«Гуманно-личностный подход в воспитании младших школьников»


Муниципальное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21
«Гуманно-личностный подход
в воспитании младших школьников»

Подготовила:  Северина Валентина Юрьевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 21
Ногинск 2016 г.
Воспитание - это когда никто не замечает,
что его воспитывают.
Воспитание без воспитания
(В.А. Сухомлинский).
Слово "гуманизм" в переводе с латинского языка означает человеческий, человечный.
Ш.А. Амонашвили, продолжая развивать гуманистическую педагогику, выдвинул основные принципы своей жизнеутверждающей, гуманной, гармоничной педагогической деятельности любить ребёнка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Любовь к ребёнку, к человеку – вот основа гуманистической педагогики.
В последние десятилетия произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирования себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности. Настало время серьезно задуматься над содержанием воспитательного процесса, позволяющего развить в ребенке лучшие качества человека, гражданина, патриота Родины.
     Одной из основных задач школы в настоящее время становится ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть носителем ценностей гражданского общества.
Идеологической основой ФГОС начального общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где особое внимание уделено решению задач социализации современного школьника, созданию условий для социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Решению этих важнейших задач способствует гуманизация образовательного пространства. Гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения ее творческого потенциала, установления гармонического взаимодействия с миром. Гуманизация имеет в своей основе такое понятие, как гуманность. Гуманность – это человечность, любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству, любовь ко всему живому.       Гуманность как нравственное качество является сложным психическим образованием, которое включает осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств и нравственного поведения. Воспитание гуманности у детей связано с принципами гуманности: 
создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, чести и достоинстве личности ребенка;
развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам;
формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, порядочности.
Большую роль в воспитании гуманности играют: предметы гуманитарного цикла;
поведение учителя, стиль и культура его взаимоотношений с учениками;
этика отношений детей в коллективе; 
внеклассная работа, связанная с объединением детей и взрослых;
проявление заботы о природе и о животных
Одним из важных проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. И главная роль в формировании таких качеств, как отзывчивость, взаимоуважение, сострадание, толерантность, доброжелательность, принадлежит учителю. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для детей пример нравственного и гражданского личностного поведения. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними как образец человечности. Именно через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. 
Гуманный педагог должен обладать следующими качествами: 
любить детей такими, какие они есть, доброта и любовь к детям не позволяет грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство;
найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие;
создавать «ситуацию успеха», оказывать ребенку позитивную словесную поддержку;
необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания;
педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и общительность, и любовь к жизни, и порядочность.
Именно учитель вводит ребенка в богатую палитру норм человеческого общения. Эта интересная и ответственная роль принадлежит учителю начальных классов. Он приобщает детей к нормам воспитанности, знакомит с этикой отношений в коллективе, развивает стремление общаться со сверстниками. 
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для воспитания гуманности, ребенок становится способным произвольно управлять собственным поведением, подчинять его сознательному контролю, преодолевать импульсивность. В данный возрастной период происходит интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, нравственных привычек поведения и нравственных чувств личности.       Формирование гуманности у младших школьников осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений.       Младшие школьники проявляют склонность к добрым делам. Многие из них хотят помочь старшим в труде, с большим усердием выполняют их поручения. Сколько нежности, ласки и заботы проявляют дети по отношению к своим родителям и близким, если родители правильно строят свои взаимоотношения с детьми. Многие дети этого возраста отзывчивы, готовы помочь своим ровесникам, умеют сопереживать. Они любят животных, с удовольствием ухаживают за ними, сердятся, когда кто-то причиняет им боль. Это и есть та база, на которой строится воспитание гуманности у младших школьников.       Воспитанию взаимопонимания, взаимоуважения, отзывчивости, взаимопомощи, сотрудничества способствуют следующие виды и формы работы: 
создание воспитывающих ситуаций, ролевые игры, их обсуждение;
тренинги для выработки коммуникативных умений;
поручения, поощрения;
чтение рассказов и сказок, их обсуждение;
классные часы с такой тематикой: «Спешите делать добро», «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», «Поговорим о дружбе», «Я среди людей», «Плохо одному», «Я — личность», «Вежливость и этикет» и др.;
коллективные творческие работы (оформление класса к новогодним праздникам, оформление стенгазеты);
«Праздник вежливости»;
анкетирование «Какой я друг».
Красной нитью через все виды деятельности проходит «золотое» правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Одним из направлений работы по воспитанию гуманности является формирование у детей уважительного отношения к пожилым людям. Гуманное отношение к пожилым людям формируется на таких мероприятиях, как:
– классный час, посвященный Дню пожилого человека;
– фоторепортажи о бабушках и дедушках;
– ролевые и ситуационные игры;
– приглашение ветеранов на школьные праздники, концерты;
– изготовление поздравительных открыток для ветеранов;
– уроки Мужества.
Дети очень любят общаться с ветеранами, с интересом слушают рассказы о событиях военных лет и, как правило, задают много вопросов. Встречи с ветеранами проходят с особой теплотой, они нужны и детям, и взрослым. Мы должны пробуждать в каждом ребенке чувство благодарности к пожилым людям, вызвать у детей желание оказывать им помощь и поддержку.
Очень важно воспитывать у младших школьников уважение и интерес к своей семье, формировать внимательное отношение к близким людям, прежде всего к матери. Доброй традицией стало поздравлять наших мам. Праздник этот – своеобразная дань благодарности мамам за их заботу и любовь. Ко Дню матери можно приурочить много интересных мероприятий:
– конкурс стихов о маме;
– конкурс пословиц и поговорок о маме;
– изготовление подарков для мам;
– классный час «При солнышке тепло, при матери добро»;
– конкурс рисунков «Моя мама – самая красивая».
В младшем школьном возрасте интересен детям и такой вид деятельности, как проектная деятельность. В целях воспитания у детей уважения к своим родным и близким, интереса к своей семье можно выполнить проекты «Моя родословная», «Моя семья». Очень сближают детей и родителей такие мероприятия, как конкурсы «Мама, папа, я – дружная семья», «Мама, папа, я – спортивная семья».
Традиционным мероприятием в школе стал конкурс «Мы с папой – настоящие мужчины». В этом конкурсе принимают участие мальчики со своими папами. Здесь участники проявляют не только свои физические возможности, но и интеллектуальные способности. Также сближают детей и родителей совместные походы, поездки, экскурсии.
Туристические походы, поездки в лес, в зоопарк способствуют воспитанию гуманного отношения ко всему живому, к животным, к окружающей среде. Нужно неторопливо и бережно вводить детей в мир природы, пробудить интерес к познанию, учить любить, оберегать природу, разумно ее использовать. Очень нравятся детям такие мероприятия, как:
игры-прогулки «Лекарственные растения»;
игры-викторины;
решение задач экологического содержания;
Очень нравится детям составлять Правила друзей природы и рисовать к ним экологические знаки «Не будем ломать ветки деревьев и кустарников», «Не будем обижать лягушек и жаб» и др. Полюбилась проектная деятельность по составлению своей Красной книги, в которой дети собирают информацию о животных и растениях. С большим интересом участвуют ребята и в проекте «Поможем зимующим птицам». Дети собирают материал о птицах, организуют птичьи «столовые», обеспечивают подкормку птиц зимой.
Дети очень любят животных, особенно своих домашних питомцев, им хочется о них заботиться, рассказывать. Они с удовольствием готовят о них фоторепортажи, пишут сочинения, сочиняют загадки и стихи.
Участвуют ребята и в краеведческой деятельности. В своих сочинениях дети делятся впечатлениями о красоте природы родного города и высказывают свои переживания о том, что природа в опасности и нуждается в нашей помощи и заботе. Тема бережного отношения к природе проходит красной нитью на всех перечисленных мероприятиях.
Таким образом, при воспитании гуманности задача педагога заключается в том, чтобы обеспечить в ученическом коллективе атмосферу эмоционального комфорта, доверительности, творения добра, а также суметь организовать практическую деятельность в природе, основанную на общении ребенка с окружающей средой.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для воспитания гуманных качеств у детей. Именно в этом возрасте следует целенаправленно обращать внимание на данную проблему.
Проанализировав опыт педагогов, мы пришли к выводу, что в современной школе каждый учитель вносит свой неоценимый вклад в формирование нравственных норм, ценностей у младших школьников, совершенствуя систему нравственного воспитания.
Мы пришли к выводу, что воспитание гуманности позволяет наиболее успешно развивать такие личностные качества: милосердие, доброта, справедливость, честность, чуткость, сердечность, отзывчивость, способствующих получению положительного эффекта при формировании основ.
Итак, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.
Таким образом, воспитание нового человека, физически здорового и крепкого, всесторонне развитого, широко образованного, обладающего высокими нравственными качествами, стало в нашей стране государственным, всенародным делом. Ведь от того, как мы воспитаем подрастающее поколение, зависит не только счастье и благополучие каждой семьи, но и развитие общества в целом.
СОДЕРЖАНИЕ УРОВНЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ГУМАННОСТЬ
Младший школьный возраст характеризуется появлением своеобразного мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации и изменением содержания внутренней позиции ученика. В отличие от «классического» подросткового кризиса он пока еще слабо выражен в поведении, во внешних проявлениях; переживания школьников, связанные с такими изменениями, далеко не всегда осознаются им, часто они даже не могут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы.
Поскольку в основу ранжирования уровней положена различная степень проявления основных свойств личности, характеризующих гуманность, нами была разработана диагностическая программа для определения степени проявления свойств этого сложного качества.
1.НИЗКИЙ: неосознанность действий, эгоистическая направленность, искаженность моральных понятий, несостоятельность образца для подражания, безответственность, извращенность в понимании долга, антиобщественная направленность, завышенная либо заниженная самооценка, ситуативность поведения, несамостоятельность в принятии решений, сильная зависимость от отрицательной среды, защита ее идей и довольно активная их реализация. Эпизодически проявляется отрицательная волевая направленность, нерешительность в сложных нравственных жизненных ситуациях, безволие, весьма слабая нравственная саморегуляция.
2.СРЕДНИЙ: слабая осознанность действий, во многих случаях эгоистическая направленность, искаженность некоторых важных моральных понятий, несостоятельность образца для подражания. Заметна безответственность, непонимание чувства долга, нередко проявляется антиобщественная направленность, в основном завышенная самооценка. В особо трудных случаях характерна зависимость от обстоятельств. Однако в критических ситуациях проявляется независимость от отрицательной среды, способность защищать воспринятые положительные идеи и реализовывать их. В исключительных личностно значимых случаях обнаруживается способность к принятию важных решений. В целом наблюдается слабость волевых усилий, посредственная нравственная саморегуляция.
3.ДОСТАТОЧНЫЙ: удовлетворительная осознанность действий, в большинстве случаев их общественная направленность, в целом правильное понимание сущности основных моральных понятий, образец для подражания социален, в основном проявляется ответственность за свои действия. Сформировано правильное понимание чувства долга. Самооценка колеблется между завышенной и адекватной в зависимости от обстоятельств. Характерна относительная самостоятельность в принятии решений и независимость от отрицательной внешней среды. Может защищать принятые идеи и довольно активно их реализовывать. В сложных ситуациях нередко проявляется способность к волевому решению. Характерна умеренная нравственно-волевая саморегуляция.
4.ВЫСОКИЙ: осознанность действий, доминирование общественной направленности, в основном правильное понимание сущности моральных понятий, высокий социальный образец для подражания. Характерно проявление личной ответственности и чувство долга. Преобладает адекватная самооценка, отмечается высокая самостоятельность и стойкость к отрицательным влияниям среды. Может активно защищать общественные идеи и столь же активно их реализовывать. Нравственно-волевая саморегуляция осуществляется достаточно сильно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Балашов Лев. Золотое правило поведения // Здравый смысл. – 1997. – № 5. – С.55 – 65.
Бердяев Н.А. Пути гуманизма // Здравый смысл. – 1997. – № 3. – С.64.
Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов/ Под ред. В.А. Кувакина иА.Г.Круглова.– М.: Российское гуманистическое общество, 2002 – 350 с.
Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации / Ом.гос.пед.ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991. – 267 с.
Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы// Новые ценности образования: содержание гуманистического обрпзования. Вып. 2. – М.: Изд.дом «Новый учебник», 1995. –76 с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Сфера, 2002. – 237 с.
Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Иллюстрированный словарь современного русского языка. – М.: «Эксмо», 2007. – 928 с.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973. – 242 с.
Теория и методика воспитания: Учебное пособие / Е.В. Головнева. – 2-е издание. – М.: Высшая школа, 2009. – 256 с.