Пояснительная записка по литературному чтению, УМК Школа России, 3 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 27 имени Э.А. Хиля» города Смоленска




Рассмотрено

Руководитель ШМО
учителей начальных классов
МБОУ «СШ № 27 им. Э.А. Хиля»

__________ Л.В. Федулова
ФИО


Протокол №_________
от «__»___________2015 г.

Согласовано

Председатель Методического совета МБОУ «СШ № 27 им. Э.А. Хиля»

_______ Н.П. Исаенко
ФИО

Протокол №_________
от «__»____________2015 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СШ № 27 им. Э.А. Хиля»

__________ Е.Н. Лобанова
ФИО


Приказ №_________
от «__»_____________2015 г.

М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению
предмет

3 В
класс

Семионенковой Елены Викторовны
ФИО учителя












2015 – 2016 учебный год




Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению, программы начального общего образования к УМК Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной (Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011) в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
В соответствии с учебным планом школы на 2015 – 2016 учебный год, рабочая программа рассчитана на 140 часов в год (4 часа в неделю).
Основные цели курса:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
знакомить обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно – нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям;
формировать навык чтения и другие виды речевой деятельности обучающихся;
повышать уровень коммуникативной культуры: формировать умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках, энциклопедиях;
пробуждать интерес обучающихся к чтению художественных произведений.
Для реализации рабочей программы используется учебно – методический комплект:
а) Книгопечатные
Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011
Литературное чтение. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2012
б) Печатные пособия
Словари:
Жуков В.П., Жуков А.В. «Школьный фразеологический словарь русского языка»
Лапатухин М.С. «Школьный толковый словарь русского языка»
Ушаков Д.Н. «Орфографический словарь»
Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»
Львов М.Р. «Словарик синонимов и антонимов»
Комплект портретов детских писателей
Содержание курса (140 часов)
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)
Самое великое чудо на свете (4 часа)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров
Устное народное творчество (14 часов)
Русские народные песни.
Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка»
Художники – иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)
1.Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А.А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой»; 3. И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Встреча зимы»; 4. И.З. Суриков «Детство», «Зима»
Великие русские писатели (24 часа)
1.А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки из романа), «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане»; 2. И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком», «Утёс», «Осень»; 4. Л.Н. Толстой «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)
1.Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К.Д. Бальмонт «Золотое слово»; 3. И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»
Литературные сказки (8 часов)
1.Д.Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»; 3. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Были и небылицы (10 часов)
1.М. Горький «Случай с Евсейкой»; 2. К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»; 3. А.И. Куприн «Слон»
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)
1.С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка», «Воробей», «Слон»; 2. А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Сны», «Ворона»; 3. С.А. Есенин «Черёмуха»
Люби живое (16 часов)
1.М.М. Пришвин «Моя Родина»; 2. И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»; 3. В.И. Белов «Мальва провинилась», «Ещё про Мальву»; 4. В.В. Бианки «Мышонок Пик»; 5. Б.С. Житков «Про обезьянку»; 6. В.П. Астафьев «Капалуха»; 7. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)
1.С.Я Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной»; 2. А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; 3. С.В. Михалков «Если»; 4. Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов)
1.Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; 2. А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама»; 3. М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»; 5. В.Ю. Драгунский «Друг детства»
По страницам детских журналов (8 часов)
1.Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»; 3. Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 4. Р. Сеф «Весёлые стихи»
Зарубежная литература (8 часов)
Древнегреческий миф «Храбрый Персей»
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Резервные уроки (4 часа)
Планируемые результаты освоения обучающимися рабочей программы по литературному чтению
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.)
Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини – группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно – познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5 – 6 предложений.
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно – познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.)
Коммуникативные УУД
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5 – 6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5 – 6 предложений по предложенной теме.
Оформлять 1 – 2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.)
Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания. Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5 – 6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, учителя и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Обучающиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить отличия между научно – познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно – познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно – творческой деятельности
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
Личностные результаты
Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (например, татарскую, коми, чеченскую и др.).
Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
Включаться в литературно – творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких – либо заданий на уроках и дома.
Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР.
Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов – описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
Различать морально – нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
Предлагать варианты решения морально – нравственных дилемм.
Строить морально – этическое суждение из 5 – 6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.
Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 3 класса
Обучающиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
читать наизусть шесть – семь стихотворений и два – три отрывка из прозы;
определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
пользоваться справочной литературой