Организация работы с молодыми специалистами в колледже

Организация работы с молодыми специалистами в колледже

 Преподаватель  - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от преподавателя непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Мы живем  в условиях трансформации российского общества, когда происходит смена парадигмы образования от знаниевой к компетентностной.
Компетентностный подход, который положен в основу новых образовательных стандартов, требует от преподавателя новых форм деятельности, изменения подхода к обучению, повышению квалификации.
Инновационное обучение не только помогает добиваться формирование у студентов определенных компетенций, но и реализовывать исследовательский подход к изучению каждой дисциплины.  Именно поэтому необходимо формировать методологическую культуру педагога вообще и, в частности, методологическую культуру молодого специалиста с самых первых дней профессиональной деятельности.  Именно с первыми, грамотно сделанными, шагами начинается становление личности современного преподавателя.
Большинство изменений  в образовании начинается с самой главной фигуры – преподавателя. Основная роль методической службы – педагогическое сопровождение педагога в процессе профессиональной деятельности и педагогическая  поддержка в соответствии с профессиональными  потребностями.
Преподаватели нашего колледжа обладают  профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеют инновационными технологиями  обучения  и воспитания. Важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, учащимся и вообще к людям. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же,  преподавателю с  многолетним опытом работы.
А как же быть молодому  специалисту, только что окончившему вуз? Легко ли быть молодым специалистом?
В начале  своей профессиональной деятельности молодой  преподаватель  сталкивается с  определенными трудностями. Существует  целый ряд затруднений, которые возникают в результате освоения начинающими педагогами в системе  СПО новых видов деятельности:
·         это разработка творческих учебных заданий для студентов
·         исследовательская работа преподавателя с учебным материалом
·         неумение логично выстроить последовательность этапов урока, точно рассчитать время на уроке
·         отсутствие взаимопонимания с коллегами  и др.
Профессиональные  требования к начинающему преподавателю имеют свою  специфику – они вытекают из особенностей  педагогической профессии. Главная особенность педагогической деятельности  определяется тем, что ее объект – человек. Поэтому ведущей стороной  профессионализма начинающего преподавателя является умение правильно строить не только свою деятельность, но также и деятельность обучаемого, направлять  процесс его развития.
Молодые педагоги,  как правило, плохо представляют себе  сильные и слабые стороны своей личности, не знают  и не  используют свои потенциальные возможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на  накопление знаний, а  не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могут  существенно снизить мотивацию саморазвития.
Чтобы решить  педагогические проблемы в период адаптации молодого специалиста, в  учебном заведении велика роль  опытных педагогов, методистов.
С целью создания условий для адаптации, профессионального становления начинающих педагогов, оказания им помощи в самоорганизации и самоанализе их развития  в колледже работает отделение в УМЦ в поддержку молодых специалистов.
·         наставничество.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, носят актуальный характер. На заседаниях в УМЦ обсуждаются проблемы педагогики и смежных наук. С молодыми специалистами организуются занятия по  составлению календарно-тематических планов, ведению документации, оформлению УМК. Для начинающих педагогов  проводятся консультации по методике проведения уроков и внеклассных мероприятий  руководителями коллектива, методистом, преподавателями. Молодых педагогов знакомят с  новинками психолого-педагогической и методической литературы, помогают провести анализ посещенных  у коллег занятий. Мастера педагогического труда обмениваются опытом. Психологи  проводят различные психологические тренинги для создания комфорта  в работе молодых специалистов. В методическом кабинете имеется блок  материалов «В помощь начинающим преподавателям». Методический кабинет оформляет для молодых преподавателей памятки:
·         обязанности  классного руководителя,
·         анализ и самоанализ урока, тесты в учебном процессе,
·         формы, приемы и методы обучения,  
·         методические рекомендации по проведению внеклассных мероприятий и др.
Собрано  много папок - накопителей по различным  вопросам  методики, педагогики и психологии.
Начиная  педагогическую деятельность, молодой специалист, как было уже замечено, испытывает множество  трудностей, он остро ощущает необходимость в повышении своей профессиональной компетентности.
Решить эту задачу в колледже помогает создание гибкой и мобильной системы наставничества. Именно система наставничества способна оптимизировать процесс повышения профессиональной компетентности молодого специалиста, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В  этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога – наставника, который готов оказать ему практическую  и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению  профессиональной компетентности.
Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. 
При выборе наставника  администрация колледжа  учитывает обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе, так как  наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Администрация колледжа назначает наставниками тех педагогов, которые обладают высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, которые  пользуются уважением коллег и учащихся.
Так как наставничество является двухсторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста  профессиональным знаниям, умениям и навыкам является готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в том числе и  личным примером, раскрытию творческого потенциала молодого специалиста,  привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора молодого специалиста, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. Помогая молодому педагогу выбрать программу собственного профессионального роста, необходимо помочь ему установить контакт с коллегами.
Для дальнейшего повышения  своей профессиональной компетентности молодые преподаватели колледжа посещают  мастер классы опытных  педагогов.
Кроме того, руководство колледжа и методическая служба, помогают молодым специалистам в презентации своих  педагогических открытий:
·         на выступлениях во время проведения конференций различного уровня,
·         при подготовке публикаций  в  методических сборниках, в колледжных
·         молодые специалисты привлекаются к участию в  конкурсах профессионального мастерства
 Все это позволяет  повысить мотивацию начинающих учителей к педагогической деятельности.
 














Литература.
Т.И. Дзюк «Школа начинающего педагога в колледже»/Журнал СПО №3, 2009 г
И.Круглова «Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя»/ Журнал  «Народное образование»  №9, 2009г.
С.Н. Распопова «Работаем с начинающими педагогами: о профессиональных привычках, воспитанных в молодости»/ Журнал  «Методист» №8, 2009 г
Н.М. Мясоедова «Совершенствование научно-методической работы в колледже»/ Журнал СПО №5, 2009
Э.А.Гибадатулина «Затруднения в деятельности молодых педагогов»/Журнал  «Специалист» №2,2009 г.
 

Заголовок 215