Урок краеведения История русского народного костюма


Урок краеведения «Особенности национального русского костюма» 4 классЛюбому человеку очень важно знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ему ощущение защищённости и значимости. 
На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа.  Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
Урок краеведения «Особенности национального русского костюма» 4 класс
Особенностью данного мероприятия являлось его нетрадиционность – посещение музея, выбор наиболее творчески активной группой детей роли экскурсовода и проведение ими экскурсии для других учащихся.
Выбор структуры и типа мероприятия был основан тем, что целью стояло:
- увлечение искусством, развитие чувства восторга, наслаждения, желания общаться с искусством;
- побуждение к творческому поиску материалов и его восприятию, закрепить и систематизировать приобретенные знания;
- воспитание и развитие эстетических чувств;
- развитие активности, сообразительности, умения работать в коллективе;
- формирование понимания связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
Из результатов проведенного мероприятия можно сделать следующие выводы:
- непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев – подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами музейных залов оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании творческой личности;
- знакомство с народным декоративно-прикладным искусством помогает учащимся почувствовать свою причастность к тому, что делается в его родном доме, что неразрывно связано с жизнью его региона, страны;
- изучение региональных художественных промыслов создает основу для трудового, эстетического и патриотического воспитания, приобщает к истокам народной культуры.
Следует объяснить учащимся, в чем заключается художественная ценность изделий народных мастеров, при каких условиях утилитарно-практическая вещь поднимается до искусства. Любой вид искусства выражает определенные идеи, следовательно, изделие творца одухотворенно, то есть воплощает его мысли и чувства. Это особенно важно в наши дни, когда все еще эквивалентны понятия «красивый» и «дорогой», когда высоко ценится не столько красивая, сколько чрезмерно украшенная вещь, когда сложная технология заменяет художественность и забывается насмешливая мудрость: «Не смог сделать красиво – сделал богато».
Истинно художественное народное произведение удовлетворяет не только эстетические интересы. Оно теснейшими узами связано с действительностью, на почве которой возникло. Поэтому выработка у учащихся умения принимать и чувствовать утилитарные и эстетические свойства образцов декоративно-прикладного искусства играет огромную роль в развитии их художественного вкуса, мировосприятия, внутренней культуры, а в конечном счете – культуры быта, взаимоотношений между людьми. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Воронежского края поможет учащимся понять его многообразие, самобытность и эстетическую значимость в современной художественной культуре нашего народа.
Цели:
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Воронежского края (народный костюм).
Сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
Привить интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
- познакомить детей с многообразием видов народного костюма Воронежского края;
- формирование чувства эстетического удовольствия от встречи с прекрасным в ходе экскурсии в Воронежский краеведческий музей;
- развитие индивидуально-творческих способностей учащихся, выбравших роль экскурсовода;
- формирование умения «экскурсоводной речи» у учащихся, пополнение багажа искусствоведческих знаний, отработка поведения в смоделированной ситуации.
Материалы:
- посещение Воронежского краеведческого музея;
- методические таблицы, фотографии с изображением мужской и женской одежды;
- дополнительная литература.
Предварительная подготовка
Посещение музея – событие в жизни ребенка (посещение учеников 4 класса экспозиции «Народный костюм Воронежского края» в Воронежском краеведческом музее). Учащиеся познакомились с комплексами мужской и женской одежды на территории Воронежской области.
При подготовке ребята познакомились более подробно с историей возникновения музея, с народным декоративно-прикладным искусством Воронежского края, с историей русского народного костюма. На основе этих материалов были подготовлены сообщения учеников. Была обыграна модель поведения в роли экскурсовода.
Ход мероприятия
Посещение Воронежского краеведческого музея. Проведение экскурсии для учеников 3 класса.
Сообщение темы мероприятия.
Учитель
Народный костюм – это цельный пластический организм, на сложение и эволюцию которого оказывают влияние имеющиеся в наличии на данный период материалы и орнаментальная структура, складывающаяся под воздействием миропредставления народа. В народном костюме символическими были каждая деталь и цветовая гамма.
Выступления учащихся с сообщениями.
Ученик 1
Знаете ли вы, какой костюм могла иметь ваша прапрапрабабушка? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?
Взгляните на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались традиций.
Ученик 2
Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: красна девицы, красны молодцы, весна-красна. Слово же «прекрасный» означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию «прекрасный человек».
Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом.
Яркий малиновый, нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, «горели», напоминая закаты и восходы солнца.
Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный. Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами.
Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти. Голубой цвет применялся очень редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх.
Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу. Если черный цвет ткани выгорал на одежде или линял, и ткань становилась коричневой, предмет немедленно перекрашивался, а нашитые украшения отпарывались и заменялись новыми.
Черный цвет – излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Черный цвет квадратов поневы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Черный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов. Черными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.
Ученик 3
Одежда сел междуречья Тихой Сосны и Потудани (бывшие Острогожский и Бирюченские уезды) стала своеобразной визитной карточкой Воронежской губернии. Костюм состоял из поневы с прошвой, рубахи с прямыми поликами, головного убора «сороки», короткого передника, пояса-покромки.
Поневу шили из черной или темно-синей шерстяной клетчатой ткани. Три полотна поневы расшивали шерстяными нитями, а четвертое – «прошву» не украшали, прикрывая ее фартуком -«завеской». Особенно красиво расшивали низ («оклад») поневы. Узоры на нем носили названия: «в четыре глаза», «в два круга», «в сосенку» и другие. У пожилых крестьянок в украшении поневы использовались темно-бордовые неяркие цвета.
Ученик 4
Рубаху шили из белого конопляного холста. Ворот рубахи обшивали небольшим воротником-стойкой. Рукав собирали внизу на манжет, из-под которого выпускали оборку (брыжж») из красного кумача. Верх рукава расшивали черными шерстяными нитями геометрическим орнаментом. Вышивка выполнялась мелкими стежками длиной 2-3 мм, что создавало ощущение, будто орнамент нарисован тонким пером. Наиболее используемая фигура в воронежской вышивке – ромб. С давних времен изображение ромба с крючками символизирует плодородие. В орнаментации воронежских ромбов можно увидеть изображение солнца в виде свастики, равноконечного или косого креста. расшитой золотыми нитями («золотой ремень»). Такие рубахи молодые женщины и девушки надевали на праздники, хороводы и свадьбу. У пожилых женщин рукава рубахи отделывали белым кружевом или мережкой, черный цвет исключался.
Ученик 5
Короткий фартук -«завеску» изготовляли из белого полотна и вышивали, как и рубаху, черным геометрическим орнаментом.
Пояс-«покромка» - неотъемлемая часть костюма крестьянок указанного района. Пояса длиной 2,5-3 метра ткали из черной шерсти, концы его красиво декорировали аппликациями из лент, обшивали разноцветной шерстью и бисером.
Основой женского головного убора была рогатая кичка. На нее надевали «сороку» в виде маленькой шапочки из позумента на твердой основе и с высоким гребнем сзади. Сороку расшивали золотыми нитями, блестками, бисером. Сзади голову закрывали «позатыльником» из бархата малинового, черного или фиолетового цветов, выложенного лентами, круглыми шерстяными розетками, позументом.
Праздничную обувь – коты надевали на несколько пар белых шерстяных чулок. По народным представлениям красивыми считались женщины с толстыми, столбообразными ногами: они прочно стоят на земле и являются опорой семьи.
Девичий костюм в этом районе состоял из сарафана, сшитого из черной овечьей шерсти, рубахи с черной вышивкой, пояса. Головной убор – «венец» представлял собой повязку из парчи или позумента с подложкой из картона или грубого холста. Венец украшали бисером, махрами из разноцветной шерсти.
Ученик 6
В одежде села Новая Ольшанка Нижнедевицкого уезда прослеживаются черты, характерные для Рязанской губернии. Рукава рубахи орнаментировали еле заметной черной вышивкой или полосами красного тканья. Поневу изготовляли из темно-синей шерсти в крупную клетку. По нижнему краю поневы нашивали 3-4 ленты. Черный пояс с большими яркими лопастями украшал костюм сзади. Поверх рубахи и поневы надевали красный передник – запан. Головной убор – «шлычок» - в виде мягкой шапочки из ситца с красиво расшитым очельем, покрывали темным, с золотыми цветками платком. Девушки в этом районе носили черные шерстяные сарафаны и белые туникообразные запаны с рукавами. Венец украшали круглыми пушками из шерсти или гусиного пуха.
В селе Першино Нижнедевицкого уезда в праздничном костюме преобладает темная гамма цветов. Белую рубаху с красно-черной вышивкой на рукавах носили с черной, коричневой или темно-фиолетовой юбкой и черным фартуком. В начале XX в. деревенские модницы надевали в праздники четыре юбки – две красные и две черные. Женщины носили сложную повязку из платка. С боков под платок подтыкивали крашеннные в разные цвета петушиные или индюшачьи перья.
Ученик 7
Поселения цуканов, переселившихся из центральных районов России, компактно располагались в бассейне реки Хворостань. Костюм этой группы населения сохранил архаичные черты. Рубаху шили с длинными, сужающимися книзу рукавами. Украшали их красными тканными полосами, кружевом, нашивками из кумача и блесток. Поневу изготовляли из трех полосок красной клетчатой ткани, по шву из синего или красного фабричного материала. Длинный туникообразный передник с рукавами украшали плетеным кружевом, белыми, красными полосами ажурного и закладного ткачества. Сороку дополняли большим количеством бисерных подвесок. Вес наиболее праздничных головных уборов достигал 8,5 кг.
Большую часть населения сел Землянского, Воронежского, Задонского уездов составляли однодворцы – потомки служилых людей, охранявших в XVI – XVII в.в. южные рубежи России.
Женский костюм этих мест имел сдержанный колорит. Белую рубаху с большим сложным воротником шили из белой кисеи или холста. Рукава рубахи украшали по низу широкой оборкой из лент или кружева. С такой рубахой носили красочную полосатую юбку из шерсти. Женщины-однодворки носили короткие (до талии), расклешенные, с мелкими оборками на спинке душегрии. Шили их из золотистой парчи или малинового шелка. Кокошник обшивали серебристым позументом или парчой и отделывали по краю черной бархатной лентой, чтобы подчеркнуть белизну лица. Женщины носили такой головной убор до тех пор, пока им не исполнялось 35-40 лет.
Ученик 8
Костюмы бывшего Павловского уезда состояли из поневы, рубахи, запана, покромки. Рукава рубахи почти полностью были покрыты вышивкой, выполненной шерстью разных тонов желтого, малинового, зеленого, синего, розового цветов. Белые передники с рукавами – «запаны» - расшивали так же, как и рубаху, разноцветным геометрическим орнаментом. К подолу пришивали красочную шерстяную бахрому, заканчивающуюся белым бисером. В праздники молодые женщины надевали кокошник. Кроме кокошника замужние женщины носили «обвязку» - мягкий платкообразный головной убор с подвесками из бисера, нашивками из пестрых лент, блесток, пуговиц. Женщины Павловского уезда использовали множество нагрудных украшений, сделанных из крупного бисера.
В Бобровском уезде, в селах, заселенных дворцовыми крестьянами женский костюм состоял из сарафана, рубахи, передника, пояса и кокошника. Рубаху шили из белого полотна с густыми сборками у горловины и манжет. Рукав украшали вышивкой белыми нитями. Шелковый передник украшали кружевом. Подпоясывали костюм плетеным поясом или муаровой лентой. В этих селах девичий и женский костюм различались лишь по головному убору. Женщины надевали кокошник в виде круглой шапочки с невысоким околышем из серебристой парчи, малиновым бархатным верхом, расшитом растительным орнаментом.
Ученик 9
Мужская одежда Воронежского края была более однотипной, чем женская. В состав костюма входила рубаха, порты, пояс, обувь, головной убор. Праздничные рубахи украшали тканьем или вышивкой по вороту, разрезу на груди, краю рукавов и подолу. Орнаменты на рубахах и техника их исполнения были те же, что и у женских рубах. Как правило, мужские рубахи шили с косым разрезом ворота, то есть – косоворотки. Порты изготовляли из полосатого домотканного материала или набойки. Зимой поверх полотняных портов надевали суконные штаны. Обязательной принадлежностью как женского, так и мужского костюма был пояс. Находиться в обществе без пояса считалось крайне неприличным, а распоясать человека означало обесчестить его. Кроме того, русские считали, что пояс оберегает человека от нечистой силы (особенно от лесных и домашних духов), способствует благополучию и удаче того, кто его носит. У русских широко бытовали тканые, вязанные и плетеные пояса. Изготовляли из льняной и шерстяной пряжи.
Ученик 10
Верхняя одежда, которую надевали поверх комнатной, была многообразна. Мужская верхняя одежда отличалась от женской отделкой и украшениями, крой же был практически одинаков. Шили верхнюю одежду из сукна, шерстяной ткани, меха и украшали вышивкой, аппликациями из кожи и ткани.
Зимой носили шубы, тулупы, полушубки черного и коричневого цвета. Как правило, надевали их мехом внутрь. Одежда из овчины (тулуп и шуба) была обязательным атрибутом свадебного наряда. Считалось, что мех животного служит оберегом для жениха и невесты от недоброго человека.
Ученик 11
Русские прялки – неизменные спутницы крестьянских женщин. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И поэтому ее старались украсить и сделать особенно нарядной.
Прялку – подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, и составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце. Разнообразны русские прялки: их различают размеры, форма лопасти, ножки, декоративные украшения. Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно.
Мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялки. В верхней части это различные выступы – «городки», обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – «серьги» - символы восходящего и заходящего солнца, на ножке прялки можно увидеть изображение ромбов или квадратов. Это символы земли, которая иногда представлена сценками из жизни людей.
Подведение итогов занятия.
Учитель
Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.
Общий характер русского народного костюма, который сложился в быту на протяжении многих веков, всегда соответствовал и внешнему облику русского человека, и образу его жизни, труда, характеру и национальному идеалу красоты.
Рефлексия
На уроке краеведения «История русского народного костюма на территории Воронежской области» была создана обстановка для обмена впечатлениями, которые оставили глубокий след в душах детей. Первые впечатления – самые сильные. Я хотела, чтобы посещение музея стало праздником для ребенка, осталось ощущение прекрасного, удивление, радость, что неоценимо в формировании творческой личности. Главной наградой для меня стали горящие интересом, задором и азартом глаза и прекрасное настроение.