Статья на тему Организация эколого-краеведческой работы в школе



Организация эколого-краеведческой работы в школе
Организация эколого-краеведческой работы в сельской школе имеет свои трудности. Во-первых, практически вся издаваемая литература по экологии ориентирована на изучение проблем городской экологии, и в первую очередь изучению загрязнения окружающей среды. Во-вторых, экология как предмет не входит в учебную программу средней общеобразовательной школы и изучается только в рамках географии, биологии и химии. Следовательно, к экологическому образованию школьников не уделяется должного внимания.
Поэтому, важную роль в экологическом образовании школьников играют внеурочные дополнительные формы работы, в первую очередь участие в экологических кружках.
В 2012 году в нашей школе на занятиях эколого-географического кружка было сформировано детское экологическое объединение «БЭМ» («Берегите этот мир»). Этим объединением и проводится эколого-краеведческая работа в нашей школе.
Эколого-краеведческая работа с учащимися создает благодатную основу для воспитания у них любви к родной природе, своему краю. Особое внимание к изучению родного края связано с ухудшением природной среды, нерациональным использованием природных ресурсов, что очень сильно отражается на растительным, животном мире и самом человеке.
Изучение экологии в сочетании с краеведческим подходом, повышает в значительной степени познавательный интерес учащихся и позволяет организовать целенаправленную, увлекательную творческую работу.
Эколого-краеведческая работа в нашей школе включает следующие направления: учебно-исследовательскую деятельность, природоохранную и учебно-просветительскую работу.
Учебно-исследовательская деятельность   является центральным звеном воспитательно-образовательного процесса и включает следующие этапы:
Формулирование темы исследовательской работы.
Изучение литературы по выбранной тематике.
Консультация с опытными учителями района, работниками Республиканского детского эколого-биологического центра МНО РБ.
Конструирование исследовательской работы (определение структуры и содержания).
Составление выводов.
Оформление работы.
Составление тезисов выступления.
Подготовка вспомогательного материала (гербарии, картосхемы, фотоальбомы, полевые дневники, видеоматериалы).
Учебно-исследовательская деятельность состоит в организации и проведении экологических практикумов, эколого-краеведческих экскурсии, выполнении проектных заданий.  
В основе экологического практикума лежит исследовательский подход, предусматривающий использование несложных методов исследования. Во время полевого экологического практикума учащиеся работают индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека: организуют наблюдения, эксперименты, отбирают пробы, проводят съемку местности и т.д.
Главной формой учебно-исследовательской работы является эколого-краеведческие экскурсии и походы на природу и местные промышленные и сельскохозяйственные предприятия и организации сферы услуг.
Во время экскурсии на природу школьники изучают лекарственные, редкие и неизвестные растение, делают гербарии, фотографический материал, а потом на занятиях кружка определяют их названия, видовую принадлежность. Отмечают места произрастания отдельных видов.
Посещая местные животноводческие и частные промышленные предприятия, учащиеся обращают внимание на соблюдение санитарно-экологических норм, благоустроенность и чистоту территории предприятий.
После экопрактикумов, походов и экскурсий, учащиеся выбирают себе для исполнения какой-либо проект, как правило, – проведение самостоятельного исследования со всеми присущими этому виду творчества формами деятельности – постановкой задач, подбором методик, сбором материала, его обработкой, осмыслением, написанием реферата (отчета) и его защитой. Фактически, выполнение проекта аналогично выполнению курсовой (дипломной, диссертационной) работы, но на уровне, соответствующем школьному возрасту.
Учебный экологический проект – это комплексное многопредметное задание, целью которого является создание условий для развития у детей чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности.
Написание проектных работ решает следующие задачи:
изучение местной экологической обстановки;
содействие улучшению экологической ситуации практической природохранной деятельностью;
привлечение внимания общественности к экологическим проблемам местности.
Школьный проект охватывает такие направления исследования сельской среды, как:
изучение флоры конкретного растительного сообщества;
изучение лекарственных, медоносных, дикорастущих пищевых и редких видов растений окрестности села;
изучение водоемов и их экологического состояния;
изучение влияния деятельности человека на биоразнобразие в сельских экосистемах;
изучение общественного мнения населения о состоянии окружающей среды.
Цель природоохранной деятельности заключается в воспитании у школьников эколого-практических знаний и умений, позволяющих им вести активную деятельность по защите окружающей среды, памятников природы.
Учащиеся нашей школы выполняют практические работы по охране природы родного края. Очищают русла рек, расчищают родники, проводят их паспортизацию. В с. Анясево следят за чистотой реки Мияки, чтобы население не выбрасывало бытовой мусор, проводят с жителями беседы. Раздают памятки о необходимости поддержать в чистоте и порядке свою территорию. Школьники оказывают посильную помощь в посадке деревьев, террасировании крутосклонов реки Мияки, очистке леса и обработке деревьев от вредителей, сборе лекарственного сырья. В осенне-весенний период на территории пришкольного участка и закрепленных за школой территориях школьники проводят экологические субботники.
Ежегодно учащиеся принимают активное участие в различных экологических республиканских акциях и конкурсах и др.
Самой увлекательной и интересной практической деятельностью учащихся является занятие на местности. Учащиеся выявляют места произрастания редких видов первоцветов, заполняют анкеты о раннецветущих растениях, паспортизируют ареалы обитания исчезающих видов, проводят экскурсии, рейды по контролю за состоянием мест обитания, выявляют случаи сбора редких видов, создают гербарии и фотографический материал.
На протяжении нескольких лет учащиеся участвуют в организации микрозаказника в местечке Сементау. Здесь на территории с общей площадью 4 га произрастают редкие и охраняемые растения: сон-трава, горицвет весенний, первоцвет лекарственный, ветреница лесная, медуница, волчье лыко, купальница европейская, валериана аптечная, девясил высокий, дикая вишня и миндаль низкий и др. На этой территории запрещена пастьба скота, сенокошение ведется выборочно. В этом году на косогорье Сементау учащимися были посеяны семена ясенца кавказского – памятника природы Миякинского района.
Учебно-просветительская деятельность заключается в пропаганде экологических знаний среди учащихся школы и населения села и включает в себя:
1. школьные и районные эколого-краеведческие конференции и семинары, посвященные презентации учебно-исследовательских работ учащихся, отражающих актуальные проблемы окружающей среды;
2. составление и распространение листовок, обращений, благодарственных писем, предупреждений жителям села;
3. экологические конкурсы (рисунков, листовок, плакатов).
В школе традиционно проводятся недели географии и экологии, в рамках которой проводятся конференции, тематические выставки рисунков, плакатов, информационных бюллетеней, листовок по охране окружающей среды.
Учащиеся школы принимают активное участие во всех общешкольные экологических мероприятиях, проведении экологических конкурсов и акций, и становятся их победителями.
Лидеры экологического движения являются инициаторами школьных природоохранных мероприятий, коллективных творческих дел, читают экологическую литературу.
Многие учащиеся, определили свою профессиональную ориентацию, поступили в вузы по специальности экологической направленности и обучаются по таким специальностям, как социокультурный сервис и туризм, учитель географии и экологии.
Таким образом, выпускники школы проявляют достаточно высокий уровень экологической культуры:
владеют системными знаниями об экологических взаимодействиях природы, человека и общества, об экологических проблемах современности и способах их разрешения;
обладают умениями вести диалог, дискуссию, проявляя твердые убеждения в необходимости проводить природоохранные мероприятия, бережного отношения к природе как одной из главных жизненных и нравственно-эстетических ценностей;
владеют умениями и навыками осуществления природоохранной деятельности - экологически целесообразным поведением и деятельностью, настойчивым стремлением к активной охране и восстановлению окружающей природной среды, к здоровому образу жизни.
15