Интегрированный урок: внеклассное чтение, музыка, живопись Тема: «День с ароматом яблок. Слово, Звуки и Краски праздника Яблочный Спас».

МБОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке»,
Костыряченко О.А. (учитель начальных классов)


«Мир изменчивый и постоянный»
3 класс
Внеклассное чтение, музыка, живопись
Тема: «День с ароматом яблок. Слово, Звуки и Краски праздника Яблочный Спас».
Цель: формирование представлений о красоте, гармонии и целостности мира
Задачи:
образовательные: сформировать знания по теме: «Традиции русского народа - праздник Яблочный Спас»; сформировать навык «иллюстрирования» средствами изобразительного искусства – через Слово, Звук, Цвет.
развивающие:
развивать творчество и воображение через литературные, музыкальные и художественные формы.
воспитательные: воспитывать интерес к искусству, используя личный опыт ребёнка.

Ход урока:

Эмоционально-художественный уровень (погружение в тему)
*Внеклассное чтение
- Сегодня о теме нашего урока расскажет стихотворение.
(читает ученик)

После Троицкой недели
Дни Петровок пролетели.
Уж на небе гроздья звезд:
В августе – Успенский пост.
Урожай приносит сад:
Яблоки и виноград.
Освящают их кропленьем
В чудный день Преображенья.
Угощаются плодами,
Веселясь, и млад, и стар.
В воздухе в саду и храме
Яблочный разлит нектар.



- Назовите главную мысль стихотворения («В воздухе в саду и храме яблочный разлит нектар»). «Нектар» - сок, выделяемый цветковыми растениями для привлечения опылителей. Время сбора нектара пчёлами, яблочного сока напоминает о зрелости яблока.
- Наступила пора сбора урожая яблок – август. Послушайте звуки мелодии П.И. Чайковского из одноимённой пьесы цикла «Времена года» «Август».
- Что представилось вам под эту музыку? (Природа благодарит Человека за его старания своими дарами – плодами яблок).
- Посмотрите, ребята, какие удивительные яблоки лежат в корзине. Опишите их цвета (красноватые, жёлтые, персиковые, розоватые).
- Какие образы напоминают яблоки? (СКАЗОЧНЫЕ – «Молодильные яблоки», яблочко на серебряном блюдечке, яблоки Гесперид из мифа о 12 подвиге Геракла, яблоко Евы из Библии).

- Сказки рассказывают разные волшебные истории: содержание их меняется – одна краше другой! «Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведётСказка – умница и прелесть, с нами рядышком живёт». Но каждый раз в конце нас ждёт мудрый совет, который остаётся в нашей памяти.
- Посмотрите ещё раз на яблочки. Чем они отличаются друг от друга? (цветом, формой, весом, запахом, вкусом, ароматом).
- Сегодня мы поговорим о разных Яблоках.
*На доске запись: «Мир изменчивый»
- Я предлагаю вам для чтения другое стихотворение.
Логически – понятийный уровень
*Внеклассное чтение:

I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения по иллюстрации).
- Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чём будет содержание стихотворения.
*Дети рассматривают картину Родионовых Н.П. и В.В. «Яблочный Спас» (ярмарка на Руси, торговля яблоками, церковный праздник).

- Как вы думаете, каким будет стихотворение по эмоциональной окраске? (спокойным, радостным, торжественно - праздничным).
- Прочитайте фамилию автора. Знакома она вам?
- Прочитайте название стихотворения («Творящая тишина» - что-то необычное происходит в «окружающем мире»; «творящая» - творить, придумывать).
2. Постановка цели с учётом эмоциональной готовности учащихся к работе.
- Как вы думаете, будут ли описаны разные Яблоки в этом стихотворении? (возможно).
- Давайте убедимся в этом.

II этап. Работа с тексом во время чтения.
1. Первичное чтение текста.
*Комбинированное чтение стихотворения учителем и учениками.
Александр Солодовников
Творящая тишина
Бесшумно проносятся птицы,
Бесшумно плывут облака,
Бесшумно листок шевелится
Под лёгкой рукой ветерка.

Бесшумно струится паденье
Лучей с голубой высоты,
Бесшумно идёт превращенье
На флоксах бутонов в цветы.

Развилины яблонь ветвистых
Тяжёлые яблоки гнут,
И медленно сок сахаристый
Ствола материнского пьют.

Весь сад плодоносит и дышит,
В нём мир и покой без конца,
И в солнечном этом затишье –
Весь Яблочный Спас от Творца!
* Выявление первичного восприятия с помощью фиксации первичных впечатлений.
-Понравилось стихотворение? Чем удивило? Поделитесь своими впечатлениями.
- Совпали наши предположения: о чём будет стихотворение?

1.Перечитывание текста: вдумчивое чтение.
*Чтение стихотворения учащимися с повторным анализом.

Прочитайте 1 четверостишие стихотворения чтение «цепочкой». Встретились слова и выражения, малознакомые вам?
Бесшумно проносятся птицы,
Бесшумно плывут облака,
Бесшумно листок шевелится
Под лёгкой рукой ветерка.
*Выборочное чтение
- Проиллюстрируйте словесно строчки стихотворения как сменяющиеся «сюжетные картинки» в мультфильме. Что бы вы нарисовали красками на рисунке?
(по времени суток, по длительности, по активности «героев» - птицы, облака, ветерок – олицетворение неживой и живой природы в едином целом – МИРЕ).
- Опишите действия, происходящие в природе словами – синонимами (птицы быстро летают без звука, облака неспешно двигаются на горизонте, листок колышется от дуновения лёгкого ветерка).
- Мы заметили меняющиеся сюжеты или один постоянный сюжет? Обоснуйте свой ответ («проносятся, плывут, шевелится - бесшумно»).
- Каким образом могут совершаться действия в тишине? (неслышно, очень быстро, неожиданно).
- Почему наступила такая тишина? (перед важным событием, явлением всё замирает: перед грозой, перед снегопадом – такое бывает в природе).

*Работа над средствами выразительности
- Какие литературные приёмы использовал автор, рассказывая о тишине? Найдите, зачитайте, назовите приём.
«лёгкая рука ветерка» - олицетворение; «плывут облака», «проносятся птицы», «листок шевелится» - сравнение.
*Работа со «Словарём для выражения эстетических эмоций»
-С каким настроением прочитаем четверостишие? (радости, таинственности, зачина сказки).
Работа по памятке пауз/логических ударений
*Паузы
после названия /////
. , //
? ! ///
Переход на новую строку /
*Логические ударения
птицы
облака
листок
ветерка
*Выразительное чтение:
- Прочитайте 1 четверостишие, изображая голосом «тишину».

- Какие картины рисует ваше воображение после чтения 2 четверостишия? Подберите рифму, прочитайте.
Бесшумно струится паденье
Лучей с голубой высоты,
Бесшумно идёт превращенье
На флоксах бутонов в цветы.

- «Бесшумно струится паденье лучей с голубой высоты». На что обращает внимание поэт? (бесшумно струится – беззвучно, сквозь солнц; паденье - высокое голубое небо, высота - лазоревая высь).
- Какое превращение (изменение) заметил поэт? (бутон - цветок).
- Посмотрите на флокс, отметьте для себя меняющиеся элементы цветка (соцветия: окраска, форма, количество лепестков)?


-Перечислите, что интересного заметили в двух четверостишиях? (меняющиеся сюжеты живой и неживой природы перед необычной тишиной: поведение птиц, облаков, листка, ветерка, лучей солнца, флоксов).
- Мы увидели ИЗМЕНЧИВОСТЬ растений и животных в окружающем мире.


- А ведь наши яблоки тоже появляются не сразу. Проследим цепочку: «набухшая Почка – розовый Цвет - маленький Плод – взрослое Яблоко». Происходит превращение, изменение.






-Вспомните молодильные яблоки, возвращающие молодость и здоровье; серебряное яблоко на золотом блюдечке, предсказывающее судьбу.



Философско – эстетический уровень
- Символом чего может быть Яблоко? (символом изменчивости: появления новой Жизни, символом Мудрости, Знания).
Эмоционально – художественный уровень (погружение в тему)
*Музыка
*Чтение 3 четверостишия
*Диалог с автором через текст.
Развилины яблонь ветвистых
Тяжёлые яблоки гнут,
И медленно сок сахаристый
Ствола материнского пьют.
- О чём так лирично пишет автор? (о яблоне, которая питает соком яблоки).
*Словарная работа
«развилины яблонь ветвистых» - старые яблони, богатые урожаем;
«тяжёлые яблоки гнут» - наливные, многочисленные, ветки клонятся к земле от тяжести плодов;
«сок сахаристый» - сладкие, сочные.
- Услышать звуки в яблоневом саду нам поможет музыка другого композитора (????)
- Яблочный спас, который отмечается 19 августа – это праздник сбора урожая яблок. Все обряды этого праздника посвящены Богу Спасу, Спас – от слова «спасти, помочь»; он помогал людям не совершать недостойных поступков, направлял на добрые дела. В древние времена таких праздников было множество, они посвящались урожаям ягод, грибов, орехов, пшеницы, мёда. Всем Матушка Природа дарит в августе и садовые, и лесные плоды. Из трёх Спасов – Медового, Яблочного и Орехового, Яблочный считается самым главным.
В этот праздник люди приносят Природе благодарение за труды, которые они благополучно завершили летом. Яблочный спас - это торжество нового урожая на земле и новой жизни. О нем говорили: «Второй Спас - срывает спелые яблоки», «Пришёл Спас - яблочко припас». Не спешили срывать яблоки до этого срока, давали напитаться соками, погреться на солнышке. Созревшие плоды носили освящать, после чего разрешалось кушать "спасовские" яблоки.
Философско – эстетический уровень
- С чем, на ваш взгляд, «созвучно» Яблоко? (с музыкой торжественной службы в церкви на празднике Яблочный Спас; со звуками, которые можно услышать в природе: шелест листьев яблони, стук падающего с ветки созревшего яблока).
* Видеоролик «Служба на Яблочный Спас» (Для христианина этот праздник начинается с церковной службы: на утрене проходит величание «Величаем Христе, и почитаем Твоея Преображение», «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившегося Господа», на литургии праздника – входной стих: «Господи, посли свет Твой и истину Твою. в гору святую Твою; по окончании литургии совершается освещение плодов; вечером совершается вечерня).

Логически – понятийный уровень
*Внеклассное чтение
Весь сад плодоносит и дышит,
В нём мир и покой без конца,
И в солнечном этом затишье –
Весь Яблочный Спас от Творца!
-Какой литературный приём использован? («сад плодоносит и дышит», «мир и покой без конца» - олицетворение/ метафора/ олицетворение)
-Какие интонации передадим при чтении голосом?
- Что обозначает выражение «Весь Яблочный Спас от Творца»?

В. Белан «Яблочный Спас».
- После праздничного освящения яблок совершалась служба священником в саду, и начинался сбор урожая. Народ спешил на ярмарки: "Вовремя убрать - вовремя продать". К Спасскому празднику приурочивались и народные гулянья. Популярным было и "столованье": перед церковью ставились в ряд столы, совершалась праздничная трапеза – братчина. Пеклись пироги с яблоками, варилось яблочное варенье, которым угощали друг друга. Пир заканчивался всеобщим весельем. На закате все выходили в поле, чтобы песнями проводить лето, считалось, что оно именно после Яблочного Спаса начинает сменяться осенью.
- Люди на Яблочный Спас угощают других, чтобы радовать, восхищать и обогревать теплом своей души. Яблоки создают праздничное настроение, несут летнее тепло.
- Создайте и вы настроение лета, солнца, красоты вокруг: попробуйте переложить эти 4 строчки их на ноты, пропеть в высокой тональности, продижировать.

Философско – эстетический уровень
- В чём постоянство нашего Яблока? (каждый весну яблоко появляется из набухшей Почки; каждый год 19 августа народ празднует Яблочный Спас; чтение произведений фольклора доносят постоянную мудрость о яблоке, как плоде Здоровья и Знания).

Эмоционально – художественный уровень (погружение в тему)
- Изменчивые Яблоки можно увидеть на полотнах: разные краски, приёмы, техники.
- О ком идёт речь? (о художниках)
- Сегодня мы отправимся по выставке разных художников.

О.В. Архипова. Яблочный Спас.


Владимир Власенко. Яблочный Спас.





Спасов день на Севере. Илларион Михайлович Прянишников. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва 



Яблочный спас в Малороссии. Николай Корнилиевич Бодаревский. Ок.1921 г. Холст, масло.  Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля



Яблоневый сад. Кустодиев Борис Михайлович. 1918 г. Холст, масло 70,5 х 124 Томский областной художественный музей

- Придумайте ей общее название («Яблочная страна», «Яблочки наливные» «Яблочные мотивы», «День с ароматом яблок»).
- Одно из названий выставки совпадает с темой нашего урока.
- Опишите цвет, краски, тона нарисованных яблок.

Философско – эстетический уровень
- Помог нам язык искусства попасть в «Мир изменчивый – мир постоянный»? (разные по манере изображения яблоки всегда красивые, яркие, передают душевное тепло художника).
- Какие изобразительные средства помогли понять их «разноликий» характер Яблок на уроке? (Слово увидели в стихотворении, Звуки услышали в музыке, Краски и Цвет увидели на картинах).

- В чём постоянство Яблока?
Человек ценит и любит плоды яблок.
Человек хранит традиции предков - празднует Яблочный Спас.
Человек благодарит Природу за дары яблоневого сада.
Человек создаёт сокровищницу литературы – произведения русского народного фольклора и классики о яблоках.
Человек в произведениях искусства (музыки, живописи) передаёт «яблочное» наследие потомкам.

- Наше путешествие в «Мир изменчивый – мир постоянный» подошло к концу.

Всё на Земле уже не ново,
Все Краски, кажется, знакомы,
Но звуки Музыки и Слова
Отличны, не похожи, новы
Нашли, исследуя пошире,
«Изменчивость» в чудесном Мире,
Но постоянство рядом - верно,
Его найдём мы непременно!»

Творческая рефлексия (домашнее задание)
- Откройте для себя «Мир постоянный» Яблока (в Слове - загадке, пословице, сказке, легенде; Звуке – музыкальной композиции; Красках – картине, иллюстрации, поделке) и представьте творческую работу.