Смысловое чтение на уроках биологии


Биологический текст как средство формирования читательской грамотности Зачем читать и понимать текст?необходимо для поиска, преобразования, интерпретации и понимания прочитанного;помогает ученикам в выборе правильных ответов при выполнении заданий, требующих анализа текста (ЕГЭ и ГИА) ; помогает в оперативном решении жизненных проблем социальной и профессиональной направленности Этапы смыслового чтения(А. Г. Асмолов)Смыслово-ориентирующий (работа с информацией);Содержательно-смысловой (переработка информации);Рефлективно-личностный (использование информации для решения задач). С.В. Суматохин выделяет следующие виды чтения:−​ ознакомительное – направлено на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;−​ изучающее – предполагает извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;−​ поисковое (просмотровое) – направлено на нахождение конкретной информации, нужного факта;−​ рефлексивное (вдумчивое) – размышление о содержании прочитанного, осмысление своих и чужих интеллектуальных действий, эмоционального состояния Смыслово-ориентирующий этапНайдите в тексте определения (нуклеиновые кислоты, ДНК, РНК, комплементарность, репликация и др); Усложнение: дать определение термина с помощью информации из текста.2. Установление соответствия между понятиями и определениями. Выберите один правильный ответ из четырех 1. Нуклеиновые кислоты названы так потому, что1. состоят из нуклеотидов;2. являются полимерами;3. впервые обнаружены в ядре;4. обеспечивают хранение и передачу наследственной информации.2. Структура молекулы ДНК впервые была описана1.Ф.Мишером;2.Э.Чаргаффом;3.Д. Уотсоном и Ф. Криком;4.М. Шлейденом Т. Шванном.3. Мономерами молекул нуклеиновых кислот являютсянуклеотиды;Моносахариды;АминокислотыВысшие жирные кислоты.4. В состав ДНК входит сахар 1. рибоза; 2. глюкоза; 3.фруктоза; 4. дезоксирибоза. 5. На рисунке изображен фрагмент молекулыбелка;АТФ;ДНК;РНК.6. Комплиментарной является пара нуклеотидовГ (гуанин) – Ц (цитозин)А (аденин) – Г (гуанин)Т (тимин)- Ц (цитозин)Т (тимин) – У (урацил) 7. Виды молекул РНК выделяют по 1. Длине молекулы 2.Форме молекулы 3.Выполняемой функции 4.Типу нуклеотидов Выберите из перечня все утверждения, соответствующие содержанию текстаА.Все виды РНК синтезируются на ДНКБ.Содержание РНК в клетках относительно постоянно.В.Функции нуклеиновых кислот неизвестны.Г.ДНК в комплексе с белками входит в состав хромосомД.Рибосомы являются местом синтеза белка в клеткеЕ.Формулировка «правила Чаргаффа» была отмечена Нобелевской премиейУстановите соответствие между видами РНК и их признаками{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вид РНКПризнакиА. иРНКБ. рРНКВ. ТРНКСинтезируются на ДНКСамые крупные молекулы РНКСамые короткие молекулы РНКФормирует рибосомыСодержит информацию о структуре белкаПереносит аминокислоты к месту синтеза белка В статье встретились термины «репликация» и «комплементарность». Установите соответствие термина и его определения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Термин Определение А. КоплементарностьБ. Репликация Процесс синтеза РНК с использованием ДНК в качестве матрицы.Удвоение нуклеиновых кислот (обычно ДНК, у некоторых вирусов РНК), обеспечивающее точное копирование генетической информации и передачу ее от поколения к поколению.Взаимное соответствие молекул биополимеров или их фрагментов, обеспечивающее их избирательное соединение друг с другом.Явление, заключающееся в существовании химических соединений одинаковых по атомарному составу и молекулярной массе, но различающихся по строению или расположению атомов в пространстве. Толстые и тонкие вопросы "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон.Таблица " толстых " и " тонких " вопросовТолстые ?Тонкие ?   Дайте 3 объяснения, почему...?    Объясните, почему...?   Почему Вы думаете ...?   Почему Вы считаете ...?   В чем различие ...?    Предположите, что будет, если... ?   Что, если ... ?   Кто ?   Что ?    Когда ?   Может ..?   Будет ...?   Мог ли ... ?   Как звать ...?    Было ли ...?   Согласны ли Вы ...?   Верно ли ...? Содержательно – смысловой этапГраф – логическая модель Приемы и стратегии по работе с различными видами текстовКластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке, в виде «грозди».Инсерт – маркировка текста значками ( пометками) на полях по мере его чтения. После этого заполняется таблица. В которой значки будут заголовками ее граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. ( на пример: «+» - новое, «-» – думал иначе. «?» – не понял, есть вопросы и т.д.)Бортовой журнал - различные приемы, согласно которым учащиеся во время изучения текста записывают свои мысли ( Что мне известно по этой теме? Что нового я узнал из текста?)4. Двухчастный и трехчастный дневник – дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом ( цитата- комментарии, или цитата- комментарии- вопросы к учителю)5. Таблицы вопросов - учащиеся должны сформулировать собственные вопросы по прочитанному тексту. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень мышления Таблица - синтезКЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ)ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ)1…………….2…………….3…………….4……………. 5……………..6……………..7……………..       Рефлективно – личностный этап1. Сравните ДНК и РНК. В ответе укажите два признака, одинаковых для обоих веществ, и два признака, по которым они отличаются друг от друга.2. Участок молекулы нуклеиновой кислот имеет следующее строениеА) -А-Ц-Ц-А-Т-Г-А-Ц-Т-Б) -Ц-А-А-Г-Ц-У-А-Ц-У-3. Используя правило Чаргаффа , решите задачуФрагмент ДНК содержит 30 000 А-нуклеотидов 40 000 Ц-нуклеотидов. Сколько Т-нуклеотидов и Г-нуклеотидов в этом фрагменте. Спасибо за внимание