Рабочая программа по предмету окружающий природный мир подготовительного класса VIII вида


Государственное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 1 »
Рассмотрено
на заседании научно-методического совета школы-интерната
Протокол №____
от «____»_________20__г.
Согласовано
Зам. директора по учебной работе
______________________
«_____»____________20___г.
Утверждаю
Директор школы-интерната № 1
______________________
«_____»____________20___г.
Рабочая программа
по курсу Окружающий природный мир
Подготовительный класс (VIII вид)
учитель
Герасимова Татьяна Сергеевна
2015-2016 учебный год
Тверь
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий природный мир» для подготовительного класса соответствует требованиям адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) и составлена на основе Программы специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Программа представлена следующими разделами:
«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления»,
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием
растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: Знакомство гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, Значение грибов, способов переработки грибов.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий возможно проведение занятий с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.
Место курса в базисном учебном плане: Количество часов в неделю по учебному плану - 2 часа. Общее количество часов в год – 66 часов.
Программа включает следующие разделы:
Растительный мир.
Знакомство (различение) растений (дерево, куст, трава). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Знакомство (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина,).Знакомство (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Значение частей растения.
Значение растений в природе и жизни человека..Знакомство (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, сосна,). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
Знакомство (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива).
Знакомство (различение) лиственных и хвойных деревьев.
Значение деревьев в природе и жизни человека.
Знакомство (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху) Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Значение фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов.
Знакомство (различение) овощей ( картофель, морковь, свекла,) по внешнему виду
Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Значение овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.
Знакомство (различение) ягод (смородина, клубника, малина, земляника, черника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод.
Значение ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод.
Знакомство (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка).
Объекты природы.
Знакомство Солнца. Значение солнца в жизни человека и в природе. Знакомство Луны. Значение луны в жизни человека и в природе.. Знакомство изображения Земли из космоса. Знакомство глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Значение воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Знакомство (различение) форм земной поверхности. Значение горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Знакомство (различение) суши (водоема). Знакомство леса. Значение леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу.. Знакомство воды. Знание свойств воды. Значение воды в природе и жизни человека. Знакомство реки. Значение реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Знакомство водоема. Значение водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Знакомство огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Значение огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Знакомство (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Знакомство (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Знакомство (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.
Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Знакомство (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Знакомство (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Планируемые результаты
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
-Интерес к объектам и явлениям неживой природы.-Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
-Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
- Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
-Интерес к объектам живой природы.
-Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).-Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
-Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
-Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
-Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Учебно - тематический план
№ Темы раздела Четверти Итого:
1 2 3 4 1 Растительный мир 17ч. 1ч. ч. ч.
2 Животный мир 14 ч.6 ч. ч.
3 Обьекты природы 14 4 Временные представления 14 Итого: 17 15 20 14 66ч
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Знакомство (различение) растений (дерево, куст, трава).
Знание особенностей внешнего строения кустарника
Знакомство (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина,).Знакомство (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Значение частей растения.
Значение растений в природе и жизни человека..Знакомство (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, сосна,). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
Знакомство (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива).
Знакомство (различение) лиственных и хвойных деревьев.
Значение деревьев в природе и жизни человека.
Знакомство (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху)Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Значение фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов.
Знакомство (различение) овощей ( картофель, морковь, свекла,) по внешнему виду
Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Значение овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.
Знакомство (различение) ягод (смородина, клубника, малина, земляника, черника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод.
Значение ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод.
Знакомство (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка).
Строение животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). основные признаки животного
домашние животные (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака).
Строение животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши). питание домашних животных
Объединение животных в группу «домашние животные».
значение домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.).
детеныши домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок)
дикие животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Питание диких животных.. Объединение диких животных в группу «дикие животные».
Детеныши диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
строение птицы, связь строения тела птицы с ее образом жизни. питание птиц.
домашние птицы (курица (петух), утка). особенности внешнего вида птиц.
питание птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы».значение домашних птиц в жизни человека.
детеныши домашних птиц (цыпленок, утенок). зимующие птицы (голубь, ворона, воробей, сова).
перелетные птицы (аист, ласточка, грач, журавль), питание птиц.
строение рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры)
Питание и образ жизни рыб
Речные рыбы (сом, окунь, щука)Значение речных рыб в жизни человека, в природе..
Животные живущие в квартире (кошка, собака)
Животные живущие в квартире (декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки).
Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Солнце. Значение солнца в жизни человека и в природе.
Луна. Значение луны в жизни человека и в природе.
Знакомство изображения Земли из космоса. Знакомство глобуса – модели Земли.
Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба.
Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Знакомство (различение) форм земной поверхности. Значение горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека.
Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу
Знакомство воды. Знание свойств воды
Значение воды в природе и жизни человека. Знакомство реки..Значение реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Знакомство водоема
Значение водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду).
Знакомство огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Значение огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Знакомство (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).
.
Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности.
Определение частей суток по расположению солнца.
Знакомство (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.
Знакомство (различение) месяцев.
Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года Знакомство/различение календарей (настенный, настольный и др.).
Знакомство (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года.. Представление о годе как о последовательности сезонов.
Знаниеизменений, происходящих в жизни человека в разное время года
Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года.
Знакомство (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер)Соотнесение явлений природы с временем года
. Рассказ о погоде текущего дня
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Название темы урока Сроки
Растения (дерево, куст, трава). 02.09.15
Особенности внешнего строения кустарников 07.09.15
Знакомство (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина,).09.09.15
Знакомство (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). 14.09.15
Значение частей растения. 16.09.15
Значение растений в природе и жизни человека..21.09.15
Знакомство (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, сосна,). 23.09.15
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). 28.09.15
Знакомство (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). 30.09.15
Знакомство (различение) лиственных и хвойных деревьев. 05.10.15
Значение деревьев в природе и жизни человека. 07.10.15
Знакомство с фруктами : яблоко, груша, банан 12.10.15
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Значение фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. 14.10.15
Знакомство с овощами: морковь свёкла 19.10.15
Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Значение овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. 21.10.15
Знакомство с ягодами черника, клюква 26.10.15
Значение ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. 28.10.15
Знакомство с грибами (белый гриб, мухомор) 09.11.15
Строение животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). основные признаки животного 11.11.15
Домашние животные (корова,) 16.11.15
Домашние животные (свинья) 18.11.15
Питание домашних животных 23.11.15
Объединение животных в группу «домашние животные». 25.11.15
Значение домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.). 30.11.15
Детеныши домашних животных (теленок, поросенок) 02.12.15
Дикие животных (лиса , волк) 07.12.15
Питание диких животных.. Объединение диких животных в группу «дикие животные».
09.12.15
Детеныши диких животных (волчонок, лисенок,)14.12.15
Строение птицы, связь строения тела птицы с ее образом жизни. питание птиц. 16.12.15
Домашние птицы курица (петух), особенности внешнего вида птиц. 21.12.15
Питание птиц. 23.12.15
Детеныши домашних птиц (цыпленок). 28.12.15
Перелетные птицы (ласточка), питание птиц.
28,12,15
строение рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры) 11.01.16
Питание и образ жизни рыб 13.01.16
Речные рыбы (щука)Значение речных рыб в жизни человека, в природе.. 18.01.16
Зимующие птицы (воробей). 20.01.16
Животные живущие в квартире (декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). 25.01.16
Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.). 27.01.16
Солнце. Значение солнца в жизни человека и в природе. 01.02.16
Луна. Значение луны в жизни человека и в природе. 03.02.16
Изображения Земли из космоса. Знакомство с глобусом – модели Земли. 08.02.16
Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. 10.02.16
Определение месторасположения объектов на земле и небе. 15.02.16
Знакомство с формами земной поверхности. Значение горы в природе и жизни человека. 17.02.16
Различение растений леса. Соблюдение правил поведения в лесу 02.03.16
Знакомство с водой. Знание свойств воды 09.03.16
Значение воды в природе и жизни человека. Знакомство с рекой..14.03.16
Значение реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Знакомство водоема 1603.16
Значение водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). 21.03.16
Знакомство с огнем, свойства огня (полезные свойства, отрицательное). Значение огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. 23.03.16
Знакомство с частямси суток (утро, день, вечер, ночь).
. 04.04.16
Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности.
06.04.16
Определение частей суток по расположению солнца. 11.04.16
Знакомство с днями недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
13.04.16
Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.
18.04.16
Знакомство (различение) месяцев.
20.04.16
Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года Знакомство/различение календарей (настенный, настольный и др.).
25.04.16
Знакомство с временами года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года.. 27.04.16
Представление о годе как о последовательности сезонов. 04.05.16
Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года 11.05.16
Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года (осень зима) 16.05.16
Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года (весна лето) 18.05.16
Знакомство (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер)23.05.16
Соотнесение явлений природы с временем года 25.05.16
. Рассказ о погоде текущего дня 25,05,16