Использование активных методов обучения на уроках информатики


Использование активных методов обучения на уроках информатики.
Махаева Ермек Жаксылыковна,
учитель информатики
школа-лицей №101город Караганда.
Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать “над собой”, самосовершенствоваться. Целью учителя информатики, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.
В классно-урочной системе есть возможности для применения отдельных форм и методов. [1, с1] В нашей школе – лицее № 101 широко применяются активные методы обучения. Активные методы - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. [3, c1] При обучении информатике в 5х классах мною были использованы следующие активные методы обучения: «Карусель», «Спиной к спине», «Знаю. Хочу знать. Узнал» для подведения итогов урока очень хорошо подходит метод «Лестница успеха».
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. При исследовании активных методов обучения отмечено, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%. [2.с1] В качестве примера приведу фрагмент урока проведенного мною в 5-х классах. Тема урока: «Правила набора текста. Перемещение по тексту». Цель: Познакомить учащихся с правилами набора текста. Групповая работа проверка домашнего задания проводится с использованием инструмента «Карусель». Этот вид деятельности позволяет ученикам творчески размышлять и озвучивать свои мысли, идеи и чувства по определенным вопросам. Это упражнение, нацеленное на сбор структурированной информации или размышление, которое приводит к тому, что ученики составляют краткий список идей и ответов по определенной теме. Ученики работают в маленьких группах, чтобы обмениваться идеями или выступать с предложениями относительно рассматриваемого вопроса. Также у них есть возможность оценивать совместно идеи других групп и использовать их как возможную основу для формирования своих собственный ответов на вопросы. [4,с 14]
Учеников нужно поделить на маленькие группы.
Каждой группе выдают флипчарт или любой лист бумаги размеров А3, где сверху написан вопрос. Каждый лист бумаги может содержать разные вопросы.
Ученики должны за определенное время записать свои ответы, мысли или идеи, которые проистекают из вопроса.
Каждой группе можно дать ручку разного цвета, чтобы потом было легко понять, какой группе принадлежат ответы.
После отведенного времени, ученики меняются листками и получают другой вопрос.
Они читают ответы предыдущей группы и обсуждают, согласны ли они или нет. Если они согласны - ставят галочку. Если нет, они должны написать обоснование своей точки зрения.
Ученики записывают свои собственные мысли по вопросу. Если их идеи были вызваны письменными ответами предыдущей группы, они могут связать свои идеи стрелкой.
Карусель может быть продолжена, если позволит время до тех пор, пока у каждой группы не появится возможность увидеть и ответить на каждый вопрос.
Полезно провести опрос о выполнении.
Карусель также является полезным инструментом оценки. Вопросы могут включать: что вы узнали сегодня? Что было для вас самым удивительным, шокирующим, интересным, полезным? Что вы, возможно, сделали бы по-другому?
Поведение участников оценивается по следующим критериям: Взаимопомощь в группе, умение общаться с коллегами, умение организовать работу в группе, умение уложиться во времени при решении задач, умение слушать выступление своего докладчика и докладчика из другой группы. За нарушение дисциплины взымаются штрафы. Количество баллов, которое начисляется за тактичное поведение во время игры, - 5, и еще несколько баллов могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов. За нарушение дисциплины взымаются штрафы.
Каждое замечание ведущего или эксперта-консультанта — 1 балл;
Несоблюдение правил — 2 балла;
Грубое нарушение — до 5 баллов.
Вопрос 1 группе: Какие программы для работы с текстами вы знаете?
2 группе: Что значит текстовый редактор?
3 группе: Что входит в понятие форматировать текст?
Дополнительные вопросы:
Что обозначает текстовый курсор? Перечислите основные элементы текста? Какие свойства абзаца вы знаете? [5.c 153] Знакомство с новой темой. Работа в группах.
Задание 2. Каждая из групп получает задание на карточках. Чтение параграфа 20 «Правила ввода и редактирования текста» происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Каждая группа готовит ответ на вопрос из карточки. Выступление командиров групп. Вопросы для групп: Вопрос группе №1: «Как можно перемещать курсор по тексту». Вопрос группе №2: Допишите «К редактированию текста относятся …….» Вопрос группе №3: Как выделить текст, при помощи клавиатуры и мыши? [5.c 155]
Практическая часть урока. Учащиеся на ПК выполняют практическую работу из учебника: Е.А.Вьюшкова, Н.В.Параскун Информатика: Учебник для 5 класса. Астана, Арман ПВ, 2013. - страница 156-157. Подведение итога урока проводится при помощи инструмента «Знаю. Хочу знать. Узнал». Учитель на доске чертит таблицу из трех колонок, ученики в своих тетрадях чертят и заполняют.
Знаю Хочу знать (Пробелы в знаниях, не понял) Узнал
В каждой группе подводится итог работы группы и совместное оценивание. Командир группы озвучивает оценки и подводит итоги. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании
Использование активных методов обучения, позволяют вести обучающую деятельность более интересно и эффективно. По сравнению с «традиционными подходами обучения», где ученик играет пассивную роль, использование на уроках информатики активных форм обучения реализуют установку на большую активность обучающегося.
Список использованной литературы:
http://festival.1september.ru/articles/597012/ http://pedsovet.su/publ/
https://infourok.ru/aktivnie-metodi-obucheniya-na-urokah-informatiki-1099518.htmlМетоды активного обучения и преподавания для основного уровня 3.-Northem Ireland Curriculum.Org.uk APMB Publikation 2007. www.nicurriculum
Е.А.Вьюшкова, Н.В.Параскун Информатика: Учебник для 5 класса. Астана, Арман ПВ, 2013.