Рабочая программа дополнительного образования Резьба по дереву

«Рассмотрено»
на заседании МО учителей физической культуры

__________ (Л.В. Орлова)

протокол №
от «» ___________2013г.«Согласовано»
Зам.директора по ВР


_______ (Э.Ю.В.Исмайлова)


«» ___________2013г.«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №63»


_________ (А.В.Ионов)

Приказ №
«» ___________2013г.



Рабочая программа руководителя кружка «Резьба по дереву»

муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 63
с углубленным изучением отдельных предметов»
Ленинского района города Саратова

Фролова Алексея Николаевича
по программе художественно-эстетического направления
для учащихся 5-7 классов

на 2013-2014 учебный год




Учащиеся: ученики 5-7 классов
Количество часов в неделю: 2 часа
Всего: 68 часа

Рассмотрено на заседании педагогического совета
(протокол № от _____ 2013г.)


г. Саратов
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Резьба по дереву» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – углубленный уровень.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Программа разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:
Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;
Технология для 5-9 классов.
Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
Программы «Живое дерево» .
Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно-прикладном творчестве.

Основные учебно – воспитательные задачи рабочей программы «Художественная обработка древесины»

Обучающие
Сформировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;
Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
Изучить технологию работы выжигателем;
Изучить технологию работы лобзиком;
Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

Развивающие:
Развивать художественно – творческие способности учащихся;
Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
Сформировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно – прикладного творчества;

Воспитывающие:
Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

Особенности программы:
Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы

В реализации программы участвуют
Дети в возрасте 11-13 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена

Срок реализации программы - 1 год.

Форма и режим занятий:
Занятия рассчитаны на детей 11-12 лет, 68 часа в год (2 часа в неделю, т. е. 2 раза по 1 часу)


Форма занятий:
Беседы.
Объяснения
Рассказы
Практические работы
Выставки
Творческие отчеты


Характеристика ожидаемых результатов обучения
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
разные виды резьбы и их особенности;

Должны уметь:
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
выполнять простейшие столярные операции;
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
выполнения операции , выпиливания, резьбы и мозаики;
владения основными элементами графической грамотности;
выполнения плоскостной разметки;
разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
теоретический уровень знаний;
степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
применение полученных знаний на практике;
соблюдение технических и технологических требований;
качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
изготовление изделия в установленные нормы времени;
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
экономия материалов;
желание трудиться;
познавательная активность и творческий подход;
самостоятельность;
партнёрские отношения при совместной работе.

Методы обучения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
Практические: практические занятия;
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы художественно-эстетического направления

Выставки детского творчества
Участие детей в выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.




Учебно-тематический план


п/п
Содержание темы
Количество часов



Всего
Теория
Практические работы

Раздел I. Основы выбора и обработки материала (6 часа)

1.1
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
1
1


1.2.
Основы материаловедения.
1
1


1.3.
Материалы, инструменты и приспособления.
1
1


1.4.
Виды резьбы по дереву.
1
1
-

1.5
Построение орнамента.
1
-
1

1.6
Отделка изделия.
1
1
-


Всего
6
5
1

Раздел II. Художественное выжигание (20 часов)

2.1
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
1
1


2.2
Декорирование изделий выжиганием.
1
1
-

2.3
Основы композиции.
2
1
1

2.4
Подготовка заготовок к работе.
1

1

2.5
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
3
1
2

2.6
Основные приёмы выжигания.
3
1
2

2.7
Технология выполнения приёмов выжигания
2

2

2.8
Отделка изделия.
2

2

2.9
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
5
-
5



20
5
15

Раздел III. Резьба по дереву (42часов)

3.1
Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
1
1


3.2
Виды резьбы
1
1


3.3
Материал
1
1


3.4
Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
1
1


3.5
Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
2

2

3.6.
Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
10
2
8

3.7
Контурная резьба
4
1
3

3.8.
Рельефная и скульптурная резьба
1
1


3.9
Отделка и реставрация резных изделий
1

1

3.10
Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
3
-
3

3.11
Изготовление плоско-вогнутого изображения и декорирование геометрической резьбой.
7

7

3.12
Изготовление выпуклого изображения и его декорирование.
9

9

3.13
Выставка детского творчества
1

1



42
8
34


Содержание программы

Раздел I. Основы выбора и обработки материала (6 часов)
Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Теория. Введение (1 час). ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

Тема 1.2. Основы материаловедения.
Теория (1 час). Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления.
Теория (1 час). Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Теория (1 час). Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание



Тема 1.5. Построение орнамента.
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (1 час)
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.

Тема 1.6. Отделка изделия.
Теория (1 час).Способы отделки изделия. (1час)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка;
- покрытие лаком.


Раздел II. Художественное выжигание (20часов)

Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Теория (1 час ) Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Теория (1 час) Технология декорирования изделий выжиганием
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.

Тема 2.3. Основы композиции.
Теория (1 час) Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.

Тема 2.4..Подготовка заготовок к работе.
Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом..(1 час)

Тема 2.5. Теория (1 час) Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания( 2 часа)

Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.
Теория ( 1 час) Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. (2 часа)

Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно (2 часа)

Тема 2.8. Отделка изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно (2 часа)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.

Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом. (5часов)


Раздел III. Резьба по дереву

Тема 3.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Теория: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год. (1 часа)

Тема 3.2. Виды резьбы .
Теория: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами. (1 час)

Тема 3.3. Материал.
Теория: технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов. ( 1 час)

Тема 3.4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Теория : Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву(1 час)

Тема 3.5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Практическая работа: Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
-Изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе (2 часа).

Тема 3.6. Геометрическая резьба по дереву.
Теория: технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе. (2 часа)
Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические сведения:
Сочетание треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе. (8 часов)

Тема 3.7. Контурная резьба.
Теория Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения:
- своеобразие резьбы;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе. (1час)
Практическая работа: Выполнение орнамента(3 часа)

Тема 3.8. Рельефная и скульптурная резьба.
Теория :технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы Технико-технологические сведения:
- виды плоскорельефной резьбы;
- художественно-стилевые особенности резьбы;
- материалы, инструменты и приспособления;
- приемы выполнения видов резьбы;
- требования к качеству резьбы;
- безопасность труда при ее выполнении. (1 час)

Тема 3.9. Отделка и реставрация резных изделий.
Практическая работа: Отделка и реставрация резных изделий Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка. (1 час)

Тема 3.10. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
Практическая работа. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе. (3 часов)

Тема 3.11. Изготовление плоско-вогнутого изображения и декорирование геометрической резьбой.
Практическая работа. Изготовление плоско-вогнутого изображения и декорирование ее геометрической резьбой Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе. (7 часов)

Тема 3.12. Изготовление выпуклого изображения и его декорирование.
Практическая работа. Изготовление выпуклого изображения и его декорирование. Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- выполнение резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе. (9 часов)

Тема 3.13. Итоговая аттестация.
Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.


Итогом обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.

Условия реализации программы.
Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.
В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
Для воплощения творческих идей учащимся, занимающимся в кружке декоративно-прикладного творчества, требуется большое количество разных материалов, которые приобретаются по договоренности за счет родителей: древесина, лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, лак для древесины.


Библиографический список
для инструктора по труду:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.
11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.
12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
Библиографический список
для воспитанников:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
4. Плетение из лозы. /Сост. Лисин А.С../. - С-Пб.: Корона принт, 1999.
5. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
7. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
8. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
9. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
10. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
11. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.




13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515