Основные компоненты пищи и продукты их распада в организме человека


«Основные компоненты пищи и продукты их распада в организме человека».Яблочкин Денис10 класс, школа №2Учебно-исследовательский проект на тему: Противоречие:ХлебЖизненная силаЯд Проблема: как уменьшить вредное воздействие поступающих и образующихся вредных веществ на организм человека. Актуальность:здоровье и здоровый образ жизни человека. Объект исследования:хлеб и хлебобулочные изделия. Предмет исследования: процессы, происходящие при выпечке хлеба, и в организме человека в результате обменных реакций основных компонентов пищи. Гипотеза: хлеб и хлебобулочные изделия вредны для организма человека. Цель: исследовать компонентный состав хлеба и хлебобулочных изделий и продукты их распада. Задачи:I. Теоретические:1. Проанализировать путь хлеба от поля до прилавка магазина;2. Узнать о веществах, сопутствующих производству хлеба;3. Познакомиться с видами хлеба и хлебобулочных изделий и их составе;4. Сравнить состав хлеба и хлебобулочных изделий;5. Рассмотреть обменные процессы в нашем организме;6. Изучить продукты распада основных компонентов пищи. Задачи:II. Практические:1. Доказать экспериментально в лаборатории хлебокомбината, что хлеб - это многокомпонентная система;2. Выявить наличие в урине ацетона;3. Научиться получать хлеб как продукт многочисленных биохимических реакций. Путь хлеба1. Снегозадержание2. Внесение удобрений3. Вспашка земли4. Боронение земли5. Посев зерновых6. Появление всходов7. Созревание злаков8. Уборка урожая9. Хранение зерна в элеваторе10. Мукомольный завод11. Пекарня12. Магазин хлебобулочных изделий Но так ли безопасен этот путь?Удобрения:ПестицидыФунгициды СuSO4 • 3Cu(OH)2 Гербициды C18N16ClNO5ЗооцидыZn3P2ИнсектицидыГрибыНасекомыеСорнякиЖивотныеCuSO4MnSO4ZnSO4ИзбытокНарушение экологического равновесия















Виды хлеба и хлебобулочных изделий:В городе Краснотурьинске:КрестьянскийЖито формовойНиваЧеркизовскийбатонВ других городах:НарезнойбатонУкраинскийСвежийСтоличныйВ других странах:Лепешки наан(Индия)Багет(Франция)Лаваш(Кавказ)Хала (Израиль) Состав хлебобулочных изделий:


Хлеб военного времени1.Ржаная обойная мука -10-12%;2.Остальное:жмых льна;шрот;смётки с оборудованияи пола;выбойки из мешков;пищевая целлюлоза;хвоя.





Обмен веществ - сложный процесс превращения химических элементов в организме, обеспечивающих его рост, развитие, деятельность и жизнь в целом.Организм человекаЖелудочный сокHCl, NaCl, Na3PO4Кишечный сокNa2CO3, CaCO3, K2CO3Панкреатический сокNa2CO3, Cl-, Мg2+. АмилазаПепсинЛипаза












Обмен жировЖирыПищеварительныеферментыГлицеринC3H5(OH)3Жирные кислоты:C15H31COOH - пальмитиновая;C17H35COOH- стеариновая;C17H33COOH- олеиновая;C17H31COOH- линолевая;C17H29COOH- линоленовая.ОмылениеЭпителиальные клетки ворсинок тонкого кишечникаЖир, свойственный организму человекаИзбытокМежду внутренними органамиСоединительная жировая клетчаткаCO2H2OАТФКровьПечень Обмен углеводовПищеварительныеферментыУглеводыГлюкозаC6H12O6Тонкий кишечник КровьИзбытокПеченьГликоген((C6H10O5)n)ГлюкозаC6H12O6Клетки телаПродукты распадаCO2H2OЛегкиеКожаПочкиАТФ Обмен белковПищеварительныеферментыБелкиАминокислотыТонкий кишечник КровьСвойственные организму белкиНеиспользованные аминокислотыРаспадNH3H2OCO2Мочевая кислотаКровьПеченьАцетон(CH3)2COМочевина(NH2)2COЛегкиеКожаПочкиАТФ Продукты распада основных компонентов пищиC5H4N4O3NH3(NH2)2CO(CH3)2COОрганизм человека


Действие ацетона на организм человека(CH3)2COАТФЦ.Н.С.Органы(CH3)2CO



Действие аммиака на организм человекаNH3NH3C=3 ммоль/л – летальный исходНервнопаралити-ческое действиеОтек легких



Действие мочевины на организм человека(NH2)2CO(NH2)2COБольшая концентрация – летальный исходЧрезмерное:Употребление белковой пищиФизическиенагрузкиГолоданиеВнутренние опухоли




Действие мочевой кислоты на организм человека+Антиоксидант-Болезни почекПодаграИшемическая болезнь сердцаФермент уриказа





Вещества, сопутствующие производству хлеба(NH4)2SO4сульфат аммонияглютенУскоренный рост дрожжейНасыщенный цветПышная формаКлейковинаКонсервант















Воздействие веществ, сопутствующих производству хлеба, на организм человека(NH4)2SO4сульфат аммонияглютенОрганизм человекаОчень низкая токсичностьНепереносимость глютенаЦелиакияГлютен





Практическая работаКраснотурьинскийхлебокомбинат Определение влажностиГотовим образцы мякиша.Измельчаем мякиш.Взвешиваем.Ставим всушильный шкаф. Вынимаем навески.Взвешиваем навески.Определение влажностиПроводим расчеты.Ставим в эксикатор. Определение кислотностиВзвешиваем навеску мякишаРазогреваем дистиллированную воду до 60оC.Переливаем кмякишу, взбалтываем,ждем 30 минут.Смесь фильтруем. К фильтрату добавляемфенолфталеин.Титруем.Фенолфталеин окрасился в малиновый цвет. Определение кислотности Определение пористостиПрибор Журавлева.Выемкимякиша.Отрезаемчасти мякиша. Взвешиваем выемки.Проводим расчеты.Определение пористости Определение крахмала в школьной лаборатории(C6H10O5)n + nI2 (C6H10O5)n*nI2 КрахмалЙодКомплексное соединение Определение ацетона в уринеКлинико-диагностическая лаборатория г.Краснотурьинска.Урину нагревают сраствором Ниландера.Появление черной окраски – признак наличия в урине сахара. Порошок Лестраде. Тест-полоски «Биоксан-кетоны».Определение ацетона в уринеРаствор Ниландера. Определение ацетона в урине в школьной лаборатории Приготовление домашнего хлебаИсходные компоненты.Опара. Образуются пузырьки газа. В колбе с тестом горящая лучника потухла. Образование углекислого газа (C6H10O5)nКрахмал(C6H10O5)xДекстрины (x<n)C12H22O11МальтозаnC6H12O6Глюкоза+H2O, ферменты+H2O, ферменты+H2O, ферментыГидролиз углеводовC12H22O11Сахароза+H2O, ферментыC6H12O6ГлюкозаC6H12O6 Фруктоза+C12H22O11Мальтоза+H2O, ферменты2C6H12O6 Глюкоза C6H12O6 Глюкоза2C2H5OHЭтиловый спирт2CO2Оксид углерода IVQ++ДрожжиСпиртовое брожение Образование густого липкого теста Выпечка хлеба Готовый продукт - хлебДекстрины(C6H10O5)xИзовалериановый альдегид (СН3)2СНСН2СНОФурфурол C5H4O2ОксиметилфурфуролC6H6O3Этиловыйспирт2C2H5OHЗапах и вкусКорочка хлебаПентозыБелкиПротеолиз Определение кислотности домашнего хлебаВзвешиваем навеску мякишаи высыпаем в тару.Заливаем разогретуюдистилли-рованную воду.Через 30 минут фильтруем смесь. Разливаем фильтрат в две колбы.Добавляем фенолфталеин.Титруем, количество израсходованной щелочи записываем, проводим расчеты.Определение кислотности домашнего хлеба Определение пористости домашнего хлебаВыдавливаем и отрезаем выемки.Взвешиваем выемки, проводим расчеты. Выводы1. Качество хлебобулочнойпродукции, поступающей на прилавкимагазинов, зависит от сертификации зерна.2. Образование ядовитых веществ в организмечеловека - это нормальный процесс, так как присбалансированном функционировании организмаядовитые вещества не накапливаются в нем, авыводятся, что исключает появление серьезныхзаболеваний. Выводы3. Из этого следует, что хлеб - это не яд, а жизненная сила, так как содержит большое количество питательных веществ. 4. Хлеб и хлебобулочные изделия без искусственных добавок полезны для организма человека. Это опровергает гипотезу. Практическая направленностьпроектаИспользование на уроках: ОБЖ в теме «Здоровый образ жизни»;Технологии в разделе «Кулинарии»;Биологии в теме «Обмен веществ»;Истории в теме «ВОВ»;Химии в темах «Белки», «Жиры», «Углеводы». Перспектива на будущее:Продолжение исследований пищевых добавок, добавляемых в хлеб и хлебобулочные изделия, и их влиянии на организм человека. Спасибо за внимание!