Классный час на тему Поговорим о доброте


ГКОУ «Шарьинская школа – интернат»


Воспитатель: Попова О.М.
Цель: * Развивать представление учащихся о добре и зле;
*Научить детей выделять нравственную сторону жизненных поступков;
*Развитие самооценки;
*Воспитание стремления совершать добрые дела.
Подготовительная работа:
Плакаты с пословицами и высказываниями: «Доброе слово человека, что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Человек живет век, а его доброе дело - два», «Спешите делать добро»; чашечные весы, таблички с надписями Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь и «капельки» - игрушки - добрые дела учащихся; лист ватмана, из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Ход классного часа. I. Вводная беседа
-Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте идобрых делах. Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое.Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель...(детипродолжают).
-Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье...(дети продолжают).
-Мы с вами живём на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (Ответы детей).
1 -и ученик. Достается не дешево
Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?
2-й ученик. Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Полезным мирным трудом?
3-й ученик. Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее- Хорошеть самому.
П. Путешествие на Планету Добра.
-Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы свами отправились в путешествие._Мы полетим туда на облаках, наволшебных, вот они опускаются, садитесь поудобнее.
Релаксация.
-Сели, закройте глаза, потрогайте какое облако? - мягкое,пушистое, начинаем подниматься.
Вам на облачке удобно, вот вы на небе, облако потихоньку поплыло, дует тихий теплый ветерок, вам хорошо и спокойно, внизу течет речка, в ней плещутся рыбки, вот вы летите над лесом, верхушки деревьев достают облака, лесные зверята машут вам лапками.
А там, вдали показалась Планета Добра, вы приземляетесь на красивый луг, тут много цветов, ваши облачка все ниже, ниже, вы прилетели. Откройте глаза, вам понравился полет на облаке? Итак, мы приземлились на Планету Добра.
Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем (Ответыдетей).
А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрыедела.
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить Желанье другого - Одно удовольствие, Честное слово!
На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он... О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
Хоть мама
Еще не вернулась с работы, Не трудно узнать Её думы, заботы. «Вернулась,
Хорошо бы пошить, почитать... Да надо с уборкой возиться опять». И ты совершаешь великое чудо- Пол засверкал, Засияла посуда! И ахнула мама,
Вернувшись домой: -
Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
Какого же человека можно назвать добрым? (Добрыйчеловек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минутуприйти им на помощь. Добрый человек бережет природу.)Можно ли заставить человека быть добрым?
Можно ли стать добрым на время?
Кто любит собак,
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла -
Тот людям вовеки не сделает зла.
(Р. Сеф)
-Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
III. Беседа по содержанию стихотворения «Любочка».
-Давайте послушаем стихотворение Агнии Львовны Барто«Любочка». Поразмышляйте, добрые в этом стихотворении героиили нет.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе,
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка?
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой ЛюбочкеВы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляя на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду! Едет Любочка в трамвае - Она билета не берет. Всех локтями раздвигая, Продвигается вперед. Говорит она толкаясь:
Фу, какая теснота! -Говорит она старушке:
Это детские места!Синенькая юбочка,Ленточка в косе,Вот какая ЛюбочкаВо всей её красе.
Какие же герои в этом стихотворении?
Какая же Любочка на самом деле?
В нашей речи должно быть больше теплых добрых слов.Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность,согреть душу.
Какие добрые слова вы знаете?
Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли поколичеству добрых слов, которые произносит человек, можносудить о том, добрый он или нет? (ответы детей).
-Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А еще, ребята, вам необходимо помнить: начатое дело нужно доводить до конца.
Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделатьв классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?
А как вы думаете, трудно ли быть добрым?
Что для этого нужно иметь? (добрую душу, доброе сердце).Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения
А. Барто «Вовка - добрая душа».
Добрым быть совсем - совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта - не пряник, не конфета.
-А сейчас вслушайтесь в пословицы русского народа одоброте и скажите, как вы их понимаете.
(На доске записаны пословицы).
Добро век не забудется.
Доброе дело само себя хвалит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
За добро добром и платят.
IV. Игра «Сказочный герой - добрый или злой ?»
- Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских сказок была тема добра и зло. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо руками.
Иван - царевич, Кашей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас - Барабас, Красная Шапочка, Баба -Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.
-А на какого героя вы хотели быть похожим? Почему?
Человек устроен так, что умеет отделять плохое от хорошего. Главное умение - научиться слушать себя, не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять. Воспитывать в себе твердый характер.
Научиться быть добрым очень сложно, но необходимо. Ведь добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, дающим вам добро. Недаром русская пословица гласит : «Доброе дело два века живет».
Анализ ситуаций.
Ученик возвращаясь из школы, увидел на перекресткестарика, который никак не решался перейти улицу. Мальчикподошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторонуулицы. Только старик собрался поблагодарить его, какмальчика возле него не оказалось.
Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить вмагазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за этоона должна его чем-то отблагодарить.
Почему мальчик из первого рассказа так поступил?
Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного?Почему?
-Какая пословица подходит к данному рассказу?От добра добра не ищут.
Скромность украшает героя.
З.Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского « Как белочка дятла спасла».
Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу. Сколько не стучит о лед, до коры не достучится. Сколько не бьёт клювом шишку, зернышки не вылущиваются.
Сел дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
Почему это ты Дятел плачешь?
Нечего есть, Белочка.
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.
Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Вопросы для анализа:
Какое чувство у вас возникло к героям сказки?
Почему радуются Белочка и бельчата?
Какое дело совершила Белка?
Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?
Какие добрые дела может сделать человек?
Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды или ответа. В каждом из вас есть маленькая частица доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек - тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту всегда.
И если кому -то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!.Вспомните и приведите примеры из личной жизни о взаимопомощи, о добрых делах. - Какую оценку вы можете дать себе?
V. Добро и зло на чашах весов.
-Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра илизла? Может быть на м помогут это узнать старинные весы? (Показсамодельных чашечных весов).
-На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: Зависть, жадность, Грубость, Предательство, Ложь).-Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесилачаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела высовершили, совершают люди вокруг вас и по капельке положим ихна чашу весов с добром.
Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут свою «капельку» (мелкие игрушки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».
-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни:капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - вреку, реки - в море добра.
Обобщение.
Чтобы делать добро, надо, прежде всего им обладать, У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе её - Доброту.
Слышишь, как звенят
В небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты,
Это хорошо,
А когда наоборот, - плохо.
Всем бывает хорошо, когда человек оставляет после добрый след. Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно общее доброе дело. На чистый листок ватмана каждый ребенок наклеивает заранее приготовленные детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.
Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этотмир», «Добро победило зло»).
Какое чувство вы испытали делая доброе дело? (делатьдобро очень приятно и радостно).
VI.Игра - тренинг «Волшебный цветок добра».
Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию).
-Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошегонастроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как онсогревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходитудивительный запах и приятная музыка. И вам хочется еёпослушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроениеэтого цветка внутрь, в своё сердце.
-Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
VII.Подведение итога.
Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте что-нибудь хорошего. (Дети выполняют). Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по - прежнему с вами..
Всего вам доброго.