Внеклассное мероприятие: «Память душу мне войной не рви…»

Работа для участия в Республиканском конкурсе творческих работ студентов и педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования Республики Крым «Я говорю о войне»

Тема внеклассного мероприятия: «Память душу мне войной не рви»
Автор: Шинькарук Надежда Васильевна.
Должность: преподаватель русского языка и литературы.
Образовательное учреждение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Армянский колледж химической промышленности» (296012, Республика Крым, г. Армянск, ул. Больничная, 2. Телефон: 3-11-30, e-mail: 035@crimeaedu.ru).
Номинация: «Профессионалы своего дела».
Направление: «Сценарии классных часов и внеклассных мероприятий на тему конкурса».


Цели мероприятия:
расширить знания студентов о событиях Великой Отечественной войны;
познакомить студентов с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души подростков; показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны;
развивать творческие способности студентов, навыки устной речи, выразительного чтения стихотворений;
воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за героическое прошлое страны.
Оборудование: ноутбук, медиапроектор, колонки, презентация, аудиозаписи, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], коллаж из портретов и фотографий военной прозы.

Ход мероприятия
Вступительное слово преподавателя.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем!
(А.Т. Твардовский)
Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. 
Несомненно, самый яркий, самый радостный и самый трагичный праздник в мае – это День Победы. Всё дальше в глубину веков уходят события Великой Отечественной войны. Но никогда не изгладятся они из памяти людей, которые полной мерой испили горечь потерь и радость побед.
Наше мероприятие называется «Память душу мне войной не рви».
Сегодня вы услышите стихотворения, отрывки из прозаических произведений, увидите инсценировки глав из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин» и произведения И. Л. Сельвинского «Аджи-Мушкай».
Память о беспримерном подвиге народа навеки отлита в бронзу, но самые проникновенные памятники это стихи и проза. Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Стихотворения и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляя мужество защитников. Вместе со всеми показали героизм и самоотверженность поэты и писатели. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них М. Кульчицкий, Н. Майоров, А.Гайдар, М. Джалиль, А. Алиш, И. Уткин, Ю. Крымов, А.Гайдар. «Они ушли не долюбив, не докурив последней сигареты».
Сегодня, спустя много лет после войны, нам дорого каждое слово, написанное о ней. Когда мы листаем книги, перед нами вновь и вновь проходят дни и годы, орошённые слезами мужчин, женщин и детей.
Студент. Для советских людей 22 июня 1941 года стало черным днем календаря. Тысячи немецких орудий открыли огонь по заранее разведанным целям на нашей земле. Авиация обрушила бомбовые удары по нашим аэродромам, железнодорожным узлам, городам. Стратегический план ведения войны против Советского Союза имел условное название «План Барбаросса»,   он предусматривал  внезапное нанесение мощных ударов крупными силами танковых войск и авиации с целью разобщить, окружить и уничтожить главные силы Красной Армии, находившейся в западной части СССР,  а затем продолжить стремительное наступление.
Студент (читает наизусть стихотворение В. Лебедева-Кумача «Священная война»)
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой 
С фашистской силой темною,  С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная 
Вскипает, как волна,   Идет война народная,  Священная война! 
Не смеют крылья черные 
Над Родиной летать,  Поля ее просторные 
Не смеет враг топтать! [3] 
(Звучит песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война»).
Студент (читает наизусть стихотворение С. Щипачева «22 июня 1941 года»)
Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли, Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним  руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось! [6] 
Преподаватель. Немецким оккупантам не удалось осуществить молниеносный план разгрома СССР. Уже с первых минут вторжения на нашу землю враг столкнулся с отчаянным сопротивлением и героизмом советского народа. Оборона Брестской крепости в июне  - июле 1941 года – это подвиг наших воинов,   ценой жизни, задержавших наступление врага. Стойкостью и мужеством бойцов были поражены даже враги, которые перед этим победоносно прошли почти всю Европу.
Студент.
Блокада Ленинграда. Наиболее трудный и трагический период в жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны продолжался с 8 сентября 1941года по 27 января 1944 года, город был блокирован врагами. Немецко-фашистская армия  в сентябре не смогла силой оружия взять город. Тогда Гитлер провозгласил новый план – взять Ленинград голодом; на голод он смотрел как на своего верного союзника по уничтожению населения. Недостаток пищи, наступившие холода, постоянное нервное напряжение изнуряли людей.
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Блокадный хлеб со слезой пополам.
Кто ел его, о нем не забывает.
Рабочим – по 250 граммов хлеба, всем остальным – по 125. Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф «секретно». Муки не хватало, в хлеб добавляли отруби, целлюлозу.
Студент (читает наизусть стихотворение Л. Маркова «Мы ели все, что можно было есть»).
Мы ели все, что можно было есть, И отравиться не боялись. Могу все травы перечесть, Которыми тогда питались: Полынь, крапиву, лебеду, С берез побеги молодые, Чтобы нависшую беду Прогнать на веки вековые. И, кроме трав, столярный клей, Ремни солдатские варили. И стали мы врага сильней, И начисто его разбили.
Студент.  22 ноября колонна из 60-ти грузовиков 388-го отдельного батальона совершила первый рейс по Дороге жизни. Дистанция между машинами 100-200 метров, дверцы машин открыты, предельно возможная скорость 45 км/час. Под обстрелом и по подтаявшему льду колонна двигалась в течение суток.
Студент (читает наизусть отрывок из поэмы О. Берггольц «Ленинградский дневник»).
Я никогда героем не была, Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем с Ленинградом, Я не геройствовала, а жила.
В грязи, во мраке, в голоде, в печали, Где смерть, как тень, тащилась по пятам, Такими мы счастливыми бывали, Такой свободой бурною дышали, Что внуки позавидовали б нам. [1] 
Студент.  
Битва под Москвой. Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом коренного поворота в ходе войны. Перед всем миром была раскрыта фальшивая легенда о «непобедимости» гитлеровской армии.
Студент.  Сопротивление наших частей становилось все более упорным. Герои погибали, спасая Москву от жестокого врага. На весь мир прозвучало имя московского парня, в прошлом рабочего мясокомбината, а теперь летчика Виктора Талалихина. В ночном воздушном бою он таранил фашистский  бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Герой Советского Союза В. В. Талалихин погиб смертью храбрых в воздушном бою 27 октября 1941 года.
За событиями битвы, развернувшейся под Москвой,  следил весь мир. Советское правительство приняло решение провести 7 ноября на Красной площади парад с участием всех родов войск. Парад длился полтора часа. Это событие поднимало боевой дух не только защитников столицы, но и всех жителей Советского Союза. Часть войск отправлялась сразу на фронт.
Студент.  
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет.
16 ноября началось новое наступление на Москву. Под Волоколамском удар танков пришелся по обороне 316-й стрелковой дивизии, которой командовал генерал-майор И. В. Панфилов. Особенно был тяжелым бой у разъезда Дубосеково. Этот бой  вошел в историю как подвиг 28 героев-панфиловцев.
И вот на фронте к 4-5 декабря наступило затишье. Немецко-фашистские войска выдохлись, их наступление захлебнулось. С 5 декабря начался этап наступательных операций.
Студент.  
Сталинградская битва. Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом – одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. Она продолжалась 200 дней и ночей – с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах Сталинграда и в самом городе. Тяжелые были бои, но наших воинов согревала любовь и вера в победу.
(Студент исполняет песню «Бьётся в тесной печурке огонь» на слова А.Суркова)
Студент. Ожесточённые бои под Сталинградом станут мерилом мужества, чести и отваги не для одной тысячи солдат и офицеров. И, наверное, Сталинградская битва будет длиться всю жизнь для тех солдат, которые чудом остались живы.
Дороги войны были суровы для всех. Наряду с мужчинами, героически сражались и женщины. И можно только догадываться, как тяжело было им, хранительницам домашнего уюта, ночевать в землянках, жить впроголодь, носить невысохшую одежду.
Студент (читает наизусть стихотворение Ю. Друниной «Только что пришла с передовой»).
Только что пришла с передовой,
Мокрая, замёрзшая и злая.
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка догорает.
Так устала, руки не поднять.
Ничего, согреюсь под шинелью.
Прилегла. Но слышу, что опять
По окопам наших бьют шрапнелью.
Из окопа выбегаю в ночь,
А навстречу мне рвануло пламя,
Мне навстречу те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И опять со мною до темна
Смерть ползти со мною будет рядом.
Мимоходом: «Молодец, сестра!»
– Крикнут мне товарищи в награду.
Да ещё сияющий комбат
Руку мне протянет после боя:
«Старшина, родная, как я рад, что опять осталась ты живою». [2] 
Студент (читает наизусть стихотворение М. Исаковского «Русской женщине»).
Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.
Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое...

Студент. Тяжело пришлось и детям. Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере и в глубоком тылу.
Виктор Астафьев, автор повести «Где-то гремит война», раскрывает перед своими читателями внутренний мир своего героя, подростка-сироты, который носит в себе не только свои беды: боль за жизнь всех людей заставила забыть детство и почувствовать себя взрослым. И всё это потому, что где-то гремит война.
Студент (читает наизусть стихотворение К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»).
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он. [5] 

Преподаватель. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» была одним из самых любимых произведений в годы Великой Отечественной. В ней нашли своё выражение самые различные чувства и размышления воюющего народа. Василий Тёркин – любимый герой, крепкий, скорый на слово и на дело. Вот он, преодолевая озноб, нагишом выбирается из ледяной реки, чтобы передать срочное донесение, а вот обыкновенной винтовочной пулей срезает фашистский самолёт. И со всеми умеет найти общий язык – будь то взвод усталых бойцов или деревенские старики.
(Инсценировка главы «Два солдата» из поэмы «Василий Тёркин»).
Студент (читает наизусть стихотворение К. Симонова «Жди меня, и я вернусь»).
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой. [4] 
Преподаватель. 170 дней и ночей продолжали борьбу с врагом герои Аджимушкая. Так возникло два подземных гарнизона: 10-тысячный и 3-х тысячный.
Студент. Тяжелой проблемой стало и добывание воды. Дело в том, что в этих подземельях не оказалось колодца, и единственным источником водоснабжения был большой резиновый резервуар, врытый в землю в одном из тоннелей. Для многотысячного населения этого подземного города такого резервуара, даже при самом скудном водяном пайке, могло хватить очень ненадолго, и запас воды приходилось непрерывно пополнять. А колодец был только один, и он находился снаружи, в нескольких десятках метров от главного входа в каменоломни. С тех пор, как гарнизон был оттеснен под землю, колодец остался как бы на ничейной земле. Он обстреливался с той и с другой сторон, и днем к нему не могли подойти ни немцы, ни наши. Зато ночью удавалось набирать вдоволь воды.
Студент. В первые дни за водой ходили все, кто хотел, поэтому у колодца нередко возникала давка, поднимался шум, и тогда противник освещал окрестности ракетами и открывал пулеметный огонь. Чтобы избежать ненужных потерь, штаб обороны запретил ходить за водой, и были созданы специальные команды водоносов. Ночью они пробирались к колодцу и, соблюдая тишину, организованно и быстро добывали воду, вновь наполняя резиновый резервуар и всевозможные сосуды, мобилизованные для этой цели отовсюду, И все же воды не хватало, на нее был введен самый строгий рацион.
(Инсценировка по произведению И. Л. Сельвинского «Аджи-Мушкай»).
Как и предсказывал Василий Тёркин, фашизм был уничтожен, война окончилась победой. Но многие герои, оставшиеся в живых, чувствовали вину перед теми, кто не вернулся к своим семьям. Эту тему поднимают многие писатели и поэты в своих произведениях. Одно из них вы сейчас услышите.
Студент (читает наизусть стихотворение).
Стою у Вечного Огня с поникшей головой...
Здесь похоронен Он, а я - целехонький, живой.
Мы вместе шли в военкомат. Оттуда - на войну.
Нас принимал один комбат и роту дал одну.
То было, помню, в декабре, в летучий снегопад:
Мы наступали на Угре четвёртый день подряд.
Москва глядела, словно мать, с надеждою на нас,
И легче было наступать в тот кромешный час.
Но тут ударил пулемет-завеса из огня,
Не я, Он бросился вперед, загородив меня.
Рывком меня опередил всего на полплеча,
Рванул и я, что было сил, а пулемет стучал.
Вот так случилось в том бою... Даю себе отчет:
Выходит, пулю не свою он принял на свой счет.
Коль так назначено судьбой - ты жить, а друга нет.
Теперь держи перед собой и за него ответ.
И верность памяти храня, годами убелён,
Клянись у Вечного Огня жить так, как жил бы Он.
(Просмотр презентации. Cтудент исполняет песню «Журавли»).
Студент (читает наизусть стихотворение).
Каждый год в День Победы
Вспоминать о войне
И о тех, кого нету,
Стало грустно вдруг мне.
Я приду к обелиску
И возложу цветы
Хоть простые ирисы
В память долгой воне.
Поклонюсь до Земли я
Тем великим годам,
И простому солдату,
Что 70 лет уже там.
Люди! Не забывайте
Эти тяжкие дни
И бессонные ночи,
Что наши деды провели.
Они боролись за свободу,
За мир на Родине своей.
Не забывайте ту победу,
За что боролись много дней.
Преподаватель. На сегодняшнем мероприятии мы с вами познакомились с поэтами, с их творчеством, которые свое перо превратили в оружие борьбы против фашизма и сыграли огромную роль в завоевании великой Победы.
Пусть дни войны тянулись очень долго,
Пусть быстро мчались мирные года.
Победы под Москвой,
под Курском и на Волге
История запомнит навсегда.
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня.
Салют Победе, что в Берлине
Огнем попрала мощь огня.
Салют ее большим и малым
Творцам, что шли путем одним.
Ее бойцам и генералам,
Героям павшим и живым!
Говоря сегодня о войне, мы мысленно прошли дорогой славы наших дедов, которые дорогой ценой отстояли свободу и независимость нашей Родины. Всё меньше и меньше ветеранов может сегодня выйти на Парад Победы. Будем же признательны людям, чья юность была опалена жестокой войной. Нельзя забывать своих героев! 
Честь и слава детям войны, женщинам и мужчинам! А вам я желаю мира, добра, пусть ваши лучшие черты характера проявятся в мирное время.

















Список использованных источников
Берггольц О. Поэма «Ленинградский дневник»/ О. Берггольц. – http://olga-berggolc.gatchina3000.ru/089.htm.
Друнина Ю. Только что пришла с передовой/ Ю. Друнина. – http://control.audiopedia.su/audio/22685
Лебедев-Кумач В. Священная война / В. Лебедев-Кумач. – http://ruspoeti.ru/aut/lebedev/7949/
Симонов К. Жди меня, и я вернусь / К. Симонов. – http://pishi-stihi.ru/zhdi-menya-i-ja-vernus-simonov.html
Симонов К. Майор привез мальчишку на лафете/ К. Симонов. –http://pishi-stihi.ru/major-privez-malchishku-na-lafete-simonov.html
Щипачев С. 22 июня 1941 года / С. Щипачев. – http://rupoem.ru/schipachev/all.aspx.



























Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315