Доклад из опыта работы Исследовательская деятельность в детском саду


Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни.
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В течение 4 лет я работаю над вопросами формирования у дошкольников потребности в здоровом образе жизни. В решении данной проблемы одним из важных направлений является исследовательская деятельность.
Начиная работу по этой теме, я поставила перед собой задачи:
Содействовать сохранению здоровья каждого дошкольника. Показать многогранную его природу на основе естественно – научных знаний. Сформировать у детей представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Обеспечить детей необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье. Формировать представления о том, что любые знания человека может приобрести самостоятельно путем наблюдения реальных объектов, явлений и событий. Путем исследовательских действий и экспериментирования, учить находить разные способы решения одной задачи. Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей.
В нашей группе создана и широко применяется опытно – экспериментальная мини – среда, которая стимулирует исследовательскую и познавательную деятельность, удовлетворяет потребности ребенка в освоение окружающего мира, познании себя, как человека. Она включает в себя: ростомеры для измерения роста детей, сантиметровые линейки, для измерения окружности головы, грудной клетки, модели термометров, градусники для тела, воды, весы, лупы, песочные часы, микроскоп, природный материал, красители, пипетки, колбы, вату, зеркала, и т.д. существует также подборка энциклопедической литературы, картинок, иллюстраций и плакатов, а еще – журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.В процессе проведения экспериментальной детской деятельности я придерживаюсь структуры, которая включает: постановку проблемы, отбор способов её решения, проверка гипотез предложенных детьми, формулировку выводов, фиксацию результатов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность дошкольников, побуждает их к самостоятельным исследованиям. Я считаю, что основной функцией педагога является не трансляция информации, а рациональная организация исследовательской деятельности по её усвоению, решению выявленных проблем.
Исследовательско – поисковую работу я провожу на интегрированных занятиях, в игровой и свободной повседневной деятельности детей, при нерегламентированном общении взрослого с ребенком. Тематика занятий, разработанных мною по данной проблеме, позволяет решить несколько педагогических задач: осуществлять познавательное развитие детей, давать им определенную сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, закреплять гигиенические навыки, формировать мотивацию на здоровый образ жизни и соблюдение основных принципов жизнеобеспечения, развивать логическое мышление, поощрять стремление к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.Работу по формированию привычки к здоровому образу жизни на основе исследовательской деятельности, я начинаю со своими воспитанниками со 2 младшей группы. Провожу простейшие опыты и наблюдения, в игровой форме учу детей различать и называть детей различать и называть части тела, уточняю, для чего нужны те или иные органы. Постепенно подвожу детей к выводу: все органы и части тела человека выполняют какую – то важную функцию, ненужных органов нет, поэтому свой организм надо беречь.
Старшие дошкольники более активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной наглядно – практической форме я обогащаю представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма и различных заболеваний. В этом возрасте объем изучаемого материала значительно увеличивается, тематика детских исследований становится более обширной: «Как устроена дыхательная система?», «Как органы человека помогают друг другу?», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Лето красное – для здоровья время прекрасное», «Витамины, полезные продукты и здоровый организм».
Для исследовательской деятельности важен метод самообследования, так, при ознакомлении с опорно – двигательным аппаратом человека мои воспитанники, выявили, сколько костей входит в состав отдельных частей скелета, а при ярком свете насколько лампы внимательно рассматривали кисти рук, сравнивая их с предложенными картинками строения конечностей человека и животного. Исследовательские действия помогли им понять, что скелет – это основа человека, он поддерживает и защищает все органы. Дети не только усваивали важность его для здоровья, но и придумали свой комплекс упражнений для разных частей тела, изобразили его в рисунках и теперь мы используем его в качестве физминутки на занятиях.
При изучении внешнего вида и строения кожи, дети с интересом проводили опыты, рассматривали кожу в лупу, изучали пальцевые рисунки, проверили кожную чувствительность, фиксируя результаты исследований в дневнике наблюдений. В процессе работы ребята поняли важность гигиенических процедур для своего здоровья и разработали памятку по уходу за кожей, которой придерживаются дома и в детском саду.
На занятии в подготовительной группе «Для чего нужен язык?», путем исследовательской деятельности мы с детьми выявили, что этот орган выполняет много разных функций: воспринимает вкусы, участвует в пережевывании пищи и в образовании речи. Они попробовали все эти полостью, которые выполняют сами и рекомендуют сверстникам и взрослым.
Помимо занятий мои воспитанники с удовольствием принимают участие в играх – конкурсах с элементами исследования: «Сколькими способами можно напиться?», «Какими способами можно очистить свою кожу?». Они дают детям возможность убедиться в том, что путем исследовательских действий выполнение любого задания можно варьировать, помогают закрепить гигиенические навыки, развивают воображение, умение мыслить нестандартно.
Весело и интересно проходят развлечения, на которых знания детей уточняются и закрепляются: «Готовимся к походу», «Что? Где? Когда?», «Путешествие всей семьей в весенний лес». В программу таких мероприятий мы включаем задания исследовательского характера, побуждающие детей к самостоятельной умственной и практической деятельности, активизирующие мышление, творческое воображение: «Что делать, если испачкались руки, а воды рядом нет?», «Как сделать воду из ручья пригодной для питья?», «Чем помочь книге, испорченной чернилами?»
Большое значение в развитии познавательной активности ребенка – дошкольника имеет семейное воспитание, поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников: проводим «Вечера вопросов и ответов», «Мастер – классы», организуем тематические фотовыставки. Темами заседаний «Круглого стола» стали: «Способы получения ребенком знаний», «Воспитание любознательности средствами природы», «Лечим простуду народными средствами. На таких мероприятиях родители обмениваются своим опытом, выработанным путем экспериментирования, проб и ошибок. В традиционных «Днях открытых дверей» дает родителям возможность «погружения» в жизнь нашего дошкольного учреждения, непосредственного участия в играх, занятиях, исследовательской деятельности. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке. Позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях. На собраниях «Клуба почемучек» дети вместе с родителями просматривают картины, книги, обсуждают телепередачи, вопросы бережного отношения к здоровью. Они получают возможность сообща разобраться в той или иной проблеме, с увлечением делятся своими знаниями и навыками.
Мой опыт позволяет сделать вывод. Что в процессе совместной исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни. Повышения уровня знаний по культуре здоровья, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становления личности, способной в рамках своего возраста принимать адекватные решения.