Методическая разработка по изобразительному искусству Декоративное рисование.Роспись матрешки

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА во 2,4 классах
Декоративное рисование. Роспись матрёшки

Цель для учителя: расширение представления детей о народных промыслах России.
Цель для учащегося: уметь различать виды матрёшек, основные виды и приёмы их росписи.
Оборудование: презентация "Роспись матрёшки», образцы Загорской, Семеновсков и Полхов-Майданской матрёшек, 6 матрёшек для игры.
Оборудование для учащихся : акварель, кисти, заготовки матрешек, скатерти, влажные салфетки, стаканы-непроливайки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. УУД.
1.Личностные:
-уметь проводить самооценку своей работы;
-понимать искусство как значимую часть сферы человеческой жизни.
- развивать бережное отношение к народным промыслам, людям труда,
-знать и ценить историю своей страны.
2. Предметные:
-уметь определять вид росписи матрёшки,
-научиться передавать в рисунке элементы росписи.
3. Регулятивные:
- понять цель, поставленную перед ними,
- определить последовательность росписи.
4. Познавательные:
- учиться сравнивать объекты,
- выделять нужную информацию из информационного листа.
5.Коммуникативные:
-уметь сотрудничать с товарищами, высказывать свою точку зрения, задавать вопросы друг другу;
-делать простые выводы;
- участвовать в диалоге.

ХОД УРОКА
Проблемный вопрос
На доске четыре предмета: цветок шиповника, петушок в корзинке, фартук, сарафан. Что объединяет эти предметы? (Это предметы, относящиеся к матрешке) Ответ на этот вопрос мы дадим в конце урока.
Учитель.
У каждого народа есть свои замечательные куклы. В России такой куклой стала матрешка. И хотя этой игрушке уже более 100 лет, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.
Кому первому пришла в голову идея раскрашивать красками изделия из дерева: чурок липы либо берёзы неизвестно, но однозначно идея хорошая и интересная. Сегодня мы не будем касаться истории создания матрёшки. Этому будет посвящен наш классный час. А мы поговорим об особенностях росписи русской матрешки.
Видеоотрывок из передачи «Русская культура» - «Русская матрешка» (1мин.28с)
Учитель.
Видов росписи матрешек несколько. Называются они по месту возникновения народного промысла: семеновская, вятская, сергиево-посадская, тверская, полховско-майдановская. Названия самых распространенных и узнаваемых в нашей стране висят на доске (названия 3-х групп висят на доске).Каждый народный промысел отражает определенное мастерство поколений.
Но любой человек скажет: "Ну как же, куклы-то разные." Да, разные, но ровно настолько, насколько могут быть разными два разных комплекта матрешек. А дело все в том, что искусство росписи никогда не развивалось обособленно, а мастера имели обыкновение друг у друга подсматривать. Потому русская матрешка сделана, как говорится, по образу и подобию самой первой (рисунок самой первой матрешки). Этот образ и есть исконный русский, из которого складывается образ детской игрушки под названием "Русская матрешка".
Стихотворение (ученица)
Много видов у матрёшки
Ведь она из разных мест.
Есть загорская, тверская,
И семёновская есть,
Полховская, вятская –
Вот какая разница!
Давайте их сейчас сравним,
Наряд её определим.
Ведь чтоб её нарисовать,
Отличия необходимо знать.

Работа с информацией по основным трём группам росписи и заполнение таблицы.

Каждой группе даём лист с информацией (приложение1) и лист с незаполненной таблицей (приложение2):
1,4 группы - семеновская матрешка
2,5 группы – сергиево-посадская или загорская
3,6 группы-полховско-майданская матрёшка.

У каждой группы на столе лежит информационный лист по одному из видов матрешек и пустой лист с таблицей(называем группы). Наша задача сравнить 3 основных вида матрёшек. Для чего? (Уметь определять вид росписи матрёшки, научиться передавать в рисунке элементы заданной росписи, определить план росписи матрёшки)
Приложение2. Таблица
Параметры сравнения
Семёновская матрёшка

Сергиево-Посадская или Загорская матрёшка
Полховско-майданская матрёшка

ЛИЦО
Форма лица.
Выбери: круг, овал





Волосы. Нарисуй






Цвет волос. Запиши или обозначь





Форма глаз. Нарисуй






Нос. Нарисуй






Губы. Нарисуй






Румяна на щёчках
(выбрать круглые четкие или бледные размытые как настоящие).Запиши




Платок
Цвет платка. Запиши или обозначь





Основной узор на платке. Нарисуй





Как завязан платок? Нарисуй или напиши




Передник
Передник или фартук? Выбери





Основной рисунок
Нарисуй или напиши





Основные цвета росписи





Физминутка -игра «Музыкальная матрешка».

Дети встают в круг. Под музыку передают Матрешку. По окончании музыки, тот у кого в руках осталась матрешка, выполняет движения, согласно стихам:

*У кого в руках матрешка, тот попляшет с ней немножко!
* У кого в руках матрешка, тот похлопает в ладошки!
*Кто матрешку в руки взял, тот красиво приседал!
* У кого в руках матрешка, помяукай нам как кошка!
* У кого в руках матрешка, улыбайся всем немножко!


Проверка правильности заполнения таблицы. Работа с документ-камерой.
Группа осуществляет проверку при помощи зеленой ручки у группы, работающей по этому же направлению. Внимание на экран.
Учитель работает при помощи документ – камеры (показывая образец элементов росписи)

Игра «Угадай матрёшку» (презентация)

Работа по росписи матрешки. У каждой группы лежат заготовки матрёшек того вида, по которому вы работали. Ваша задача расписать лицо, платок и передник игрушки.

Выставка работ. Рисунки помещают под вывесками с названием народного промысла.

Итог урока. Вернемся к началу урока. Что же объединяет предметы: цветок шиповника, петушок в корзинке, фартук, сарафан?

Рефлексия. Продолжи фразу (последний слайд)

Приложение2. Таблица

Параметры сравнения
Семёновская матрёшка

Сергиево-Посадская или Загорская матрёшка
Полховско-майданская матрёшка

ЛИЦО
Форма лица.
Выбери: круг, овал






Волосы. Нарисуй







Цвет волос. Запиши или обозначь





Форма глаз. Нарисуй







Нос. Нарисуй






Губы. Нарисуй







Румяна на щёчках
(выбрать круглые четкие или бледные размытые как настоящие).Запиши




Платок
Цвет платка. Запиши или обозначь





Основной узор на платке. Нарисуй







Как завязан платок? Нарисуй или напиши




Передник
Передник или фартук? Выбери





Основной рисунок
Нарисуй или напиши







Основные цвета росписи






‡ђ Заголовок 1‡ђ Заголовок 2‡ђ Заголовок 315