Урок чтения 2 класс Русская народная сказка Два Мороза


Тема: «Два Мороза» ( русская народная сказка).Цели урока:- ознакомить учащихся с русской народной сказкой; формировать навыки выразительного чтения; формировать умение передавать содержание произведения;- развивать умение выделять главное в прочитанном тексте, мышление, речь;- воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности; воспитывать трудолюбие.Оборудование: аудиозапись сказки , иллюстрации, карточкиХод урока.1. Организационный момент.Прозвенел и смолк звонок,Начинается урок.Все за парты дружно селиИ на доску посмотрели.
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с произведениями Ф. Тютчева и С. Есенина «Береза». Послушаем, как вы подготовились к чтению наизусть. Повторите подготовленные вами стихотворения.
III. Сообщение темы и цели урока.-Сегодняшний урок я хочу начать с загадки
Старик у воротТепло уволок.Сам не бежитИ стоять не велит.- мороз –
- Что обозначает слово мороз? (холод)- Какой бывает мороз? ( лютый, сильный, небывалый, январский, первый, русский, сибирский, свирепый) Посмотрите на доску ( иллюстрации) и подумайте, о произведении какого жанра пойдёт речь на уроке?
( Ответы детей: о русской народной сказке)
- Какие русские народные сказки мы уже читали в этом разделе?
(Ответы детей: « Лиса и журавль», « Самое дорогое»)Отгадайте:Все его зимой боятся- Больно может он кусаться.Прячьте уши, щёки, нос,Ведь на улице …- мороз -- Кто из вас знает сказки о Морозе? Назовите их.- Много сказок сочинил народ об этом могучем волшебнике, а с одной из них мы познакомимся сегодня на уроке. Это русская народная сказка «Два Мороза»
IV. Изучение нового материала.
1. Просмотрите и прослушайте сказку “Два Мороза” 5 мин
2. Ответы на вопросы
- Понравилась ли сказка?
- Назовите героев.
- Какой момент сказки самый интересный?
- Кто из героев больше понравился? Почему?
- Почему сказка названа “Два Мороза”?
- Почему это сказка, а не рассказ?
Физминутка.
Самомассаж
Белый дедушка МорозЧто ни день-то рос, да рос. И теперь старик жестокийЩиплет уши, щиплет щёки,И ворча, смеясь в усы, Красит школьникам носы
3. Подготовительные упражнения перед текстом
Словарная работа.- Перед тем, как вы начнёте читать сказку, давайте прочитаем сложные слова и разберём их смысл по-за-ба-вить-ся «ца» (повеселиться)вы-ко-ла-чи-вать (выбивать)ко-ло-коль-чик (звонок в форме маленького колокола)бу-бен-чик (металлический шарик с кусочком металла внутри позванивающий при встряхивании)дро-во-сек (человек, рубящий дрова)ку-пец (богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки)крес-тья-нин ( бедный человек, живущий в деревни, занимается обработкой земли)ёжится « ца» (жмётся от холода)проезжая «жж» дорогасвистнули- непроизносимый согласный звук «т»
Работа с толковым словарем
Обратите внимание на эти слова: ПОМОРОЗИТЬ
ПОДМОРОЗИТЬ
- Как вы думаете, одинаковы ли слова по значению? Высказываются предположения детей.
Найдите ответ в толковом словаре ( на каждой парте лежит толковый словарь, дети зачитывают объяснение.
Чтение сказки по частям отдельными учащимися.
Понравилась сказка? Кто главные герои? Сколько частей, по вашему мнению, получилось? (две)
-Кратко, можно одним предложением, назовите, о чём каждая часть.
( 1 часть - забавы Морозов; 2 часть – сошлись опять два Мороза)
4. Осмысление прочитанного.- Понравилась сказка?- Какие эпизоды запомнились?- Что в сказке волшебного?- Удалось ли заморозить крестьянина? А купца? Почему?
Физминутка.Дровосеками мы стали,Дружно топоры подняли.По полену – бах!

Работа по первой части.
1часть-с.81-83 от начала до слова «Свистнули, щёлкнули, побежали.» На листках записать вопросы, которые вы бы задали товарищам. Ребята самостоятельно зачитывают, задают вопросы друг другу в парах, отвечают. Далее проверка
Работа по второй части
2 часть –с.84 от слова «Только солнышко закатилось…» до конца.
- Удалось ли Морозу – Синему носу заморозить дровосека?
- Отчего ему это не удалось?
- Почему легко было заморозить барина? Почему?
Ребята, обратите внимание (учитель зачитывает) « А мужик всё работает да работает. Чем бы зябнуть, а ему жарко стало».
- Какие черты характера проявил дровосек во время работы? Выберите нужные слова.
ТРУДОЛЮБИЕ
СТАРАНИЕ
УПОРСТВО
ВЫНОСЛИВОСТЬ
Работа над пословицами в группах
- Соединить части пословиц, Подумайте , какие подойдут к этой сказке и объяснить смысл.
( Дети называют, объясняют).
Глаза облюбовали, руки – сделали.
Топор лучше шубы – трудолюбивый.
Самый счастливый человек греет.
Волков боятся…. в руках дело огнём горит. Землю красит солнце….. в лес не ходить. У работающего ….. а человека труд. Мороз ленивого за нос хватает ….. а перед проворным шапку снимает.- Найдите те пословицы, которые относятся к нашей сказке. О чём эти пословицы? ( О трудолюбии)- Какой пословицей заканчивается наша сказка?- Как вы ее понимаете? О чём она?9. Выборочное чтение.- Как решили позабавиться два Мороза?- Как одет крестьянин? Купец?- Как Мороз – Синий нос заморозил купца?- Как Мороз- Красный нос морозил крестьянина?- Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно?
10. Работа с иллюстрациями
- Посмотрите на иллюстрации и определите лишнюю- Пронумеруйте иллюстрации, чтобы соблюдалась последовательность сказки.
V. Итог урока.- Прочитаем хором последнюю строку сказки.
- Как вы понимаете слова “Топор лучше шубы греет”?
- Чему нас учит сказка?
VI. Рефлексия.
-Придумайте советы, которым на ваш взгляд, нужно следовать, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие.
( Обучающиеся формулируют:Любую работу делай на совесть;
Не оставляй работу, если видишь, что она не завершена;
Не будь равнодушен к выполняемой работе;
Продолжи:
-  Сегодня на уроке я познакомился…
-  Сегодня на уроке я научился…
-  Сегодня на уроке у меня получилось…
VII. Домашнее задание.
- Предлагаю выполнить домашнее задание разного уровня:
1. Подготовить чтение по ролям.
2.Учебник: задание № 4(повышенный уровень)3. подготовить пересказ сказки.