Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»».

План-конспект урока по учебнику  «Русский язык.  4 класс». Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Тема: «Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»».
Цели урока:
учить описывать картину; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и развивать чувство прекрасного в процессе анализа репродукции картины;
формировать личностное отношение к шедеврам российской живописи;
воспитывать национальную гордость.
Оборудование:
Учебник «Русский язык 4 класс», картинная галерея учебника (Авторы: В. П. Канакина и В. Г. Горецкий).
Репродукция картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (на доске),
Репродукции картин зимней тематики ( небо на картинах должно быть облачным, серым ).
Ход урока:
I. Мотивация и целеполагание: -Сегодня у нас урок развития речи. Каковы задачи уроков развития речи? (учиться правильно говорить и писать) -Что мы должны сделать, чтобы успешно справиться с этой задачей? (внимательно рассмотреть картину и понять её сюжет; определить, какой текст будем составлять: описание или повествование; написать сочинение по составленному плану.) По мере ответов детей на доске появляются демонстрационные карточки с названием этапов работы над сочинением; после обсуждения эти карточки располагаются на доске в логической последовательности:
Рассмотреть картину.
Составить план сочинения.
Обдумать каждую часть.
Написать сочинение.
Проверить работу.
II. Подготовка к восприятию картины. Беседа о художнике И. Э Грабаре. -Сегодня у нас в гостях зима. В каждом времени года есть своё очарование. Художники-искатели красоты, конечно, заметили, как удивительна зима! Зиме посвящено много картин. На доске несколько репродукций. -Посмотрите на нашу зимнюю картинную галерею. Правда, красиво! Каждая картина хороша по-своему. Но сегодня мы особое внимание уделим картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Найдёте ли вы её среди других картин? -Как вы определили ? (По небу. На других картинах небо серое, белое или в облаках. И только на этой – синее лазурное небо. Поэтому картина так и называется. Мы уже видели её в картинной галерее нашего учебника) Учитель убирает лишние картины. -Что же  такое «лазурь»? (Светло-синий цвет, в словаре помечено – устаревшее слово.) Учитель обобщает: -Такая лазурь, синева для февраля большая редкость. Это подарок природы в самый разгар февраля – самого вьюжного месяца зимы. Художник не мог остаться равнодушным к такой красоте. -«Февральская лазурь» - самый известный пейзаж Игоря Эммануиловича Грабаря. Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. А когда я видела её подлинник в Третьяковской галерее, это было впечатление салюта, фейерверка! Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга. В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать,  и то будет бесподобно», - подумал художник. Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту.  Работа с упр.120. - В нашем учебнике есть текст об этой картине, прочитаем его.  - Как назвали эту картину зрители?  (Гимн – торжественная песня)                  - Как автор вспоминал о замысле картины? Найдите, прочтите.                               - Какие прилагательные использует автор? - Вспомните значение прилагательных. ( на доске появляются карточки с прилагательными )                                  
Лазоревый – нежно-голубой;  Жемчужный – цвет жемчуга, нежный, тёплый блестящий оттенок      белого;  Коралловые ветки – причудливо изогнутые нежные, хрупкие веточки; Сапфировый – ярко-синий цвет с блеском драгоценного камня.
Учитель обобщает:  -Художник выбрал самые точные и образные прилагательные для создания яркого образа своей картины.
III. Рассматривание репродукции картины «Февральская лазурь».  -Найдите репродукцию на страницах картинной галереи нашего учебника. Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь впустить в своё сердце этот праздник света и цвета.. Учитель даёт время на вдумчивое рассматривание репродукции.        Поделитесь своими впечатлениями ( Картина очень яркая по сравнению с другими , посмотришь  и хочется улыбнуться, мне нравится.)
IV. Беседа по содержанию картины. -Как думаете, почему художник именно так назвал свою картину?(Отвечают  2-3 ученика, учитель подводит итог.) -Когда смотришь на эту картину, в душе возникает праздник цвета, ощущаешь радость и восторг, как от красочного салюта. Ведь такую лазурь неба не часто увидишь зимой, и эту редкую красоту удалось передать художнику ( Женя М.) -Какие же цвета преобладают на картине? (Голубые, синие, белые, серебристые.) Учитель обобщает: -Художник вспоминал о поразивших его красках – я увидел перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба. -Какое утро изображёно на картине? (Солнечное, ясное, погожее, морозное.) -Что изобразил художник? (Снег, берёзы, небо, тени.) На доске появляются таблички с этими словами. -Каким вы видите небо на картине? (Голубое, нежно-синее, лазурное.) (На доске появляются таблички с этими словами.) Учитель обобщает: -Художнику удалось получить впечатление перезвонов и переливов голубых красок – от нежно-бирюзовых внизу до ультрамариновых наверху.(Если в детских высказываниях это слово не прозвучит, то сказать «ярко-синие») -Каков снег на картине? (Серебристый, нежно-голубой, искристый.) -Что видите на снегу? (Тени сапфировые.) -Почему тени так чётко видны? (День солнечный!) -Но главные на картине – берёзы. Рассмотрим их. -Какими мы их видим? Опишите их.  (Жемчужные, кружевные, коралловые ветки.) -Что можно сказать о стволах деревьев? (Могучие, изогнутые.) -Почему берёзы – жемчужные? (Цвет стволов нежно-белый, сверкает на солнце, как жемчуг, инеем покрыты веточки!) -Почему художнику захотелось нарисовать именно березы? (они ему очень понравились) Учитель обобщает ответы детей: -Верно, когда хочешь показать всем то, что тебе очень нравится и делаешь это взволнованно и талантливо, то и другим это нравится.
V. Работа над композицией сочинения. -Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде рассказа. Порядок в вашем тексте определяет план. А ваша задача – составить рассказ. -Прежде чем начать работать, определим каков же тип текста? (Описание.) -Какими будут части? (Вступление, основная, заключение.) Я  предлагаю такой план: (На доске плакат.)
Художник и его картина.
Солнечное февральское утро.
Гимн берёзам.
Тени на снегу.
Моё отношение к картине.                                                                                 
-Какой пункт плана будет вступлением? -Что относится к основной части? (2, 3, 4 пункты.) -А что является заключением?
VI. Обсуждение каждой части. -О чём надо написать во вступлении? Можно ли упомянуть о воспоминаниях самого художника?(Отвечают 2 -3 ученика.) -Как описать солнечное февральское утро, изображённое на картине?        (Отвечают 2- 3 человека.) Учитель обобщает: -Утро. Восходящее яркое солнце освещает берёзовую рощу, погода стоит чудесная. Будто зима праздновала какой-то небывалый праздник. Подберите слова, чтобы описать «гимн берёзам»  (Отвечают 2 – 3 человека) Учитель обобщает: -Жемчужные берёзы на картине устремляются ввысь, к небу, солнцу. Их коралловые веточки переплелись в лазоревом небе в причудливое кружево. Не забудьте описать иней, который украшает ветки. А каков же снег на картине? ( Отвечают 2-3 человека) Учитель обобщает: -Художник сам описывал снег, как драгоценную ткань: сапфировые тени на серебряном снегу. Работа над заключительной частью. -Какие могут быть варианты заключительной части? ( Надо рассказать, нравится картина или нет, объяснить: почему) Учитель обобщает: -Ребята, скажите, а баловал ли нас январь вот такими ясными и солнечными днями? ( таких дней почти не было) -Хотелось бы вам наяву, а не только на картине увидеть такое чудо – февральскую лазурь? -Можно ли об этом написать в заключении? (получится интересно)
VII. Запись сочинения. -«Сказкой инея и восходящего солнца» назвал И. Грабарь картину, изобразив просвечивающее сквозь ветви серебристых от инея любимых берёз восходящее солнце. -Попробуйте и вы нарисовать словами «свою зимнюю сказку». Дети самостоятельно работают над текстом. Учитель тоже пишет своё эссе. Тихо звучит музыка.
VIII. Итог. -Что помогло вам понять замысел художника и рассказать об этом? -Какие знания и умения вам понадобились, чтобы справиться с этой работой? -На уроке редактирования мы прочтём наши работы, поможем друг другу улучшить свои сочинения.