Урок литературного чтения «Красота и выразительность пушкинского стиха» (на примере стихотворения «Зимнее утро»)


Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику Н.А.Чураковой.
Тема урока: «Красота и выразительность пушкинского стиха» (А.Пушкин «Зимнее утро»).
Цели:
Познакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина;
формировать навык выразительного чтения, умение анализировать художественное произведение.
развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений;
создавать условия для развития чувства прекрасного.
создать условия для развития устной речи через формирование коммуникативных и речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания.
Ход урока
Орг. момент
Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу. Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь. Садитесь.
Введение в тему урока (эмоциональный настрой)
Я предлагаю начать наш урок с прослушивания музыкальной композиции Антонио Вивальди «Времена года».
- Какое время года вы представляли, когда слушали музыку? Почему? Поделитесь своими впечатлениями, что для вас значит зима? Какой она предстает в вашем воображении?
- А теперь, посмотрите, как художники помогают нам понять и почувствовать красоту зимней природы. ( Красота)
- А кто еще своим творчеством пробуждает в нас чувства прекрасного?
Гением русской поэзии считают А.С. Пушкина.
(Вывешивается табличка: Пушкин)
- Что вы можете о нем сказать?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
А название стихотворения связано с зимним временем года.
- Сегодня мы постараемся увидеть красоту и выразительность этого стихотворения.
3. Первичное знакомство со стихотворением.
Давайте познакомимся с текстом стихотворения, но раз уж мы сегодня говорим о людях творческих, то и прочтет его профессиональный артист Иннокентий Смоктуновский, а мы постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать нам поэт Пушкин.(просмотр видеофрагмента)
- Понравилось вам стихотворение? Какое настроение вам передалось? Что именно радует поэта?
От чьего лица ведется повествование? А чье присутствие ощущается?
Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите объяснение слов со звездочками и отметьте непонятные слова.
4. Анализ стихотворения.
Посмотрите на запись стихотворения. Что вы заметили?
Сколько строф в этом стихотворении?
Какая из них вам знакома? Можно ли её считать маленьким самостоятельным стихотворением?
Проверьте, есть ли еще здесь строфы, подчиняющиеся этому правилу?
Значит, каждую часть можно озаглавить.
Задание группе
Подберите заголовок для каждой части стихотворения.
(учащиеся составляют последовательность заголовков, а затем на доске восстанавливают последовательность картин)
Как можно назвать последовательность этих заголовков? (план)
Тема нашего урока красота и выразительность стиха. Какие приемы используют поэты и писатели для создания образов?
Задание группе
Исследуйте, какое настроение, чувства передает каждая строфа, какие изобразительно-выразительные средства языка помогли поэту ярко показать образ зимы.
(выразительное чтение каждой строфы, ответы детей)
Лексика 1 строфы противопоставляется лексике 2 строфы. Такой прием в литературоведении носит название антитезы. (Запись в тетради: противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства усиления выразительности речи называется антитезой)
— С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.)
5. Обобщение . Какое настроение у вас вызвал этот урок?
6. Домашнее задание (на выбор)
Выучить наизусть,
Написать Пушкину письмо и рассказать, чем понравилось стихотворение
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.