Презентация Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИна уроках русского языка и литературыПодготовила:Федотова Т.В., учительрусского языка и литературы МКОУ БГО ТАНЦЫРЕЙСКОЙ СОШ


Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…». В.А.Сухомлинский.Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Основой  здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов: - учет возрастно-половых особенностей учащихся;- учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;- использование здоровьесберегающих действий;


Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:- отсутствие назидательности и авторитарности ;- элементы индивидуализации обучения;- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников; - интерес к учебе, желание идти на занятия;- наличие физкультминуток; - наличие гигиенического контроля; Здоровье ученика в норме, если:в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.Учитель не должен!!!Допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объем учебной информации и способы ее предъявления.

Основныесоставляющие технологииОрганизация урокаЧередование видов работыНестандартные урокиБлочно-модульная системаОбстановка комфортаДозировка учебных нагрузокФизкульт-минуткаРазноуровневые задания Организация урокаЧасть урока Время Деятельность  1-й этап. Врабатывание 5 мин Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение 2-й этап.Максимальная работоспособность 20-25 мин Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом 3-й этап. Конечный порыв 10-15 мин Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденногоОрганизация урока
Обстановка комфорта:обеспечение психического здоровья учащихся: - учет особенностей класса; - создание условий для самовыражения учащихся;- зарядки-релаксации;- шутливые истории на уроке, притчи, загадки.
- опрос, - письмо, - чтение, - слушание, - рассказ, - ответы на вопросы,- рассматривание, - списывание и т.д.Чередование видов работы:
Часть урока Время Нагрузка  1-й этап. Врабатывание 5 мин Относительно невелика 2-й этап.Максимальная работоспособность 20-25 мин Максимальное снижение на 15-й мин 3-й этап. Конечный порыв 10-15 мин Небольшое повышение работоспособностиДозировка учебных нагрузок
Блочно-модульная система:-содержание обучения в законченных самостоятельных комплексах-блоках; -форма общения учителя с учеником иная (через модули), учитель - в роли консультанта;- максимум самостоятельной работы учащихся(целеполагание, самопланирование, самоорганизация, самоконтроль)
Технология уровневой дифференциации обучения -Уроки строятся с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся;-разноуровневые задания;-дифференцированная помощь слабому ученику;- внимание к сильному ученику; -более эффективная работа с трудными детьми;
Нестандартные уроки:уроки-лекции;уроки-семинары;уроки-путешествия;уроки-исследования;уроки-экскурсии;уроки-концерты;
Физкультминутка:- физкультминутки;- минутки релаксации;- динамические паузы;- дыхательная гимнастика; - гимнастика для глаз; - массаж активных точек;Тренажер для глаз
ЦветотерапияЖелтый – стимулирует умственную деятельностьЗеленый – умиротворяет, успокаиваетГолубой – снижает кровяное давление, успокаиваетСиний – располагает к серьезности, строгости в поведенииФиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниямЧерный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание



Наблюдение за правильной осанкой учащихся- Правильная поза ученика во время занятий за столом;- Правильная рабочая поза при письме;

На уроках русского языка и литературы(использование методического материала, связанного с ЗОЖ)- тексты, пропагандирующие различные виды спорта;-история олимпийского движения(тема «Имя числительное»); - тематические словарные диктанты и задания:№ 1 Гигиена, поликлиника, гимнастика, стрессы, фитнес, медицина, недостаток кислорода, пагубные привычки, профилактика заболеваний, негативные эмоции, авитаминоз, компьютер, депрессия, советы специалиста, рациональное питание, бессонница, безопасное поведение.№ 2 Дайте определение выражениям.1. Вид спортивной гимнастики (аэробика)2. Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика)3. Расслабление и снятие психического напряжения (релаксация).4. Правила времяпровождения (распорядок дня)




- Работа с русскими пословицами и поговорками о здоровье. (Выберите те, которые вам наиболее понравились, и объясните их смысл). 1) Хрен да редька, лук да капуста - лихого не подпустят.2) Где просто, там живут лет со сто.3) Ум и здоровье дороже всего.4) Человека лень не кормит, а здоровье только портит.5) Даже собака знает, что травой лечатся.-Сочинения по картинам А.Сайкиной «Детская спортивная школа», С. А. Григорьева «Вратарь».



Чтение и анализ произведений экологического плана, воспевающих красоту родного края, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии:- снижение показателей заболеваемости детей; улучшение психологического климата в коллективах; -профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний и другой школьной патологии;- повышение мотивации к учебной деятельности прирост учебных достижений;- создаются условия для педагогического творчества учителя.