковая форма – 297 студентов
Любая аккуратная одежда - 130 студентов
Мне все равно – 53 студента
Друга выбираешь по тому, как он одет или нет? По одежде – 157 студента
Нет – 323 студентов
Строгая форма помогает тебе быть более серьезным? Да – 328 студентов
Нет – 52 студента
Не всегда - 100 студентов
В чем удобно ходить тебе в техникум? В форме – 261 студент
В красивой одежде – 19 студентов
В спортивной форме – 36 студентов
В аккуратной одежде – 75 студентов
В кофте и джинсах - 89 студента
Для родителей:
Нужна ли форма в техникуме?
Должна быть единая форма или строгий деловой стиль?
Нужно ли привлекать модельеров для создания стильной формы?
Повысит ли дисциплину и успеваемость в группе введение единой формы?
Зависит ли внешний вид студента от воспитания в семье?
Какие варианты единой формы для студенчества Вы можете предложить?
Что вы предпочитаете: аккуратная одежда или единая форма в техникуме?
В опросе приняло участие 419 родителей
Вопрос Ответ
Нужна ли форма в техникуме?
Да – 392
Нет – 7
Да, очень – 12
Не знаю - 8
Должна быть единая форма или строгий деловой стиль? Единая форма – 410
Не знаю - 7
Деловой стиль - 2
Нужно ли привлекать модельеров для создания стильной формы? Да – 102
Нет – 307
Нет ответа - 10
Повышает ли дисциплину и успеваемость в группе введение единой формы? Да – 353
Нет – 6
Зависит от человека – 52
Не знаю - 8
Зависит ли внешний вид студента от воспитания в семье? Да – 367
Нет - 52
Какие варианты единой формы для студенчества Вы можете предложить?
Нет вариантов – 24
Для девушек : блузка, юбка, сарафан, брюки, пиджак, жилет в разных вариантах.
Для юношей – рубашка, брюки, жилет, костюм в разных вариантах.
Что вы предпочитаете: аккуратная одежда или единая форма в техникуме?
Аккуратная одежда – 108
Единая форма - 311
В ходе данного исследования установлено: что многие опрошенные считают, что в техникуме следует вводить единую форму. Единая форма - это знак принадлежности к определенному техникуму. Заставить студентов носить определённую одежду может устав техникума и принятые в нем правила. Единая форма заставляет не комплексовать студентов из малообеспеченных семей.
Что же думают студенты о единой форме:
- Форма нужна, потому что это - экономия денег, не нужно будет к первому сентября покупать пять костюмов . Никто не будет чувствовать себя хуже одетым, все будут визуально равны. А также внешний вид влияет на обстановку.
- Смотря какая, если та, которую я хочу, то да.
- Форма нужна только первоклассникам, им всё равно, что на них надето, а мы, уже студенты, взрослые люди, имеем сформировавшийся вкус.
Что думают педагоги:
- Я за единую форму! Во-первых, социальный статус у всех разный, чтобы ребята не делили себя, во-вторых, я считаю, что в форме студенты будут чувствовать себя более уверенно, деловой стиль ко многому обязывает.
- Думаю, официальная форма не нужна, но деловой стиль одежды должен быть обязательно,
- Я не думаю, что форма должна быть обязательной. Ребята должны одеваться в техникум строго, но свободно! Пускай это даже и джинсы будут классического покроя, джемпера, рубашки – все в разумных пределах.
Что думают родители:
- Форма должна быть, но не одинаковой. Думаю, что у ребят может вызывать зависть одежда, если у кого-то есть, а ему родители не покупают по каким-то причинам. Должен быть единый стиль. Ведь форма есть во многих колледжах мира.
- Скорее, должен быть единый деловой стиль, а не форма.
Что думаю я:
Я счастлив и горд тем, что учусь в одном из самых лучших техникумов Томской области. И для себя лично не вижу ничего зазорного в том, чтобы ходить в техникум в форме, тем самым, поднимая уровень нашего образовательного учреждения в глазах окружающих не только уровнем своих знаний, но и своим внешним видом.
Мне хочется, чтобы моя форма была удобной и красивой, чтобы она была современной, чтобы она показывала мою принадлежность к определенному коллективу, но главное я должна себя в ней комфортно чувствовать и на уроке, и по дороге домой, ну и самое основное - она должна мне просто нравиться.
Вывод
Основные задачи, которые решает единая форма – развитие чувства коллективизма, гордости за свое учебное заведение, дисциплинированность, равноправие, когда на первое место выходят знания, а не доход родителей.
Для нас, студентов, учеба в ОГБОУ СПО «АТпромИС»– это наша работа. Строгие костюмы напоминают нам об этом. И от этого мы чувствуем себя старше и взрослее. В техникуме нужно учиться, а не отвлекаться на разглядывание того, кто, в чём пришел. Единая форма усиливает нашу безопасность, улучшает дисциплину в группе, повышает успеваемость, сплачивает студентов в коллективе, формирует командный дух. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Вся история развития школьной формы и формы ПТУ говорит о том, что взрослые (наши родители), наше государство старались и стараются предусмотреть и продумать при разработке и введении формы очень много разных вопросов и нюансов– но, при этом никогда не учитывалось мнение самих школьников и нас студентов.
Эта тема представляется мне интересной и актуальной, я думаю, взрослым будет важно и интересно узнать, что же думают сами студенты (их дети) о единой форме в техникуме. Надеюсь, я смог им в этом помочь разобраться.
На основании моих исследований была проведена студенческая конференция на тему « Единая форма для студентов ОГБОУ СПО «АТпромИС». «За» и «Против». Студенты ОГБОУ СПО «АТпромИС» в своих выступлениях поддержали мое исследование. Мы выходим с предложением к директору нашего техникума Юрию Владимировичу Калинюк , о принятии Положение (проект) о введении единой формы и внешнем виде студентов ОГБОУ СПО «Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса», введении в нашем ОГБОУ СПО «АТпромИС» единой формы для студентов. Разработкой костюмов будут заниматься студенты нашего же техникума, обучающиеся по специальности «Портной». И я надеюсь, что мы будем первым техникумов в нашей области, студенты которого будут носить единую форму.
Литература
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
2. Брукс Ф., Чандлер Ф., Кларк Ф., Клейборн А. и др. Новая детская энциклопедия - М.: РОСМЭН, 2003.
3. Мишина К., Зыкова А/ Перевод. Большая книга вопросов и ответов – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
4. Эльконин Д.Б. Детская психология – М., 1960.
5. Новичков В.Б., Гара Н.Н., Куркин Е.Б.Новая школьная энциклопедия. Страны и народы. – М.: РОСМЭН, Педагогика-ПРЕСС, 2004.
6. Цирульников А.М., Юрьев А.И., Гара Н.Н., Куркин Е.Б. Новая школьная энциклопедия. Всемирная история. – М.: РОСМЭН, Педагог