Сочинение – отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»


Тема урока: «Сочинение – отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Цели урока: создать условия для формирования умения «читать» картину, понимать идейный замысел художника, выражать основную мысль картины в сочинении, самим отбирать и систематизировать соответственный материал для написания сочинения-описания пейзажа
Планируемые результаты:
Личностные:  обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формирование интереса к учению.
Метапредметные:
Предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме
Регулятивные: построение плана, а не его основе и самого сочинения, учитывая причинно-
следственные связи, пространственные отношения
Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии, компонентов культуры
Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения раз-
ных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками
ход урока
Самоопределение к деятельности
Отгадайте загадку.
Рады, рады все на свете,
Рады взрослые и дети!
В гости снова к ним пришла
Кто? - Красавица... (зима)
 
-Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней. (Снегопад).
-А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.
Что за месяц лютый, вьюжный?
Назовите, дети, дружно -
Он Весне дает дорогу,
Защищает недотрогу,
Отправляясь на покой,
Зиму заберет с собой. (Февраль)
-А какой сейчас идёт месяц?
-Каким мы увидели этот месяц? – снежным, морозным, ветряным.
Иногда в старину этот месяц называли ветродуй.
- Почему его так называли? (В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.)
Февраль - самый короткий месяц в году, финал зимы. Последние холода. Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится меж голых берез и осин, забивает еловые лапы снегом. А в безветрие все засыпано инеем. Шелковистая вата снегов нежно румянится в свете заката.
Крепкие морозы в феврале бывают только по ночам. Днем в затишье начинает пригревать солнце. Недаром февраль, по народному календарю, двуликий месяц: и ЛЮТЕНЬ, и БОКОГРЕЙ.
День ото дня становится светлее. Почти на два часа прибавляется в феврале день. Впереди - предвесенье. Но еще зима, зима...
- Сегодня у нас в гостях зима. В каждом времени года есть своё очарование. Зиме посвящено много картин. Каждая картина хороша по-своему. Но сегодня мы особое внимание уделим картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь».II. Актуализация знаний
III. Постановка учебной задачи
«Искусство, искусство и искусство. С детских лет и до сих пор оно для меня – почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни», - писал И.Э.Грабарь
«Февральская лазурь» - самый известный пейзаж Игоря Эммануиловича Грабаря. Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга. В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел, как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», - подумал художник. Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1.Беседа по вопросам:
-Прослушав воспоминания И. Грабаря, можно ли сказать, что автор картины владел не только кистью, но и словом? (Да, он очень выразительно, красочно описал словами красоту февральского дня, его яркие и нежные  радужные краски.) 
- Что делает текст-описание особенно выразительным? (Метафоры, олицетворения, эпитеты.)
- Запишите наиболее яркие образные выражения, которые вы бы хотели использовать в сочинении. (Перезвоны и перекликания всех цветов радуги,  голубая эмаль неба, ритмичное строение ветвей, природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу...)
-А как по-другому можно назвать этот праздник? (Праздник  яркого февральского дня, радужных февральских красок.)
-Назовите прилагательные, обозначающие цвета, которые вы можете использовать в своём сочинении (лазоревый, жемчужный, коралловый, сапфировый, ультрамариновый).  
2. Беседа по картине:
-Картина называется «Февральская лазурь». Почему художник выбрал это название?
-Объясните значение слова лазурь. (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком)
-Когда бывает такое небо? (Такое небо бывает в феврале и марте в яркий солнечный день)
-А какое небо на картине Грабаря?
- Что нам помогает понять, что день, изображённый на картине, - солнечный? (Сверкают стволы берёз. На них тоже отблески солнца.)- Какова береза на переднем плане? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, о цвете прошлогодней листвы на её верхушке?
- Рассмотрите задний план картины. Что виднеется на горизонте? Что можно сказать о березках?
- Рассмотрите небо. Как меняется его цвет, какое оно наверху, какое у горизонта? Есть ли на нем облака?
- Рассмотрите снег. Много ли его? Какого он цвета на солнце? В тени?
- Приходилось ли вам наблюдать удивительную красоту в природе?
- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
-Какое настроение вызывает у Вас картина?
- Как вы думаете, почему картина вызывает именно такое настроение?
- Удалось ли художнику передать красоту зимнего леса?
- Почувствовали ли вы ликование природы?
3. Составление плана сочинения.
1 И.Э.Грабарь – мастер пейзажа.
2. Праздник природы на картине «Февральская лазурь»
а) зимний солнечный день
б) лазурное небо;
в) красавица береза;
г) удивительный снег;
д)дальний план.
3. Почему картина названа «Февральская лазурь»?
4. Чудо, подаренное художником.
4. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения.
- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения. (Слова день, небо, воздух, снег, берёза записаны на карточках. К ним записываются на доске слова-эпитеты)День – морозный, солнечный, ясный.Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.
5.Примерный текст сочинения
Передо мной живописный уголок русской природы, большое количество молодых и старых березок, символа нашей страны. На картине яркий солнечный и теплый день, ветерка совсем нет, деревья не колышутся. Завораживает голубое небо – настоящая февральская лазурь. Под яркими лучами солнца переливается и блестит всеми цветами радуги снег. На этом фоне березы смотрятся еще ярче и интереснее, их стволы сильно прогибаются, демонстрируя свою гибкость.
     Когда смотришь на картину, возникает ощущение, что художник рисовал ее снизу, будто он сидел на снегу и писал, от этого дерево выглядит выше, величественнее и мощнее. Береза выглядит такой высокой, что кажется, что она доходит до неба. Вдалеке небо выглядит светлым, чем ближе оно приближается к зрителю, тем сочнее и насыщеннее его цвет, они чистое и бездонное. Небо привлекает внимание зрителя, оно прописано очень четко, ярко и завораживающе. Когда смотришь на картину, кажется, что видишь не полотно, а настоящую природу, так точно удалось художник передать свою мысль.     На картине четко и аккуратно прописана каждая веточка березы, кое-где еще остались золотые листочки с прошлого года, точно передана текстура коры, наверное, картина писалась долгое время. У картины радостное настроение, все в предвкушении весны, вот-вот придет тепло, и веточки деревьев засияют новыми листочками, на ветках будут распевать трели птицы, строить себе скворечники, выводить птенцов, снова природа оживет и наполнится звуками.      На картине используется много синих оттенков, бледными оттенками написан снег, а темнее – небо. Вдалеке виднеется еще много берез, мы попали в настоящую березовую рощу!     Чувствуется восхищение природой, радость художника, которую он испытывает при написании картины, легкость штрихов придает картине мягкость. Когда смотришь на картину, на душе становится легко и свободно. Возникает ощущение, что ты находишься в березовой роще и в живую видишь эти деревья и вдыхаешь аромат приближающей весны.
6.Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.Дети самостоятельно работают над текстом. (Тихо звучит музыка.)
V. Рефлексия
Итог урока