Оценка образовательных достижений обучающихся как составляющая часть оценки образовательного процесса

Оценка образовательных достижений обучающихся как составляющая часть оценки образовательного процесса
Есипенко М. А., заместитель директора по УВР школы №436,

Содержание:
Особенности системы оценки качества образования в соответствии с ФГОС НОО.
Оценка индивидуальных достижений обучающихся (предметных).
Оценка индивидуальных достижений обучающихся (метапредметных).
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.
1. Особенности системы оценки качества образования в соответствии с ФГОС НОО:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной базы оценки;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Рассмотрим систему оценки качества образования в контексте комплексного подхода к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов) и использования накопительной системы оценивания (портфолио или портфель достижений).
2. Оценка индивидуальных достижений обучающихся (предметных).
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Одним из инструментов оценивания предметных результатов являются Листы индивидуальных достижений обучающихся. Листы индивидуальных достижений обучающихся по предметам, на основе которых создаются проверочные работы, позволяющие получить достаточно полную и объективную информацию о состоянии подготовки обучающихся по учебным предметам.
Для каждой параллели по каждому изучаемому разделу учителя разрабатывают Листы индивидуальных достижений по учебным предметам. Структура Листов достижений:
- название раздела, по которому проводится Проверочная работа;
- Фамилия, имя ученика;
- критерии оценки достижений (формируются на основе рабочей программы по учебным предметам – требования к уровню подготовки обучающихся);
- образец заданий для выполнения;
- графа Срез (включает процесс самооценки обучающихся и оценку учителя по критериям:
+ - ученик хорошо знает материал, выполняет задание уверенно
? - ученик испытывает затруднения в выполнении задания
- - ученик не знает материала и не справляется с заданием);
- графа Проверочная работа (включает процесс самооценки обучающихся и оценку учителя).
Таким образом создается Банк Листов достижений обучающихся по учебным предметам.
3. Оценка индивидуальных достижений обучающихся (метапредметных):
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Для каждой параллели разработаны Листы индивидуальных достижений УУД в соответствии с Программой мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (на основе методического пособия под редакцией А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»). Показатели сформированности тех или иных действий фиксируются в таблице по итогам каждой четверти (отдельно для каждого ученика в Листе достижений и составляется сводная таблица с результатами класса). На основе полученных данных строится дальнейшая работа.
4. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (структура Портфеля достижений обучающихся школы).
Цель работы с Портфелем достижений обучающихся 1-4 классов (Портфолио) – оценка достижений учеником планируемых результатов начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
В Портфель достижений учеников школы включены следующие материалы:
Раздел «Мой мир» (здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Это может быть информация по темам: «Мое имя», «Моя семья», «Мои друзья», «Мои увлечения»).
Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы подбираются так, чтобы демонстрировать нарастающие успешность, объём и глубину знаний, Такими работами могут быть:
- выборка письменных работ по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, по предметам эстетического цикла (фото, видеоматериалы, аудиозаписи, продукты собственного творчества);
- дневники читателя; дневники наблюдений, материалы самоанализа и рефлексии.
-выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по различным предметам);
Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (листы индивидуальных достижений обучающихся).
Достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Портфели достижений обучающихся школы имеют единообразное строение, разработаны универсальные разделители для портфолио.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективной картине своих достижений, на формирование потребности в конструктивной самооценке.

Список литературы:
Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. М.: Просвещение, 2011
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект. Под.ред. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. М.: Просвещение, 2011
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под.ред. Асмолова А.Г. М.: Просвещение, 2013
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/09/20/fgos-otsenka-kachestva-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya