Урок «Семь чудес света» в 5 классе


Тема: Семь чудес света.
Тип урока: урок – сообщение нового материала.
Вид урока: урок – знакомство с памятниками культуры
Цель урока:
Образовательная:
•Формировать исторические знания о культуре;
•Расширить кругозор;
Воспитательная:
•Подвести детей к неоднозначной оценке деятельности исторических лиц;
•Эстетическое восприятие рукотворных памятников;
Развивающая:
•Развивать познавательный интерес к истории;
•Уметь частично прослеживать причинно-следственные связи;
•Уметь оперировать хронологическими знаниями, статистическими сведениями;
•Уметь работать с дополнительной литературой и другими источниками;
•Развивать устную связную речь;
•Формулировать свою точку зрения.
На доске: Семь чудес света.
Вопросы: Что? Где? Когда? Зачем?
Средства обучения: индивидуальные карточки – листы ( линия времени), выставка книг, проектор, слайды.
Учитель: Путешествие к семи чудесам света ведет не только в далекие края, но и в далекое прошлое. Сказочные города, дворцы, сады, храмы, статуи, о которых нам предстоит узнать, были созданы много тысячелетий назад: с ХХХ по III в до н. э
В те далекие эпохи жили народы, достигшие высочайшего культурного и социального расцвета. Их успехи в искусстве, науке и технологиях до сих пор поражают наше воображение. Это шумеро-аккадская, ассиро-вавилонская, крито-микенская, индская и другие цивилизации. Много великих событий свершилось с тех пор. Государства завоевывались, распадались. Целые народы исчезали с лица Земли. Одни цивилизации сменялись другими. Позабылась их письменность, никто не вспоминает языки, на которых народы общались. Однако влияние древних культур осталось: памятники архитектуры на многие века пережили своих создателей. Трудно представить, как сегодня развивалась бы цивилизация, если бы не культурное наследие прошлых веков.
Человек создал много прекрасных произведений искусства. Древние историки любили поспорить, насколько один храм затмевает другой, считать именно эту статую чудом света или есть красивее… И только семь выдающихся сооружений не вызвали ни у кого сомнений. Так возникло понятие «семь чудес света»
С давних времен числу «семь» придавалось особое значение. Его считали счастливым и приписывали волшебное, тайное значение.
Посмотрите вечером на звездное небо – в созвездиях Большой и Малой Медведицы – семь ярких звезд. В радуге – семь цветов. Число дней в неделе – семь.
И правда – необычное число.
Сменялись эпохи. Пролетали века, и только египетские пирамиды выдержали испытание временем. Остальные шесть чудес света давно исчезли с лица Земли. И о том, насколько они были величественны, неповторимы, совершенны, мы можем судить по тем минимальным сведениям, которые дошли до нашего времени.
На экране – слайды. Учитель рассказывает историю строительства семи чудес света. Учащиеся отмечают на листе – линии времени название, место, дату строительства, параметры строений.
1.Египетские пирамиды – Египет, Гизы, 2560 г до н.э., высота – 146,6 м., длина сторон – 230 м.2.Храм Артемиды – Греция, Эфес, 550 г до н.э., 127 колонн, высота - 18 м.3.Висячие сады Семирамиды – Вавилон (в 90 км от Багдада), 530 г до н.э., высота – 27 м., 4 яруса по 5 м.
4.Статуя Зевса – Греция, Олимпия, 430 г до н.э., 12 м, материал – дерево, золото, мамонтовая кость.5.Гробница царя Мавсола – Малая Азия, Персидская империя, область Кария, г. Галикарнас, 353г.до.н.э., высота - 40-50 м., 36 колонн, 24 ступени, квадрига.
6.Статуя бога Гелиоса – Греция, о. Родос, 280 г до н.э., более 30 м.
7.Александрийский маяк – Египет, Александрия, о. Фарос, 270 г до н.э., 130-140 м.
Учитель: Вот такие чудеса, разбросанные по всему свету, поражали людей в древности. А теперь проверим вас, ваше умение сравнивать.
1.Какое из чудес самое древнее?
2.Самое высокое?
3.Самое низкое?
4.У какого строения больше колонн?
5.Самое полезное?
6.И самое бесполезное?
7.Какое из них символизирует любовь?
8. Больше драгоценного материала использовано?
Вывод: Мы закончили путешествие в далекое прошлое. Хотя прошло очень много времени и осталось только одно из семи чудес, память людская сохранила их всех. И они поражают нас своей историей, архитектурой.