Презентация Технология деятельностного метода обучения


Технология деятельностного метода обучения «Великая цель образования-это не знания, а действия!» Герберт Спенсер Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности называется деятельностным методом. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом  учителя может стать деятельностный метод обучения. Что  же  представляет  собой  учение  как  деятельность?         Термин  «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  определяет  любую  активность,  любую  работу  человека.        Осмысленная  и  целенаправленная  деятельность  школьников  по  овладению  знаниями  определяется  как  учебная  деятельность.        Учебная  деятельность  не  дана  ребёнку  с  самого  начала,  её  нужно  построить  и,  как  всякая  деятельность,  учение  выполняется  на  основе  определённой  процедуры.        Начальная  школа  даёт  сегодня  не  только  базовые  навыки,  такие  как  умение  читать,  слушать  и  говорить,  а  формирует  устойчивую  потребность  в  саморазвитии,  самообразовании. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Что же означает деятельностный подход?Деятельностный подход к обучению предполагает:• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Типология уроковв дидактической системе деятельностного методаУроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:уроки «открытия» нового знания;уроки рефлексии;уроки общеметодологической направленности;уроки развивающего контроля. 1. Урок «открытия» нового знания.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.2. Урок рефлексии.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.4. Урок развивающего контроля.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Модель деятельностного урока «открытия новых знаний»Структура и логика содержания:Теория в практике (а не от теории к практике)Общее в частном (а не от частного к общему)Целое в части (а не от частей к целому)От задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)


Структура урока введения нового знания  I. Мотивирование к учебной деятельности (1-2 минуты) Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.  Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);устанавливаются тематические рамки (“могу”). Приёмы  работы:учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.) II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 минут)Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.Возникновение проблемной ситуацииМетоды постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий  диалоги;мотивирующий  приём  «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.) III. Постановка учебной задачи (4-5 минут) Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?») На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. IV. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. V. Первичное закрепление (4-5 минут) Цель: проговаривание нового знания,  (запись в виде опорного сигнала)фронтальная работа, работа в парах;комментирование, обозначение знаковыми символами; VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) (4-5 минут)Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания). Самоконтроль, самопроверка. VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)Сначала детям предлагаются задания, которые содержатновый алгоритм, новое понятие.Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - (2-3 минуты)Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.Вопросы:Какую задачу ставили на уроке?Удалось решить поставленную задачу?Каким способом?Какие получили результаты?Что нужно сделать ещё?Где можно применить новые знания?Что на уроке у вас хорошо получилось?Над чем ещё надо поработать? и другие. Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Таким образом, в процессе обучения деятельностный подход - это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами и теоретическими особенностями.