Свойства воды в твёрдом состоянии.


Заседание научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир»
УМК "Перспективная начальная школа" по теме «Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.
Цель и задачи:
В ходе опытов выявить свойства льда;
Обсудить с учащимися вопросы практического применения знаний о свойствах воды;
Развивать способности наблюдать, рассуждать, делать выводы и обобщения.
Основной метод обучения:
Практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды в твёрдом состоянии (свойств льда).
Основной структурный элемент заседания:
Опыты и анализ их результатов.
Оборудование и наглядные пособия: интерактивная доска, УМК 3-го класса «Окружающий мир», авторы учебника: О.Н. Федотова и др. тетрадь для самостоятельной работы, карточки с правилами проведения опытов, блюдца со льдом, молоточек, стаканы, сосуды с водой.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня мы проводим второе заседания клуба. Прошу участников клуба занять свои места.
2. Проверка домашнего задания.
-О чем мы говорили на первом заседании клуба
« Окружающий мир»? (о воде)
- Назовите три состояния воды. ( жидкое, твёрдое, газообразное)
- Какими свойствами обладает вода в жидком состоянии?
( текучая, без запаха, цвета, вкуса, прозрачная, при нагревании расширяется, при охлаждении- сжимается)
Определение темы и цели урока.
- А сейчас отгадайте ребус: (вода)

- Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?( мы продолжим знакомство о воде и рассмотрим свойства воды в твёрдом состоянии)
- Ребята, как вы думаете, что нового мы узнаем на уроке? (мы познакомимся со свойствами льда ) 4. Актуализация знаний.
- Я предлагаю вам стать исследователями.
- Представьте, что мы находимся в исследовательской лаборатории. Сегодня каждый из вас будет в роли лаборанта, эксперта, исследователя.
- Переверните карточку и определите свою роль в эксперименте.
-Познакомьтесь с памяткой проведения научного опыта. Внимание на экран.
- Работать будем так:
Лаборанты получает предмет для проведения опыта.
Исследователи проводят опыт,
Эксперты читают опыт, заносят полученный результат в тетрадь для самостоятельной работы
(задание №36 стр 26)
После завершения работы подайте сигнал.
5. Изучение нового материала.
- Начнем исследовательскую работу. Предлагаю открыть учебник на стр 68 и рабочую тетрадь на стр 26
(«Свойства воды в твёрдом состоянии»).
- Что произойдет с водой, если вынести ее на блюдце в мороз? (Она замерзнет.)
- Я принесла вам несколько кусочков льда для проведения опытов.
1 опыт
Для проведения первого опыта нужны доска, лёд, молоточек, кусочки льда.
Я приглашаю подойти ко мне несколько учащихся ( они дотрагиваются до льда пальцами, стучат по льдинке молоточком.)
-Что вы наблюдали при проведении этого опыта? (Лед холодный, скользкий и раскололся, значит хрупкий.)
- Удалось ли вам определить свойство льда?(да)
-Сравните свои наблюдения с наблюдениями Миши, с.68 учебника.
-Когда температура воздуха опускается ниже 0°, вода, находящаяся на поверхности почвы, замерзает и превращается в лёд. Поверхность льда гладкая и скользкая. Гололёд – опасное для людей явление неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму.
-1 учащийся подготовил советы врача Тамары Егоровны (мамы Миши и Маши Ивановых, сквозных героев) по безопасному поведению на улице во время гололёда.
Предлагаю вам обсудить услышанные правила.
У вас на столе у каждой группы лежит конверт с вопросом, прочитайте его и обсудите ответ в группе.
1 группа «Почему во время гололеда нам на дорогу требуется больше времени?»
2 группа «Почему во время ходьбы руки должны быть свободны?»
3 группа «Почему надо быть особенно внимательным на скользкой дороге?»
(Учащиеся высказываются:
В гололёд в школу лучше выходить пораньше, чтобы идти осторожнее, медленнее.
Идти нужно, наступая на всю подошву, не торопясь.
Школьный рюкзак лучше закрепить за спиной, а руки держать свободными.
Дорогу переходить в гололёд нужно особенно внимательно: ведь водителю на скользкой дороге труднее управлять машиной.
Машину может занести, и водитель не может остановить её даже у «зебры», своевременно нажав на тормоза. )
6. Физ.минутка. «Капельки воды»
Давайте представим, что мы капельки воды. Нам очень холодно. Во что мы превратимся? (в фигурки из льда). Вообразим, что наступила весна, мы согрелись, опять превратились в капельки, капельки соединились в ручьи и побежали. Прибежали на свои места.
7. Продолжение практической работы.
- Предлагаю исследовательским группам приступить к работе и выполнить 1 группе-2опыт, 2 группе-3 опыт, 3 группе- 4опыт.
-Прошу лаборантов подойти и взять все необходимое для опыта.
2 опыт
- (Переложите один-два кусочка льда из блюдца в стакан. Изменяется ли вода в твердом состоянии свою форму?)
3 опыт
(Брось кусочки льда в воду. Наблюдай: тонет ли лед в воде или плавает?)
4 опыт
(Выясни, можно ли через тонкую пластинку льда увидеть помещенный за ней цветной карандаш?)
8.Подведение итога, результаты опытов.
( эксперты зачитывают вывод по результатам опыта, он появляется на доске, другие ребята записывают этот вывод в тетрадь)
1 группа: Кусочки льда в стакане и в блюдце имеют одну и ту же форму.
Следовательно, лёд – это твёрдое тело.
2 группа: Лёд не тонет.
3 группа: Лёд бесцветен и прозрачен.
Итак, мы с вами узнали, что когда вода замерзает она превращается в лед. А теперь посмотрите на нашу тарелочку со льдом, лед начал таять и появилась …(вода). Значит, лед это и есть вода просто она замерзла!
9. Подведение итогов урока.
-Какую цель мы ставили в начале урока?( узнать свойства льда)
-Ребята, цели мы достигли? ( да)
10. Рефлексия.
Ребята, вам понравилось работать в группах?
Старались ли вы придерживаться правил, о которых шла речь в начале урока?
- Если ваша группа работала сплоченно, дружно и все у вас получилось, поднимите УЛЫБАЮЩУЮСЯ СНЕЖИНКУ.
Если вы работали хорошо, но не все получалось с первого раза, поднимите голубую СНЕЖИНКУ .- Спасибо за работу, ребята. Мне понравилось, как работала(ли) группа(ы). ( оцениваю работу отдельных ребят)
11. Домашнее задание.
- Ваше домашнее задание – подготовить доклад о свойствах льда.