Рабочая программа по предмету окружающий природный мир (образования обучающихся с умственной отсталостью) для обучения на дому


Согласовано
Руководитель ШМО
________/Мустафина С.Ю./
Подпись Расшифровка подписи
_______.______.20_____г. Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________/Мансурова Р.Х./
Подпись Расшифровка подписи
_____._____.20_____г.
Утверждено
приказ директора МОБУ СОШ
с.Языково муниципального района
Благоварский район
Республики Башкортостан
от 01.09. 2016г. № 190
Рабочая программа по предмету окружающий природный мир
(образования обучающихся с умственной отсталостью)
для обучения на дому Мельникова Сергея
Учитель: Школина Римма Алтафовна 2016 - 2017 уч. года
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью МОБУ СОШ с. Языково, на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2009 г. и индивидуального учебного плана Мельникова С.Н.Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у учащихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель: подготовить учащихся с интеллектуальным недоразвитием к социальной ситуации жизни ребенка понимания явлений окружающего мира, накопления опыта безопасного воздействия с объектами и явлениями окружающего мира.
Задачи: уточнение имеющихся у ребёнка представлений о живой и неживой природе, на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природе, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды, вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итого наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные, формирует знания учащихся о природе своего края, формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации учащимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана с учетом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.
В результате изучения дисциплины ученик получит знания. Правильно называть изученные объекты и явления. Сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарник, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности. Сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни. Соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений. Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных и человека. Определять по сезонным изменениям время года. Определять направление ветра.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно индивидуальному учебному плану обучающегося по АООП для детей с умственной отсталостью (вариант 2) МОБУ СОШ с. Языково на изучение предмета «Окружающий природный мир» в 3 классе отводится 1 час в неделю. (34 часа в учебный год)
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий природный мир».
Освоение курса «Окружающий природный мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.При изучении курса «Окружающий природный мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Интерес к объектам живой природы.
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
5. Содержание учебного предмета.
Растительный мир(9ч).
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Животный мир(9ч.).
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы(голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Объекты природы(5ч.).
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления(10ч.).
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
6. Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Основные виды учебной деятельности обучающихсяПланируемая дата Фактическая
дата
1 Времена года. Основные признаки осени. Отгадывание загадок, временные представления. Знать последовательность. Чтение стихов о золотой осени.
5.09 2 Растения осенью. Рассмотрение плаката. Знать сезонные явления. 
19.09 3 Животные осенью.  
Отгадывание загадок. Ответы на вопросы связной речью. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Умение составлять словесное описание животных, знать их название, образ жизни осенью.
26.09 4 Занятие людей осенью. Умение отобрать по сюжетным картинкам необходимые вещи по осенней погоде. Умение правильно одеваться по сезону 3.10 5 Экскурсия в осенний парк. Описание осенней природы. Сбор осенних листьев. 10.10 6 Зима. Признаки зимы. Загадки. Стихи. Описание природы по сюжетным картинам. Знание зимних месяцев их последовательность. Понимание причины долготы дня и ночи зимой.
17.10 7 Животные зимой.
Дидактическая игра. Чем похожи, чем отличаются? Что лишнее? Отгадай слово по первому звуку. Выявление знаний учащихся о птицах. Умение отвечать на вопросы, различать перелетных птиц от зимующих.
24.10 8 Занятия людей зимой Временные представления. Признаки зимы. Зимние виды спорта. Составление предложений: «У кого что?», «Кому нужна помощь?» Составить рассказ по картинкам
31.10 9 Весна. Признаки весны.
Любование весенним пейзажем, небосводом. Тактильно- сенсорное обследование деревьев, кустарников. Наблюдение за почвой. Знание сезонных явлений.
7.11 10
Растения и животные весной
Анализ и соотнесение к сюжетным картинкам. Загадки о признаках весны. «Почему появляются цветочки, листочки?» Знание и название весенних месяцев. Различение понятий: ранняя весна и поздняя, их приметы.
Знание и название весенних месяцев. Различение понятий: ранняя весна и поздняя, их приметы.
14.11 11 Занятия людей весной.
Знание и название весенних месяцев. Различение понятий: ранняя весна и поздняя, их приметы.
Составление по сюжетным картинкам предложения, рассказы, употребляя в речи глаголы (действия предмета). Иметь представление о занятиях людей. 21.11 12
Лето. Признаки лета. Чтение стихов, отрывки из произведений русских писателей (описание природы). Ответы на вопросы о погоде вчера, сегодня. Составление предложений по сюжетным картинкам. Знание основных примет лета
28.11 13 Растения летом.
Составление рассказа «Летний лес». Придерживаясь последовательности летних месяцев. Запомнить названия цветов 5.12 14 Животные летом. Название детёнышей. Игра «Найди свою маму». Загадки про домашних животных. Название части тела животных. Знать и умение различать животных и птиц, их детенышей.
12.12 15 Занятия людей летом. Составление предложений и рассказов по сюжетным картинкам. «Я помогаю бабушке на даче». Называть любимые фрукты, овощи, ягоды, выращенные своими руками. 19.12 16 Солнце в разные времена года. Названия времен года. Уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы определять признаки сезонных изменений в природе. Запомнить названия дней недели.
26.12 17 Воздух. Значение воздуха. Отгадывание загадок. Ответы на вопросы. Наблюдение за своим дыханием. Умение бережно относится к природе.
16.01 18 Термометр. Ветер. Направления ветра
Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Горизонт. Основные стороны горизонта. Наблюдение погоды 23.01 19 Сравнение растений. Усвоение обобщающего понятия комнатные растения. Их названия. Условия необходимые для роста. Различие комнатных растений. Знание названий 3-4 растений. Запомнить название деревьев 30.01 20 Комнатные растения
 Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями
6.02 21 Части растений. Формирование представление о строении растений. Описание цветов. Умение сравнивать стебель дерева и цветка, их различия, и прочность, листья деревьев и цветов. Название цветов. Запомнить части растений
13.02 22 Растения сада. Обобщающее слово – сад. Использование прилагательных в предложения, в связанной речи. Знание названий фруктовых деревьев 20.02 23 Плоды и семена. Игра «Найди своё дерево». Знание названий фруктовых деревьев. Различать съедобные от ядовитых растений.
27.02 24 Грибы. Травы. Отгадывание загадок. Умение отличать грибы съедобные от ядовитых. Умение собирать лекарственные травы. Составить рассказ по картинке.
6.03 25 Дикие животные. Пересказ содержания рассказа. В. Чаплиной «Лиса». Игра «Кто лишний?» Выявление знаний называть части тела животного, сравнивать по признакам. 13.03 26 Домашние животные. Выявление знаний домашних животных, частей тела животного, умение задавать вопросы по данному образцу. Пересказать и передать содержание рассказа, сказки. 20.03 27 Птицы. Составление описание строения частей тела птиц. Умение различать перелетных птиц. 3.04 28 Зимующие и хищные птицы.
Зимующие птицы: дятел, галки. Где они живут, устраивают гнезда. Составление рассказов о ястребе, сове. Умение различать зимующих птиц. Рассказать о пользе птиц. 10.04 29 Рыбы Знание строения рыб. Питание рыб 17.04 30 Насекомые.
Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут 24.04 31 Экскурсия в парк. Описание весенней природы. 15.05 32 Представление о сутках Различение частей суток 22.05 33 Представление о неделе Узнавание дней недели 29.05 34 Резервный урок 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
А. Плешаков «Окружающий мир», 3 класс. Москва, «Просвещение», 2013 г.
Н. Виноградова «Окружающий мир». Книга для учителя. Москва, «Просвещение», 2008г.