«Смысловое чтение – способ формирования УУД младших школьников»


«Смысловое чтение – способ формирования
УУД младших школьников»
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать. » Дидро Д. (франц.)
Актуальность темы:
В связи с модернизацией начального образования проблема формирования смыслового чтения как УУД в начальной школе становится наиболее актуальной. Согласно Федеральному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится сформированное «умение учиться». Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию «универсальных учебных действий» (УУД), которые позволяют учащемуся действовать самостоятельно при получении образования.
Анализируя проблемы, связанные с читательской деятельностью младших школьников, следует заметить, что сегодня существует много детей, которые овладели технической стороной чтения еще до школы, но при этом обнаружили равнодушное отношение к книге. Вот некоторые из этих причин.
Исчезновение традиций семейного чтения.
Учась в школе, современные дети чаще разговаривают на уроках с учителем, слушают его, а мало работают с учебником. Умению говорить с текстом учебника уделяется недостаточное внимание.
Технической стороне чтения в методике и практике начального образования всегда уделялось достаточно много времени, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия ФГОС практически отсутствовали.
Цель семинара – обобщить опыт обучения младших школьников приёмам и способам смыслового чтения при работе с учебной информацией.
Задачи:
реализация системно - деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС;
обеспечение взаимосвязи содержания учебных предметов и достигаемых в процессе обучения предметных и метапредметных результатов при обучении работе с текстами из различных областей знаний;
разработка системы типовых заданий для оценки уровня сформированности УУД.
создание системы образовательных технологий деятельностного типа, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения ООП НОО согласно требованиям ФГОС.
Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя.
Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю. Смысловое чтение – это чтение с мыслью.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех УУД:
в личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
в познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение гипотез и их обоснование.
Внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО идет поэтапно.
Процесс формирования навыков смыслового чтения – очень длительный и трудный путь. Над этой темой я работаю уже не один год.
1 класс. Обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс. Обучение детей  работать с текстом: - правильное, сознательное, выразительное чтение; владение пересказом разного вида (полный, краткий, выборочный); деление на абзацы и составление плана прочитанного текста; составление характеристики героев и их поступков. Создание письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение).
3-4 класс. Обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: самостоятельное выделение основной мысли; нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или  косвенной  форме; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями; прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулирование вопросов по тексту; сравнивание текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.
На уроках русского языка широко применяю:
Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации. Аннотации к прочитанному произведению, запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).
Работа со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память =>развивает орфографическую зоркость.
При выполнении учащимися домашних заданий в 3 классе стала применять прием «Каждое задание +». При такой организации домашней работы заметно улучшилось качество выполнения домашних заданий. У многих детей стал проявляться интерес к изучению русского языка, повысилось качество знаний с 33% в первой четверти до 47% во второй четверти.
На уроках математики проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи предаю также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Это позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.
На уроках окружающего мира поводится работа по выделению существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающим – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.
Разнообразие современных педагогических технологий предоставляет мне возможность формировать интересы детей в увлекательной форме. На познавательный интерес влияет отбор материала, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов.
Широко использую в своей работе приёмы по формированию смыслового чтения
«Верите ли Вы?»
«Задай вопрос»
«Читаем и спрашиваем»
«Дневник двойных записей»
«Чтение с пометками»
Задания «на дополнение информации»
«Приём тонких и толстых вопросов»
«Чтение с остановками»
«Кластер»
«Лови ошибку»
Применение этих приемов и заданий заметно повысили читательский интерес у детей в классе. Помимо улучшения технической стороны чтения у детей:
изменилось отношение к урокам (дети чаще стали посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием находят дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания);
повысилось познавательное отношение к прочитанному;
развивается положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.
Применяемые мною приемы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемым предметам.

Приложение презентация