Проект урока литературного чтения во 2 классе. Русская народная сказка Два мороза.


Состав группы:
Верзилова Н.А., учитель начальных классов МБОУ «Холмовская СШ»
Тихомирова Т.М., учитель начальных классов МБОУ «Холмовская СШ»
Комарова Т.М., учитель начальных классов МБОУ «Холмовская СШ»
Горбачева С.Н., учитель начальных классов МБОУ «Холмовская СШ»
Давыдова Е.И., учитель начальных классов МБОУ «Озерненская СШ»
Веткина А.И., учитель начальных классов МБОУ«СШ №15»
Проект урока литературного чтения
Русская народная сказка
«Два Мороза»
Тип урока: чтение и анализ текста
Цели:
знакомство с русской народной сказкой «Два Мороза»;
совершенствование навыка чтения целыми словами вслух и про себя;
развитие умения работать с жанром «сказка», определять вид и составные части сказки;
развитие умения характеризовать главных героев, их поступки, читать по ролям, определять главную мысль произведения, высказывать свою точку зрения о прочитанном;
развитие умения взаимодействовать с одноклассниками, работая в группах;
воспитание интереса и любви к устному народному творчеству, уважительного отношения к труду, понимание важности и ценности жизненного опыта.
Примерный ход урока
Организационная часть урока
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс1Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Класс наш – просто загляденье –
Начинаем урок чтения!
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов друг другу на уроке. У вас все получится.
Сообщение темы, цели урока
- Ребята, разгадайте ребус (отгадка «мороз»).
- Предположите, какой сегодня будет тема нашего урока, исходя из разгаданного слова (ответы детей).
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (ответы детей).
- Молодцы, ребята! Не будем долго гадать. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Два Мороза».
Первичное восприятие текста
- С какими видами сказок мы познакомились за период обучения? (ответы детей)
(на доске на листе ватмана – дерево «Виды сказок»- волшебные, бытовые, о животных)
Приведите примеры.
- Какую сказку называют волшебной? Бытовой? Приведите примеры.
- А какие сказки о животных вы читали?
- Какие составные части сказки вы знаете? (зачин, завязка, основная часть, концовка)
- Послушайте это произведение устного народного творчества в аудиозаписи.
- Определите, к какому виду сказки оно относится.
Проверка качества первичного восприятия
- Понравилась ли вам сказка? Чем запомнилась?
- Назовите главных героев сказки.
- К какому виду относится эта сказка?
Вторичное восприятие сказки
- Прочитайте еще раз сказку. Отметьте в тексте непонятные слова (читают «цепочкой» вместе с учителем).
Словарная работа
багровый – красный цвет;
тешатся – забавляются;
былинка – травинка;
унижут – покроют;
барин – богатый человек;
бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, звенит при встряхивании (колокольчик);
судить да рядить – спорить;
заплатанный – зашитый;
лаптишки– вид плетеной обуви;
покамест – пока;
намаялся – устал;
пронять – подействовать на кого-то;
зачал знобить – стал морозить;
авось – вдруг;
робеет – трусит, боится;
пронимать – морозить;
язвить – говорить колкости, ранить словом;
инда – даже;
лубок – кусок луба (кора липы);
закаялся – дал себе зарок больше так не делать (заречься).
- Почему в сказке много устаревших слов? (ответы детей)
Анализ текста
выборочное чтение
- Какую забаву придумали Морозы? Найдите и прочитайте эти строки.
- Что делали Морозы? Что решили?
- Что они услышали?
- Какие слова помогают проследить за действиями Морозов?
- Как вел себя Багровый нос при встрече с Синим?
- Как морозил барина Мороз – Багровый нос?
- Как пытался справиться с мужиком Мороз – Синий нос?
- Рассмотрите первую иллюстрацию. Почему Мороз – Багровый нос заморозил барина, ведь у него шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи? Ответьте словами текста.
- Заморозил ли мужика Мороз – Синий нос? Почему?
- Рассмотрите вторую иллюстрацию. Как дровосек спасся от холода? Прочитайте.
- Кто больше сделал, дровосек или барин?
- Как вы думаете, кому симпатизирует автор в этой сказке? Почему? (ответы детей)
- Найдите в сказке зачин, завязку. Прочитайте.
Творческая работа с в группах
- Ребята, сейчас мы с вами разделимся на группы и выполним интересную творческую работу.
Задание для 1-ой группы:
оформить декорации зимнего леса (деревья, снежинки, морозные узоры на деревьях…);
Задание для 2-ой группы:
найти в тексте отрывок из сказки, где идет спор двух Морозов и прочитать по ролям;
Задание для 3-ей группы:
из двух заготовок-конусов сделать шапки-колпаки для главных героев – Морозов (красный и синий носы для Морозов уже готовы).
Презентация всей работы на фоне негромкой музыки (вой метели, поскрипывание деревьев, звон колокольчика).
Оценка деятельности учащихся
- Молодцы, ребята! Каждая группа замечательно справилась со своей работой. У нас уже почти получился маленький спектакль с костюмами для героев и декорациями. А дома поработайте еще над текстом и постарайтесь передать голосам правильную интонацию героев сказки.
Итог урока
- С произведением какого жанра мы работали на уроке?
- Какие еще бытовые сказки вы читали?
- Кто главные герои изученной на уроке сказки?
- Почему Мороз - Синий нос «закаялся» мужиков морозить? Прочитайте словами текста. Какой составной частью сказки является это предложение? (концовкой).
- Какова главная мысль этой сказки?(ответы детей).
- Да, ребята, труд делает человека выносливее. В сказке работа спасла мужика от мороза.
- Почему для понимания сказки важно знать, что Мороз - Синий нос был моложе? (ответы детей)
Учитель: С прожитыми годами приходит к человеку мудрость, жизненный опыт, который необходим в различных ситуациях.