Презентация ,,Смысловое чтение на уроках,,


ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В.А. Сухомлинский Под смысловым чтением понимается:● осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,● извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,● определение основной и второстепенной информации,● свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей Осмысленное чтение связано с пониманием Технология продуктивного чтения. I этап. Работа с текстом до чтения 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. - Прочитайте заголовок текста. - О чём может идти в нём речь? - Рассмотрите иллюстрацию. - Кто герои? И др. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. II этап. Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста.Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. - Поделитесь впечатлением о прочитанном произведении. - Какие чувства испытали? - Подтвердились ли первоначальные предположения о содержании текста? 2. Перечитывание текста.Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию текста.Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми.Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 4. Выразительное чтение. III этап. Работа с текстом после чтения 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).   Вам хотелось бы узнать ,откуда взялось такое странное (необычное) слово глагол?Слово глагол в старославянском языке означало «речь», «слово».Предки наши рассматривали (воспринимали) его как слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол- одна из двух частей речи без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. Приёмы обучения смысловому чтению на уроках. «Синквейн»1. Существительное (тема).2. Два прилагательных (описание).3. Три глагола (действие).4. Фраза из четырех слов (описание).5. Существительное (перефразировка темы). Синквейн по произведению В. М. Гаршина «Лягушка путешественница»: 1.Лягушка2.Лупоглазая, толстая.3.Соображает, болтает, хвастает.4.Изобретает необыкновенный способ передвижения.5.Путешественница.Литературное чтение, 4 классИ.С. Никитин «В синем небе…» СОЗДАТЬ АППЛИКАЦИЯ УКРАШАЕТ ЛЮБОЕ ВЫПУКЛАЯ ИЗДЕЛИЕ ВЫРЕЗАТЬ ПРИКЛЕИТЬ ПЛОСКАЯ АППЛИКАЦИЯ ТЕХНИКА Приём «Ромашка Блума» «Чтение с пометками» («Инсерт»);V - Знакомая информация+ - Новая информация.(Является интересным, неожиданным)- - Я думал (думала) иначе. (Противоречит их представлению)? - Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше И Н С Е Р Т v (зелёный) - этим знаком помечается информация, которая уже известна ученикам;- (синий) – помечается то, что противоречит их представлению;+ (красный) – помечается то, что является для них интересным и неожиданным;? (жёлтый) ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать побольше. v ? + - Приём «Пометки на полях», («Инсерт»);Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? V Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. V Имена существительные изменяются по числам и падежам. ? В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. + И Н С Е Р Т «Птички - вертолёты» + v - ? колибри- самые маленькие из всех птиц очень яркое оперение питаются нектаром цветов обитают в Америке меняют свою окраску на солнце поглощает пищи вдвое больше своего веса живут около 8 лет называют «изумрудное горлышко», «летающий аметист», «огненный топаз» крупный -22 см, маленький - 6 см(от кончика хвоста до кончика клюва) 78 взмахов крыльями в секунду бесстрашная птица может летать задом наперед размер гнезда, способ высиживания птенцов как защищается Таблица «Плюс – минус – интересно» «Как образуется снег» интересно + - нет снежинок с идентичным узором существует международная классификация плохо проводит тепло и является прекрасным «одеялом» для корней растений чтобы иметь идеальную форму, вращается при падении, словно волчок после приземления теряют изысканную красоту и форму ученые насчитали более 5000 возможных форм снежинок наиболее крупные снежинки почти целиком закрывающие ладонь выпали в Москве 30 апреля 1944 года Приём «Денотантный граф» Приём «Шесть шляп» Прием “Верные или неверные утверждения” Тема “Углы”Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом.Угол – это геометрическая фигура.Угол состоит из двух пресекающихся прямыхБывают углы остроумные и тупые и т.д. Приём «Корзина идей»Приём «Пометки на полях», («Инсерт»)Приём «Верные – неверные утверждения»Приём – игра «Верите ли вы?»Приём «Синквейн»Прием «Сводная таблица» Приём «Кластер»; «Чтение в кружок»;«Чтение про себя с вопросами»;«Чтение с остановками»;«Ассоциативный куст»;«Денотантный граф»