Начальная школа XXI века. Рабочая программа по окружающему миру 2016 — 2020


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лукояновская средняя школа №1
Рассмотрено на заседании МС
МБОУ Лукояновская СШ №1
Протокол № 1 от 25.08.2015 г.
Утверждаю
Директор МБОУ
Лукояновская СШ №1
__________ С.А. Салин«27» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметная область «Обществознание и естествознание»
Учебный предмет «Окружающий мир»
1-4 класс
на 2016-2020 учебный год
Уровень начального общего образования
1 класс- 66 часов в год (2 часа в неделю)
2-4 классы- 68 часов в год (2 часа в неделю)
------------------------------------------------------------------------------------
ОС «Начальная школа ХХI века»
Разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений.
Окружающий мир: программа 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова.- М.: Вентана- Граф, 2012..


Составители:
Гарина Ирина Викторовна,
Суркова Светлана Владимировна
учителя начальных классов
МБОУ Лукояновская СШ № 1

Планируемые результаты учебного предмета
Личностные
представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:
 готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
 достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
 личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
 формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
 воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
 понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
 формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Метапредметные особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
- интеллектуальные – способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные – владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;- коммуникативные – способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметные
 обучения нацелены на решение образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение);
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент);
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
- расширение кругозора и культурного опыта школьника.
1 класс
1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
—воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
—различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
—различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
—различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
—описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
—сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
—различать основные нравственно-этические понятия;
—рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
—участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
2 класс
1. К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее;;характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ;
сравнивать сообщества;
описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания; К концу обучения во 2 классе учащиеся смогут научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»;проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности)
3класс
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
4 класса
К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:
выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребёнка;
оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту ); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
составлять рассказ-описание о странах — соседях России;
различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России;
—        описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);—        называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут научиться:
—        применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
—        различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
—раскрывать причины отдельных событий и жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
Cодержание учебного предмета
1 класс (66 ч)
Введение. Этот удивительный мир (1ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники (2 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия:
определять время по часам с точностью до часа;
анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
описывать назначение различных школьных помещений;
конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Твоё здоровье (6 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
—демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правилагигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Я и другие люди (3 ч)
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия:
реализовать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Труд людей (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия:
классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта;
строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (31 ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия:
описывать сезонные изменения в природе;
создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать внешние признаки растения;
характеризовать условия роста растения;
выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
различать животных по классам (без термина);
сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
различать животных по месту обитания.
Семья (2 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Универсальные учебные действия:
составлять небольшой рассказ о семье;
взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей;
отвечать на вопросы, формулировать вопрос.
Наша страна – Россия. Родной край (15 ч)
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. Универсальные учебные действия:
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
2 класс (68ч)
Введение. Что окружает человека (1ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа: (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
УУД:
«Читать» информацию, представленную в виде схем.
Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой (14 ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники- органы чувств.
Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях(обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
УУД:
Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении. В жизни школьника. Различать арабские и римские цифры., время с очностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.
Кто живёт рядом с тобой (6 ч)
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Значения их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры.. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, Справедливость честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья – одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Универсальные учебные действия:
Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи .Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.
Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия – твоя Родина (13 ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.
Москва – столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург – северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянские поселения в V – IX веках. Занятия славян. Первые орудия с/х труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция – главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.
Универсальные учебные действия:
Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина».
Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события. Связанные с историей Москвы.
Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.
Ориентироваться в понятии «Конституция РФ», называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.
Мы – жители Земли (9 ч)
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.
Универсальные учебные действия:
Характеризовать кратко Солнечную систему, выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.
Называть царства природы.
Описывать признаки животного и растения как живого существа.
Природные сообщества (23 ч)
Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные: дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса. , лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.
Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Универсальные учебные действия:
Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края).
Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, траваы, лекарственные и ядовитые растения.
Составлять небольшое описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса.
Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.
Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока.
Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям).
Различать плодовые и ягодные культуры.
Природа и человек (2 ч)
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия:
Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России(на примере своей местности).
Экскурсии.
В лес (лесопарк), поле, на луг, водоём; в краеведческий музей, места с/х труда (с учётом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий) музей, художественный музей, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учётом местных условий)
Практические работы.
Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного древа. Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
3 класс (68 ч)
Введение (1 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятии «историческое время»;
различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
Земля — наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты.
Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).
различать географическую и историческую карты;
анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Растительный мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
характеризовать значение растений для жизни;
различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
проводить несложные опыты по размножению растений;
приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Бактерии (1 ч)
Грибы (1 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Универсальные учебные действия:
объяснять отличия грибов от растений;
различать грибы съедобные от ядовитых.
Животный мир Земли (11 ч)
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия:
характеризовать роль животных в природе;
приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
составлять описательный рассказ о животных разных классов;
составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных:
перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы. Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения»,«крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
называть древние города, описывать их достопримечательности;
ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Повторение (1ч)
Тест по теме: "Повторение изученного в 3 классе".
4 класс
Человек — живое существо (организм) (16 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Универсальные учебные действия:
характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов;
объяснять роль нервной системы в организме;
Твоё здоровье (12 ч)
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).
Универсальные учебные действия:
раскрывать принципы здорового образа жизни;
рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
Практические работы: Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи.
Человек — часть природы (2 ч).
 Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.
Универсальные учебные действия:
характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного;
устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;
характеризовать условия роста и развития ребенка;
Человек среди людей (5 ч)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Универсальные учебные действия:
различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.
Родная страна от края до края (10 ч)
 Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума совре Универсальные учебные действия:
описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;
моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;
находить на карте равнины и горы России (своего края);
выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);
составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
 Человек — творец культурных ценностей (14 ч)
Что такое культура. Школы, книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIIIвека. Возникновение публичных театров.
Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХХ века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;
составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;
называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);
называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;
Человек – защитник своего Отечества (6 ч).
 Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Универсальные учебные действия:
составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.
Экскурсии. В краеведческий музей.
Практические работы. Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Гражданин и государство (3 ч)
Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.
Универсальные учебные действия:
характеризовать права и обязанности гражданина России;
обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Тематическое планирование
1 класс

п/пТема Колич часов
1 Введение. Этот удивительный мир
«Нас окружает удивительный мир» 1
2
Мы — школьники
«Давай познакомимся»
1
3
«Мы- школьники» 1
4
Родная природа
«Сентябрь- первый месяц осени».
1
5
«Что нам осень подарила» 1
6 «Грибная пора» 1
7
Семья
«Семья» 1
8 «Любимые занятия» 1
9
Труд людей
«Как из зерна булка получилась»
1
10 «Человек и домашние животные» 1
11 Родная природа
«Октябрь уж наступил» 1
12 «Явления природы» 1
13
Наша Родина. Родной край
«Где ты живёшь?»
1
14 «Правила поведения на дороге» 1
15
Труд людей
«Ты и вещи»
1
16 «Кто работает ночью» 17
Твоё здоровье
«Твои помощники — органы чувств». 1
18
«Правила гигиены».
1
19
«О режиме дня».
1
20 «Урок в спортивном зале» 1
21
Родная природа
«Ноябрь- зиме родной брат»
2
22
«Дикие животные»
1
23
«Звери- млекопитающие»
1
24 «Что мы знаем о птицах» 1
25
Наша Родина. Родной край.
«Родной край»
1
26 «Дом, в котором ты живёшь» 1
27
Труд людей
«Зачем люди трудятся?» 2
28
Родная природа
«В декабре, в декабре…»
1
29 « Какая бывает вода?» 1
30
Я и другие люди
«О дружбе»
1
31
«Идём в гости»
1
32 «С Новым годом» 1
33
Родная природа
«Январь- году начало, зиме- середина»
2
34 «Хвойные деревья» 1
35 «Жизнь птиц» 2
36
Наша Родина. Родной край.
«Наша страна- Россия»
2
37
«Богата природа России»
2
38 « Мы – россияне» 1
39
Родная природа
«Февраль- месяц метелей и вьюг» 1
40
«Звери млекопитающие»
2
41 «Наш уголок природы» 2
42
Наша Родина. Родной край.
«Мы – граждане России»
1
43
«Правила поведения»
1
44
«23 февраля- День защитника Отечества» 1
45 «8 Марта- праздник всех женщин» 1
46 Родная природа
«Март- капельник» 2
47
Твоё здоровье
«Если хочешь быть здоров»
1
48 «Здоровая пища» 1
49
Родная природа
«Апрель- водолей»
2
50
Труд людей
«Труд людей: весенние работы, кто работает на транспорте» 1
51 «День космонавтики» 1
52
Родная природа
«Май весну завершает»
1
53
«Жизнь земноводных весной»
1
54
«Животное- живое существо» 1
55 «Природе нужны все!» 1
56 Наша страна-Россия. Родной край.
«Ты- пешеход» 1
Всего 66
2 класс

п/п Тема Колич. час
Что окружает человека 1
1 Введение. Что окружает человека 1
Кто ты такой 14
2
Я, ты, он, она… Все мы люди 1
3 Наши помощники – органы чувств 1
4 Наши помощники – органы чувств 1
5 Поговорим о здоровье 1
6 Поговорим о здоровье 1
7 Режим дня 1
8 Режим дня 1
9 Физическая культура 1
10
Краски осени ( экскурсия в природу) 1
11
Почему нужно правильно питаться 1
12
Почему нужно правильно питаться 1
13 Почему нужно правильно питаться 1
14 Почему нужно быть осторожным 1
15 Почему нужно быть осторожным 1
Кто живёт рядом с тобой 6
16 Что такое семья 1
17 Что такое семья 1
18 Что такое семья 1
19 О правилах поведения 1
20 О правилах поведения 1
21 О правилах поведения 1
Россия- твоя Родина 13
22 Родина – что это значит 1
23 Прошлое. Настоящее. Будущее. 1
24 Как Русь начиналась 1
25 Москва – столица России 1
26 Москва – столица России 1
27 Города России 1
28 Родной край – частица Родины 1
29 Как трудятся россияне 1
30 Как трудятся россияне (экскурсия на хлебозавод или ателье) 1
31 Все профессии важны 1
32 Мы – граждане России 1
32 Мы – граждане России 1
33 Россия – многонациональная страна 1
Мы – жители Земли 9
34 Твоё первое знакомство со звёздами 1
35 Твоё первое знакомство со звёздами 1
36 Чем Земля отличается от других планет 1
37 Чем Земля отличается от других планет 1
38 В некотором царстве… 1
39 Грибы 1
40 Какие животные живут на Земле 1
41 Разнообразие растений 1
42 Разнообразие растений 1
Природные сообщества 23
43 Среда обитания – что это такое 1
44 Лес и его обитатели 1
45 Деревья леса 1
46 Кустарники леса 1
47 Травянистые растения леса 1
48 Травянистые растения леса 1
49 Животные леса 1
50 Животные леса 1
51 Животные леса (экскурсия в краеведческий музей) 1
52 Животные леса 1
53 Что мы знаем о воде 1
54 Что мы знаем о воде 1
55 Водоёмы и их обитатели 1
56 Водоёмы и их обитатели 1
57 Водоёмы и их обитатели 1
58 Водоёмы и их обитатели 1
59 Водоёмы и их обитатели (экскурсия на водоём) 1
60 Луг и его обитатели 1
61 Луг и его обитатели 1
62 Поле и его обитатели 1
63 Поле и его обитатели 1
64 Сад и его обитатели 1
65 Сад и его обитатели 1
66 Водоём, поле, лес, луг и сад (защита проектов) Природа и человек 2
67 Человек – часть природы 1
68 Человек – часть природы 1
Всего 68
3 класс
№ п/пТема Кол-во часов
Земля - наш общий дом 7
1. Где и когда ты живешь. Историческое время. Счёт лет в истории. 1
2.
Солнечная система. Солнце – звезда.
Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. 1
3 Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. 1
4 Вода. Значение воды для жизни на Земле 1
5 Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. 1
6 Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Охрана воды от загрязнения. Правила поведения на водоёмах в разные времена года. 1
7 Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха. 1
Человек изучает Землю 4
8 Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человека окружающего мира. 1
9
Изображение Земли. Глобус – модель Земли. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. 2
10 План. Масштаб, условные обозначения 1
Царства природы 26
11 Бактерии, грибы 1
12 Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. 1
13 Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. 1
14 Растения и человек. 1
15 Разнообразие растений на Земле 1
16 Разнообразие растений на Земле.
Разнообразие растений родного края. 2
17 Корень, побег растения.
Растения – живые тела (организмы). 1
18 Лист, стебель растения.
Растения – живые тела (организмы). 1
19 Питание растений. Роль корня и побега в питании. 1
20 Размножение растений. Распространение плодов и семян. 1
21 Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. 1
22 Ядовитые растения края. Предупреждение отравлений ими. . 1
23 Охрана растений. Красная книга России. 1
24 Человек и растения. Культурные растения в жизни человека. Что такое земледелие. 1
25 Хлеб – главное богатство России. 1
26 Животные – часть природы. Роль животных в природе. 1
27 Разнообразие животных. Животные – живые тела (организмы). 1
28 Жизнедеятельность животных. Размножение животных. 1
29 Как животные приспосабливаются к условиям жизни. Животные родного края. 1
30 Поведение животных. 1
31 Беспозвоночные животные (на примере отдельных групп и представителей) 1
32 Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (на примере отдельных групп и представителей). 1
33 Птицы и звери – позвоночные животные. 1
34 Приспособление животных к среде обитания. 1
35
Животные и человек. Как человек одомашнил животных.
Охрана животных. Заповедники. 1
Наша Родина от Руси до России 11
36 Название русского государства в разные исторические времена (эпохи). 1
37 Древняя Русь.
1
38 Древнерусское государство 1
39 Московская Русь. 1
40 Иван IV – первый русский царь. 1
41 Российская империя, 1
42 Императоры России. 1
43 Советская Россия. 1
44 СССР. 1
45 Российская Федерация. 1
46 Государственные деятели. Руководитель(глава) княжества, страны, государства 1
Как люди жили в старину 12
47
Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

Что означает твоё имя. Моя родословная. 2
48 Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. 1
49 Строительство. Как дом «вышел» из – под Земли.
Крестьянское жилище. Городской дом 2
50 Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена 1
51 Одежда. Костюмы богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий. 1
52 Русская трапеза.
Составление меню праздничного обеда. 1
53 Во что верили славяне.
Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство- основные качества славянина. 1
54 Принятие христианства на Руси. 1
Как трудились в старину 14
55 Человек и растения. Культурные растения. 1
56 Что такое земледелие. Хлеб- главное богатство России. 1
57 Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. 1
58 Ремёсла. Возникновение и развитие ремесёл на Руси, в России. 1
59 Знаменитые мастера литейного дела. 1
60 Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. 1
61 Орудия труда в разные исторические эпохи. 1
62 Торговля. Возникновение денег. 1
63. О первых железных дорогах. 1
64 Когда появился первый автомобиль. 1
65 Развитие техники в России
1
66 Освоение космоса. 1
67 Первые славянские поселения, древние города. (Великий Новгород, Москва, Владимир) 1
68. Экскурсия в краеведческий музей 1
Всего 68
4 класс

п\п
ТемаКолич- во часов
Человек- живое существо (организм) 16
1
Организм человека. Нервная система. 2
2 Двигательная система организма человека. 1
3 Пищеварительная система. 2
4 Дыхательная система.
1
5 Кровеносная система. 1
6 Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. 1
7 Кожа. 1
8 Как человек воспринимает окружающий мир. 4
9 Мир чувств
1
10 Внимание. 1
11 Память. 1
Твоё здоровье 12
12 Режим дня 2
13 Правила закаливания 1
14 Можно ли снять усталость? 1
15 Поговорим о вредных привычках. 2
16 Когда дом становится опасным. 2
17 Улица полна неожиданностей. 2
18 Если случилась беда.
2
Человек- часть природы 2
19 Чем человек отличается от животного? 1
20 От рождения до старости. 1
Человек среди людей 5
21 Поговорим о доброте. 1
22 Что такое справедливость. 1
23 О смелости. 1
24 Умеешь ли ты общаться? 2
Родная страна: от края до края 10
25 Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. 1
26 Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов 1
27 Природные зоны России. Степи и пустыни. 1
28 Почвы России. 1
29 Рельеф России.
2
30 Как возникали и строились города 1
31 Россия и её соседи. Япония. 1
32 Россия и её соседи. Китай. 1
33 Россия и её соседи. Королевство Дания. 1
Человек- творец культурных ценностей 14
34 Что такое культура 1
35 Из истории письменности. 1
36 О первых школах и книгах. 2
37 Чему и как учились при Петре 1. 2
38 Русское искусство до 18 века.?2
39 Искусство России 18 века. 2
40 Золотой век русской культуры (19 век) 2
41 Искусство России 20 века.
2
Человек- защитник своего Отечества 6
42 Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва. 2
43 Отечественная война 1812 года. 2
44 Великая Отечественная война 1941-1945 годов. 2
Гражданин и государство 3
45 Гражданин и государство
3
Всего 68