Экологическое развитие детей путем реализации практико-ориентированной деятельности и приобщения к художественной литературе


ВоспитательВинокурова Л.Г. МБДОУ детский сад «Бережок» г. Салехард ЯНАО Тема по самообразованию Экологическое развитие детей путем реализации практико-ориентированной деятельности и приобщения к художественной литературе И только Россия ещё способна сегодня потрясти богатством своего природного наследия . Сберечь эту удивительную природу - вот шанс выжить будущим поколениям. Принц Филипп, почетный президент Всемирного фонда дикой природы. Актуальность работы Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Экология – наука о связях в природе между живыми существами и окружающей средой. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций. Значимость проекта Глобальная причинаФедеральная причинаМуниципальная причинаЛокальная причина Задачи экологического воспитания в детском саду:-углубить и расширить экологические знания;-привить начальные навыки и умения: поведенческие, познавательные, преобразовательные;-развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности, -воспитать чувства бережного отношения к природе.Учить работать с художественной литературой Основная цель экологического воспитания научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Основные принципы моей работы СистемностьОриентация на возраст ребенкаИнтеграцияПреемственность взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи Характеристика существующей системы работы по экологическому воспитанию через экспериментирование и художественное слово Цель системы: формирование осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста. , путем самостоятельных исследований , экспериментов.Задачами работы по этой системе являются:Формирование у дошкольников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе; Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле;Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе умения видеть прекрасное в поэзии и художественных произведенияхСоздание поэтапной системы по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей Формы работы: работа С родителями Консультации Родительские собрания Проведение опросов Анкетирование Семейные конкурсы Экологические стенды, ширмы План работы сентябрь - октябрь Изучение литературыРодительское собрание «Проектная деятельность детей»Планирование экскурсионно-практических мероприятий:Муравьиная семьяЗолотой кленЛовкая воронаОсенью в паркечерез ознакомления с природой родного края»Сентябрь: Мониторинг по теме«Лесные доктора Октябрь-ноябрь Октябрь: Беседы на темы «Что нас окружает? », «Удивительный лес», «Дикие звери Сибири».Наблюдения за объектами живой и неживой природы.Экспериментирование ветром.Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ».Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка «Животные Сибири»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».Чтение худ.лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.Ноябрь: Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».Кормления птиц на прогулке.Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».Художественное творчество: рисование «Птицы нашего города», «Птица, придуманная мною»; лепка «Калининские птички».П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев Декабрь-январь- февраль Декабрь: Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга».Экспериментирование с водой.Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».Изготовления и украшение кормушек для птиц.Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгуЧтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели»,З. Александровна «Птичья столовая».Наблюдения за живой и неживой природой.Экскурсия в зимний сквер.Январь: Беседы на темы «Байкал - наш дом родной», «Водоемы родного края».Составления рассказов о рыбах.Рассматривание иллюстраций об озере Байкале, о байкальских рыбах.Создания макета оз. Байкала.Экспериментирование с водой.Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба? ».Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа Байкала зимой».Чтение: легенды «Богатырь Байкал», «Омулевая бочка» «Ангарская греза; загадывание загадок о рыбах.Просмотр фильма «Байкальский заповедник».Февраль: Беседы на темы «Кто такие рыбы? », «Нерпа - рыба или зверь? », «Как нужно вести на природе? ».Экскурсия в Нерпенарий.Заучивание загадок о рыбах.Экспериментирование с ветром.Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».Художественное творчество: «Нерпа» (из слоеного теста) ; аппликация «Морское царство».Чтение о природе родного края, животных Сибири Март-апрель-май Март: Беседы на темы «Хвойные деревья – Сибири», «Где растения любят жить? », «Путешествие растений».Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Сибири, растениях занесенных в красную книгу.Экскурсия в парк, ботанический сад.Д/и «Чья шишка? », «Чьи листья? », «Найди дерева по семенам».Развлечения.Экспериментирование с песком.Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация«Во поле береза стояла».Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».Апрель: Беседы на темы «Багульник», «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».Развлечения «День Земли».Составления кроссвордов о растениях.Наблюдения за объектами живой и неживой природы.Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок? ».Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях .Май: Мониторинг Работа с родителями «Экологическое воспитание дошкольниковчерез ознакомления с природой родного края»Сентябрь: Анкетирование «Что такое экология? ».Подборка экологической литературы для родителей.Выставка «Цветы» (природный материал) .Октябрь: Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей) .Ноябрь: Практический материал (ширма) «Замысловатые вопросы».Литературная выставка «Читайте вместе снами».Выставка декоративных комнатных растений .Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы) .Декабрь: Консультация «Интересные факты из жизни птиц».Конкурс «Зеленая красавица» (изготовления с родителями и детей новогодней елки из любого материала) .Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек) .Январь: Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».Педагогическая ширма «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животныхФевраль: Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети)Консультация «О чем рассказывают растения»Март: Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .Педагогическая ширма «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края)Фотовыставка «Байкал - наш дом родной».Апрель: Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период) .Консультация «Зеленый спецназ».Проведения субботника «Сделаем город чище».Май: Выставка фотографий «Наши добрые дела».Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада) . Литература Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.М., 2007.Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002. Занятия по учебным предметам.Вопросы экологического воспитания и образования включены в содержание многих учебных предметов в соответствии с программой. Занятия – экскурсии. Цель таких занятий – расширить представление о природе, способствовать развитию современного экологического мышления. Планом предусмотрены экскурсии к водоёмам, по экологической тропе, по деревне, к грачевнику и т.д. Проводим их во все времена года. Маленькие дети непосредственно восторгаются при виде цветка, бабочки, стрекозы, желто-красного листочка, птички сидящей на рябине.Комплекс экскурсионно-практических занятий по экологической тропе специально разработан. Туристические походы. Традицией в нашем саду стало проведение туристических походов. Вместе с родителями мы отправляемся в поход, предварительно определив место посещения и план проведения. Во время похода мы знакомим детей с правилами поведения. Непосредственно общаясь с природой, воспитанники чувствуют себя её частичкой, и поэтому стараются бережно к ней относиться, соблюдая все правила поведения. Праздники. В соответствии с каждым временем года проводим экологические праздники: « Осень золотая» , «Праздник урожая», «Синичкин день», «Встреча весны», «Здравствуй, гостья – Зима», «День птиц». Дети лучше воспринимают материал и запоминают что-то новое, если в игровом сюжете действуют отрицательный и положительный персонажи. Трудовая деятельность детей. Осуществляя экологическое воспитание необходимо помнить о роли положительного отношения к труду на природе. Разъясняю детям значимость их труда, поощряю тех, кто проявил инициативу и добился хороших результатов. Дети зимой подкармливают птиц на кормушках, ухаживают за цветами на клумбах и в группе. Оформление группы и раздевалки Немалая роль в воспитании отводится эстетичному оформлению группы и раздевалки. Работая над проблемой экологического воспитания, обращаем внимание и на этот аспект. Сменяемость стендов в зависимости от времен года, оформление выставок – все это создает соответствующий эмоциональный настрой. Семейные конкурсы. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но развитие отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду. Необходимость её диктуется всей нашей жизнью.Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы. Экспериментально полученные результаты дети запоминают на всю жизнь. А художественная литература «украсит» эти знания. Чтение художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг и познание природы. Именно в дошкольном возрасте формируются особенности характера человека, его нравственный облик. Если в воспитании дошкольника упущено что-то существенное, эти проблемы проявятся позже и останутся неизлечимыми. Предполагаемый результатЕСЛИ: Создать систему экологического воспитания в ДОУдать детям действительно научные представления в области биологии, экологии, географии осуществлять воспитательно-образовательный процесс с использованием здоровьесберегающих образовательных технологийприменять на занятиях по «природному миру» нестандартные формы работыс помощью активных форм обучения и воспитания на занятиях раскрыть дошкольнику значение человека в природе с точки зрения «биоцентризм» предусмотреть в планах работы семейных клубов по проекту «Содружество: детский сад+семья» активные формы работы с детского сада с семьей Улучшить предметно-развивающую среду экологические знания будут интегрироваться в различные аспекты дошкольной жизничерез весь учебно- воспитательный курс пройдут «красной нитью»:знания: о природе и окружающей среде родного края, России, Земли в целом;умения: исследовать явления и объекты окружающего мира;навыки: экологически целесообразного поведения в окружающей среде то удастся дать необходимые экологические знания представления и избежать перегрузки учащихсяинтерес дошкольников к миру природы и любовь ко всему живому возрастетудастся дать необходимые экологические знания и сохранить здоровье дошкольниковпоявиться возможность развить творческие способности и исследовательские умения детейпоявится возможность искоренения потребительского отношения к природе уже в дошкольном детстве возрастетпросвещенность родителей в вопросах экологии и их заинтересованностьв экологическом просвещении детей возрастетбудет создана благоприятная атмосфера для познавательной и творческой активности дошкольников экологическая культура дошкольника будет формироваться через весь комплекс взаимосвязей:человек (живой организм), общество, окружающая среда, живые организмы, неживая природа то удастся сформировать экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья Результат Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но развитие отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду. Необходимость её диктуется всей нашей жизнью.Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы. Экспериментально полученные результаты дети запоминают на всю жизнь. А художественная литература «украсит» эти знания. Чтение художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг и познание природы. Именно в дошкольном возрасте формируются особенности характера человека, его нравственный облик. Если в воспитании дошкольника упущено что-то существенное, эти проблемы проявятся позже и останутся неизлечимыми.