Пояснительная записка по литературному чтению, 3 класс, УМК Школа России


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
- примерной программы начального общего образования по литературному чтению с учетом авторской программы по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградским, УМК «Школа России».
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- положением «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по ФГОС» МКОУ «СОШ № 3 г.п.Чегем»;
- основной образовательной программой начального общего образования МКОУ «СОШ № 3 г.п.Чегем».
Рабочая программа предназначена для изучения литературного чтения в 3 классе по учебнику «Литературное чтение» 3 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградский: 2015. Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» (№ в федеральном перечне 1.1.1.2.5.3)
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии учебным планом начального общего образования МКОУ «СОШ № 3 г.п.Чегем» на 2016-2017 учебный год рабочая программа по математике для 3 класса рассчитана на 102 ч. в год ( 3 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
Проверочных работ - 8 ;Экскурсии - 3;
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Примерная разбивка по четвертям:
I четверть - 27 часов
II четверть - 21 часов
III четверть - 30 часов
IV четверть - 24 часа
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты предмета Литературное чтение» в 3 классе
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты предмета Литературное чтение» в 3 классе
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Предметные результаты предмета
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
№ автор название книги издательство год издания
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях М.: Просвещение 2013
Голованова М.В. и др. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс М.: Просвещение 2013
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Сборник рабочих программ УМК «Школа России» Литературное чтение. 1-4 классы М.:Просвещение, 2011
Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс М.: Просвещение 2012
Мультимедийные средства обучения
№ Наименование мультимедийных средств обучения
1 Видеофильмы, презентации по литературному чтению с сайтов:
proshkolu, videouroki, nsportal.ru2 Мультимедийный компьютер
3 Принтер
4 Ксерокс
5 Мультимедиа проектор
5 Интерактивная доска
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (в соответствии с положением МКОУ «СОШ № 3 г.п.Чегем» о «Формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации бучающихся»)
Текущий контроль успеваемости обучающихся в Школе проводится:
поурочно, потемно;
по учебным четвертям (полугодиям);
устных и письменных ответов;
контрольной работы;
тестирования;
собеседования;
защиты проектов и др.
Периодичность и формы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Поурочный и потемный контроль:
- определяется педагогами Школы самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, индивидуальных особенностей обучающихся, содержанием образовательной программы, используемых образовательных технологий;
- указывается в рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
По учебным четвертям и полугодиям определяется на основании результатов текущего контроля успеваемости в следующем порядке:
- по четвертям – в 3-9 классах по всем предметам.
Текущий контроль успеваемости обучающихся:
в 3-11 классах осуществляется в виде отметок по 5-ти балльной шкале по учебным предметам. При оценивании данного предмета предлагается качественная взаимооценка в виде создания презентации и творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников.
за устный ответ отметка выставляется учителем в ходе урока и заносится в классный журнал и дневник обучающегося;
Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по 5-балльной системе. За сочинение, диктант, изложение с грамматическим заданием отметки выставляются в классный и электронный журналы дробью в одной колонке (5/4, 3/3): за диктанты - первая за грамотность, вторая -за выполнение грамматического задания; за сочинения и изложения – первая- за содержание, вторая – за грамотность.
Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к следующему уроку.
Текущий контроль обучающихся, временно находящихся в санаторных, медицинских организациях осуществляется в этих учебных заведениях и полученные результаты выставляются классным руководителем в классный журнал и учитываются при выставлении четвертных (полугодовых) отметок;
Проведение текущего контроля сразу после длительного пропуска занятий по уважительной причине с выставлением неудовлетворительной отметки запрещено;
Порядок выставления отметок по результатам текущего контроля за четверть (полугодие):
- четвертные отметки выставляются при наличии 3-х и более текущих отметок за соответствующий период.
Промежуточная аттестация проводится:
- во 2-9-х классах — по учебным предметам с недельной нагрузкой более 1 учебного часа — по четвертям (исключение: во 2-7-х классах – музыка и ИЗО по четвертям, во 2-4-х классах - технология по четвертям).
- отметка обучающегося за четверть, полугодие выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ;
 - четвертные отметки выставляются при наличии 3-х и более текущих отметок за соответствующий период. Полугодовые отметки выставляются при наличии 5-ти и более  текущих отметок за соответствующий период;
- отметка «н/а» (не аттестован) может быть выставлена в случае отсутствия (пропуска) обучающимся более 75 % учебного времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть, полугодие, по согласованию с учеником и его родителями (законными представителями);-отметки обучающихся за четверть (полугодие) выставляются на основании результатов текущего контроля успеваемости, осуществляемого потемно (поурочно) за день до начала каникул или промежуточной (итоговой) аттестации.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Знакомство с названием раздела.
Рукописные книги древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.
 Обучающиеся должны знать:
историю создания книги,
имя русского первопечатника Ивана Федорова
Обучающиеся должны уметь:
обобщить полученную информацию по истории создания книги;
осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего;
придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.
Устное народное творчество (14 ч)
Знакомство с названием раздела.
Русские народные песни.
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.
КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).
Проект «Сочиняем волшебную сказку. Оценка достижений.».Обучающиеся должны знать:
различные произведения устного народного творчества (пословицы ,загадки, песни, сказки) 
Обучающиеся должны уметь: 
различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры
приводить примеры произведений фольклора ( пословицы ,загадки, песни, сказки)
отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
делить текст на смысловые части;
 составлять его простой план
участвовать в диалоге при обсуждении произведения;
 выражать личное отношение к прочитанному.
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
Знакомство с названием раздела.
Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского).
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза».
Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».
И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...».
И. Никитин «Встреча зимы».
И. З. Суриков. «Детство».
И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).
Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
произведения выдающихся представителей русской литературы (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. С. Никитин. И. З. Суриков)названия, основное содержание изученных литературных произведений;
 имена, фамилии их авторов
выразительные средства( эпитеты ,метафоры, сравнения)
Обучающиеся должны уметь: 
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).
осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией
Великие русские писатели (24 ч)
Обучающиеся должны знать:
произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой);
классиков советской детской литературы;
произведения современной отечественной литературы (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.
Обучающиеся должны уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
 читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос 
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Обучающиеся должны знать :произведения выдающихся представителей русской литературы (Н. А. Некрасов  К. Д. Бальмонт,  И. А. Бунин )названия, основное содержание изученных литературных произведений;
имена, фамилии их авторов.
выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)
Обучающиеся должны уметь :отвечать на вопросы по содержанию произведения,
характеризовать выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)
заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов,
выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)
составлять  отзыв о понравившемся произведении
Литературные сказки (8 ч)
Обучающиеся должны знать :жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные -жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня 
особенности литературной сказки
названия, основное содержание изученных литературных произведений
имена, фамилии их авторов.
  Обучающиеся должны уметь:
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные
Были и небылицы (10 ч)
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
 Обучающиеся должны уметь:
последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос;
воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров передавать их содержания по вопросам.
осознавать цели и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
имена поэтов ( Саша Черный, А.А. Блок, С.А.Есенин)
Обучающиеся должны уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию читать стихотворные произведения наизусть;
безошибочно читать незнакомый текст с соблюдением норм литературного произношения;
не допускать  искажения ударений
Люби живое (16 ч)
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)
выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения
пересказывать  текст, последовательно воспроизводить содержание рассказа, кратко пересказывать произведение ( эпизод)
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения
создавать небольшой устный текст на заданную тему
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Обучающиеся должны уметь:
выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) 
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч)
Обучающиеся должны знать:
основное содержание текста.
героев произведения; 
Обучающиеся должны уметь:
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8 ч)
.
Обучающиеся должны знать:
основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
героев произведения; 
Обучающиеся должны уметь:
находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме;
готовить сообщение по теме, используя информацию журнала;
читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» ;создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению;
участвовать в литературных играх
Зарубежная литература (8 ч)
Обучающиеся должны знать:
изученные произведения зарубежной литературы,
их авторов;
героев произведения; 
Обучающиеся должны уметь:
находить в мифологическом тексте эпизоды рассказывающие о  представлениях древних людей о мире;
сравнивать сказки разных народов,
сочинять свои сказки
делить текст на смысловые части, составлять его простой план
выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме;
проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы