Методическая разработка Формирование мотивации учения на основе гуманизациии образовательного процесса и использования активных методов обучения при реализации ФГОС


Формирование мотивации учения на основе гуманизациии образовательного процесса и использования активных методов обучения при реализации ФГОС
Степанова М.А. МОУ «Майская гимназия»
Идеальная дидактика – это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.
Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам. Анатолий Гин
Пять лет назад начальная школа активно включилась в изучение ФГОС, а затем и в реализацию стандартов второго поколения. В настоящее время по новым стандартам обучаются все учащиеся 5-х классов нашей гимназии – это около ста человек.
 Новый стандарт определил требования, которым должно соответствовать образование, его результат и, что не менее важно, условия обучения.
Произошёл переход от обучения "знаниям", "умениям" и "навыкам" к компетентностному подходу, а это значит произошло изменение составляющих учебного процесса: методов обучения, содержания, способов контроля. В этих условиях, не все образовательные технологии могут найти себе место. На смену устаревшим приходят новые, те, которые полностью соответствуют ФГОС. Одними из таких образовательных технологий являются: гуманизация образовательного процесса и использование активных методов обучения.
Тем более, что они могут удачно интегрироваться и с другими технологиями.
Для успешного и эффективного решения задач реализации ФГОС мы стараемся создавать все соответствующие условия. Наши учителя также применяют современные ИКТ технологии, используют Цифровые Образовательные Ресурсы, разрабатывают технологические карты при составлении плана учебного занятия, успешно осваивают и применяют на уроках элементы многих других современных технологий, это – системно-деятельностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение, коммуникативное обучение, проектные, игровые, информационно-коммуникативные, групповые технологии; личностно-ориентированный подход.
Чтобы ребёнок учился с удовольствием, чтобы активизировать его мыслительную деятельность, он должен быть положительно мотивирован.
Мощным инструментом активизации мыслительной деятельности также является создание положительных эмоций, достижение психологической комфортности для обучающихся на уроке. Помогают в этом опять же гуманизация образовательного процесса и использование активных методов обучения.
При этом обучение ведётся с учётом возрастных, психофизических особенностей учащихся, индивидуальных способностей и возможностей каждого.
В последние годы на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самоорганизации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, готовность к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
В связи с этим, главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Человека можно сравнить с айсбергом, который только на 1/8 выступает над водой, а 7/8 которого скрыта под водой. Большинство кораблей, плывущих в океане, разбиваются чаще всего об эту невидимую часть айсберга. Большинство неудач педагогов бывает оттого, что он забывает о чувствах и эмоциях ученика.
Подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Избежать этого помогает гуманитарная ориентация в преподавании математики, которая выражается, условно говоря, тезисом «не ученик для математики, а математика для ученика».
Отличительной особенностью этого подхода является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, раскрытие потенциала каждого ребёнка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, широкое применение активных методов обучения, разнообразных приёмов педагогической техники.
Наша задача – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Поэтому в процессе обучения школьники учатся самостоятельно: рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.
Условия для успешного функционирования такой системы сформулированы в виде следующих дидактических принципов: 1) Принцип деятельности; 2) Принцип непрерывности; 3) Принцип целостного представления о мире; 4) Принцип минимакса; 5) Принцип психологической комфортности; 6) Принцип вариативности; 7) Принцип творчества.
Гуманизация обучения математики предполагает особые отношения между учителем и учащимися, реализуя творческие начала каждого школьника. Учитель-предметник выступает не только как информатор, источник специальных знаний, но и как организатор такой среды обучения и воспитания, которая является главным фактором развития личности ребенка.
Математика в таком случае является средством познания и осознания окружающего мира.
При таком подходе разрушается представление детей о математике, как о сухой науке, связанной лишь с вычислениями, бесконечными формулами, многочисленными теоремами. Это помогает воспитать личность с широтой взглядов на окружающую действительность, готовностью к пониманию мира во всех его проявлениях. Учёба должна быть в радость, ребёнку должно быть интересно, понятно, чтобы не наступило разочарование от учёбы вообще.
Функции педагогической деятельности (по Д.Т.Лихачеву) направлены на всестороннее формирование личности ученика:
формирование мировоззрения (в результате усвоения УУД);
развитие интеллекта (мышления), эмоционально-волевой и действенно-практической сфер;
сознательное усвоение учеником нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
формирование эстетического отношения к действительности (отличать прекрасное от безобразного, утверждать прекрасное в жизни);
укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
В методическом арсенале многих учителей математики, использующих гуманитарный аспект в обучении, можно выделить традиционные, достаточно разработанные теоретические и практические методы:
- обращение к историческому материалу,
- решение задач различными способами,
- составление и решение задач, в содержании которых используется краеведческий материал,
- включение произведений поэзии, живописи, музыки в содержание уроков математики,
- проведение различных творческих работ учащихся и т.д.
Даже эпизодическое включение в систему работы учителя тех или иных приёмов, позволяющих привлечь учащихся к красоте математики, даёт хорошие возможности по усилению положительной мотивации к предмету, повышению познавательной активности учащихся, развитию их творчества.
Не стоит преподавать любую школьную науку как заведомо закрытую систему, тогда мы сталкиваемся с вопросами детей: «А зачем нам физика, химия, математика?» Наше преподавание должно дать учащимся возможность воспринять любой предмет через их личный опыт, как путешествие в страну ценностей. Это означает, что мы обучаем их творческой свободе, уважительному отношению к людям, опыту прошлого.

«Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом»
А. П. Чехов.
И запомнилось одно из высказываний К. Вейершграсса: «Математик, который вместе с тем не несёт в себе частицы поэта, никогда не станет совершенным математиком».
Осуществить такой подход в работе мне помогают несколько основных принципов, которые выдвигаются на первый план:
- принцип приоритета развивающей функции в обучении математике; означает акцент на общеинтеллектуальное развитие, формирование у учащихся таких качеств мышления, которые необходимы для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации к этому обществу;
- принцип устройчивости или разумного консерватизма, этот принцип означает, что традиционное содержание - это фундамент математической науки, а включение «дополнительных» вопросов преследует цель показать богатство математики, разнообразие математических идей, значимость математики в окружающей жизни, существенные взаимосвязи с другими науками;
- принцип самоопределения ученика заключается в том, что математика признаёт право на ошибку, на изменение своего мнения, право на психологическую комфортность в обучении и на уроках я стараюсь учитывать психологические особенности, темперамент, возможности и интересы учащихся;
- главнейший принцип эвристического постижения нового материала, когда учащимся я стараюсь не сообщать готовых истин, a они сами путём глубокого размышления, всестороннего самонаблюдения и самоисследования догадываются и открывают их, а я вопросами побуждаю их к этому.
Гуманитарная ориентация привела к новому решению проблемы межпредметных, межнаучных связей. И я со своими учениками всегда нахожусь в поиске взаимообогащающих контактов между разными науками. Это чрезвычайно интересно и всегда приносит плоды радости и удовлетворения. Если взять любые две науки, то всегда удаётся обнаружить связывающие их содержательные линии. Понятно, что в такой паре одно из гнёзд занимает математика.
Математика и архитектура - все формы, изучаемые в математике, реализуются в окружающей действительности, в природе, в творении рук человеческих. Примеры: храм Христа Спасителя, Троица - Сергиева Лавра, другие архитектурные сооружения, где мы можем увидеть образы различных многогранников (призмы, пирамиды), тел вращения (цилиндры, конусы, сферы).Или возьмём математику и окружающий мир, математику и живопись. Оказывается, и здесь можно найти удивительные нити, которые сплетены в единый узел. Здесь наука и искусство слиты воедино. Острое чувство симметрии, пропорции, «золотого сечения» - всё это наполняет картины сдержанной внутренней динамикой. Эти же принципы мы наблюдаем и в природе, и в архитектуре, и в строении человека, и в искусстве. И здесь мы можем установить богатые взаимосвязи между различными областями знаний.
Есть в наших схемах и незаполненные ниши для самостоятельного поиска логики в создании единой картины мира. Иногда у нас на уроке рождаются и такие формулы: Архитектура = (наука + техника) * искусство.
Например, на уроках геометрии по теме «Пирамиды» при изучении их свойств мы говорим о существовании мировой системы пирамид, что эти монументы древности (мексиканские, тибетские, египетские пирамиды) расположены на земле в строгой математической закономерности, что Тибетские пирамиды — это каменные зеркала, которые упорядочивают потоки различных земных и космических энергий, что внутри их достигается эффект сжатия времени. Эти и другие пирамиды обладают ещё многими таинственными свойствами.
Что это? Математика? История? Физика? Или и то, и другое. Далее дети с удовольствием берутся исследовать и другие связывающие цепочки. Это и древние цивилизации, и биолокация, и медицина, и астрономия.
Для людей с гуманитарными интересами очень важна «образность» мышления. Математика как раз и развивает образное мышление, так как представляет собой источник образов. Уметь видеть разнообразные формы в их пространственном и плоскостном изображении, распознавать конфигурации, представлять себе вид графика функции, зная её свойства, - всё это способствует развитию логического мышления, пространственного воображения, эстетического чувства, ассоциативного мышления, помогает почувствовать целостность изучаемых объектов и понимать простые геометрические факты и ситуации.
Математика оказывает существенное влияние на эстетические вкусы и взгляды учащихся, воспитывает чувство прекрасного, совершенного, учит видеть и понимать окружающий нас мир, его красоту и внутреннюю гармонию.
Как я уже говорила, многие образовательные технологии легко интегрируются с другими.
Так, гуманизации образовательного процесса способствует применение активных методов обучения (АМО).
«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь» - говорил Конфуций
Уже в те времена речь шла, оказывается, о них – об активных методах обучения.
Что же такое «Активные методы обучения» - новое в науке? Новый тренд? Инновация в образовании? Что это?! Сколько их? Какие они?
И почему эти методы активные?
Во-первых, они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми.Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих голов» превратиться в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных игроков и тренеров (играющих тренеров) сплоченных команд.
В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.
В-четвертых, процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов.
Причем, активность методов настолько велика, что распространяется не только на задания урока, семинара, тренинга, но и на релаксацию, перемены и даже кофе-паузы! Самое неожиданное, что активность участников в перерывах бывает даже выше, чем при выполнении практических заданий и упражнений.
В настоящее время уже многие педагоги начинают строить свои образовательные мероприятия: уроки, лекции, семинары по-новому. В центре процесса обучения стоит обучающийся, обучение максимально практико-ориентированное и позволяет не просто получать знания, а, главное, приобретать умения, реализовывать свой потенциал, обмениваться опытом, ставить задачи и находить их решения.
А что говорить о тренерах и модераторах… И это не просто инновации, это требование времени, требование органов образования, требование самих обучающихся, которые хотят, чтобы по окончанию обучения (и не важно, обучается ребенок или взрослый), они получили конкретный практический результат, ведь именно им дальше идти с полученным багажом знаний и умений по жизни. Именно жизнь будет ставить им оценки! Именно в эти моменты ученики будут вспоминать своих учителей!
Итак, активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности членов группы  в процессе  какой-либо обучающей деятельности.
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, полилоге, использовании знаний и опыта участников обучения, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
На уроках АМО происходит не только обучение, но еще и воспитание и всестороннее развитие учащихся! Включение активных методов в процесс обучения активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес к предмету, формирует мотивацию, развивает способности к самостоятельному обучению, обеспечивает тесную связь ученика и учителя, учит жить и работать в коллективе.  А ведь именно этого и требуют от учителя новые ФГОСы!Учащимся эта технология тоже нравится. И не только ученикам средних классов, старшеклассники тоже всегда выделяют "активные" уроки. На таком уроке они чувствуют себя комфортно, со временем раскрываются даже самые "замкнутые" ученики, поскольку в работе задействованы ВСЕ. 
Каждый ученик имеет возможность проявить себя, высказать свою точку зрения. Дети учатся работать в коллективе, учатся критически мыслить, оценивать свою деятельность, но самое главное - они учатся учиться. А это, несомненно, пригодится им в жизни.
Развёрнутую информацию по применению этих технологий можно получить на сайте образовательного портала Международного инновационного центра «Мой университет».
5016540005
Это своевременно, современно и надо активней применять их в своей практике. Моделировать урок с использованием АМО всегда интересно и увлекательно.
Помогает в этом электронная книга «Копилочка активных методов обучения».
-24955597790

 
В электронную книгу «Копилочка активных методов обучения» входят методы, логически сгруппированные по этапам интерактивного образовательного мероприятия:    •Активные методы знакомства.    •Активные методы выяснения ожиданий и опасений.    •Активные методы релаксации и активизации.     • Активные методы представления новой информации в ходе образовательного мероприятия.    •Активные методы работы над темой.    •Активные методы презентации результатов практической работы.    •Активные методы подведения итогов работы в ходе образовательного мероприятия.
Присутствие большого количества активных методов по разным направлениям в одной электронной книге позволяет не только более творчески подходить к построению своего образовательного мероприятия, но и существенно сэкономить свое время при его подготовке. Ведь нам не придётся осуществлять долгий и далеко не всегда эффективный поиск в Интернете или перечитывать несколько методических книг, которые предварительно нужно еще найти!
Вывод: Из своего опыта работы могу сказать следующее: использование выше перечисленных технологий ведёт к активизации мыслительной деятельности обучающихся и гарантированному достижению запланированных целей обучения, воспитания и развития.
Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же, деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Строя уроки с использованием АМО, вижу, как активно включаются ребята в работу, как им всё интересно и ново, потому что данная технология снимает психологический барьер общения, создаёт условия для развития творческого мышления, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
Учитель и ученики становятся здесь равноправными участниками, и от каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, а занимает активную позицию в образовательном процессе.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребёнка найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.
Именно поэтому принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования с позиции деятельностного подхода с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приёмы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.
На таких уроках я становлюсь модератором, консультантом, наставником, старшим партнёром, превращаюсь в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Уроки проходят, как одно мгновение, легко, непринуждённо.
А самое главное, я вижу блеск в глазах своих учеников, когда веду уроки с использованием активных методов. И всё реже слышу вопрос: «А зачем мне математика? Как она пригодится в жизни?» И это главный критерий, что я на верном пути…
«Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество» Л.Н.Толстой.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Я, безусловно, не претендую на новизну всех изложенных приёмов. Многие из них известны. В определённом смысле эти приёмы – совокупное творчество учителей. Учителей разного возраста и специализации, но объединённых любовью к своему делу и профессионализмом. Школу делает школой учитель.
Художник смешивает краски и наносит мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приёмы - только это педагогические краски, этюды, приёмы…
Вот учитель-мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.
Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало настоящих профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приёмы. Сильных педагогических приёмов не так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется всего тремя – пятью «секретами».
Приёмы педагогической техники – «сеть». Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему. Основных принципов педтехники пять. Это немного, на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приёмов.
Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Принцип открытости.
«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. Печально то, что ученик не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник границы своей информированности, границы познания наук. Поэтому необходимо показывать границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами курса.
Принцип деятельности.
Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».
Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
Принцип обратной связи.
Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи.
Принцип идеальности (высокого КПД).
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности, уменьшения затрат в процессе образования.
К непосредственно активным методам относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения.
Как же построить урок с использованием АМО? Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.
Например. Повышение интереса к началу урока: динамично и эффективно начать урок, активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой помогают методы: «Подари подарок другу», «Поздоровайся локтями», «Галерея портретов», «Мой цветок», «Летающие имена». Они воспитывают коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают контакт между учениками.
Метод «Улыбнемся друг другу». Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку.
Метод «Приветствие». Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена.
Повышение интереса к учебному материалу:
- Приём «Привлекательная цель» - перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог;- «Удивляй!» - учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыкновенное становится удивительным.
- «Отсроченная отгадка» - в начале урока даётся загадка, удивительный факт, отгадка которой будет открыта на уроке при работе с новым материалом.
- «Лови ошибку!» - объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. В качестве награды за внимание используется «переходящая почётная шляпа Фомы Неверующего»
- «Пересечение тем, предметов» - ученики подбирают свои примеры, задачи, идеи, информацию, связывающие изученный материал с любой ранее изученной темой, предметом, областью знаний, областью человеческой деятельности и пр.
Активные методы выяснения целей, опасений, ожиданий: «Ковёр идей», «Фруктовый сад», «Разноцветные листы», «Что у меня на сердце», «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Солнышко и туча».
При изучении нового материала особенно важно акцентировать внимание учащихся на основных моментах изучаемой темы. И здесь на помощь учителю приходят АМО. Метод «Инфо-угадайка», «Мозговой штурм», «Кластер».
Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Сориентировать учащихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом помогут методы: «Пометки на полях», «Написание синквейна», «Верные – неверные утверждения», «Написание эссе», «Лекция со стопами», «Ковер идей».
Метод «Мозговой штурм». Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач. Доска разделена на секторы, в которые вписываются предлагаемые учениками любые предложения по решению проблемы. Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. Третий этап – выбор наиболее перспективных решений. При наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.
Метод «Составление кластера» может быть использован на разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие. А от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. От них лучи расходятся далее. Кластер используется для организации индивидуальной, групповой работы, как в классе, так и дома.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!
Методы презентации практической работы: «Приоритеты», «Светофор».
Метод «На линии огня». Ученики делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.
Активные методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока или внеклассного мероприятия. «Комплименты», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках», «Светофор», «Какой путь я прошёл», можно использовать для завершения образовательного мероприятия.
Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.
Метод «Итоговый круг». На плакате большой круг, разделенный на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Мое участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выступать перед ребятами». Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное кружочек рисуется за пределами круга.
Методы релаксации «Переполох на заднем дворе», «Помни меня», «Земля, воздух и вода», «Давайте споём», «Постройся по росту», помогают восстановить силу.
АМО позволят весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Метод «Делай как я». Дети имитируют движения за учеником, который является ведущим. Метод «Земля, воздух, огонь и вода». «Земля» - дети приседают на корточки и дотрагиваются руками до пола. «Вода» - вытягивают руки вперед и совершают плавательные движения. «Воздух» - поднимаются на носочки и поднимают руки вверх. «Огонь» - вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.