Урок внеклассного чтения «Формула счастья» в представлении литературных героев и наших современников.


Урок внеклассного чтения по литературе «Формула счастья» в представлении литературных героев и наших современников.
Цель:
1. Помочь разобраться в философской категории “счастье” и предложить для обсуждения модели понимания счастья выдающимися людьми.
2.Научить формулировать свои жизненные цели и делать их действенными.
3.Формировать целеустремлённость, желание совершенствоваться, реализовать себя, достичь успеха в жизни.
4. Создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни; способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков.
5.Обобщить и систематизировать знания по изученным произведениям.
Задачи:
Обучающие:
продолжить работу по формированию умения анализировать произведение путём включения учащихся в исследовательскую работу;
проанализировать путь главных героев к счастью, их поступки.
Развивающие:
создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества личности, эстетические вкусы;
помочь учащимся осознавать ценность совместной деятельности.
Оборудование:
Интерактивная доска, раздаточный материал в виде листов с цветными репродукциями, отрывками из текстов произведений, ноутбук, нетбуки, авторская презентация по теме урока.
Заранее класс поделен на 2 группы, в соответствии с автором и его произведением каждая готовила свое домашнее задание.
Тип урока:
усвоение новых знаний, комбинированный урок
Форма проведения :
урок-практикум
Ход урока:
I.Организационный этап.II. Актуализация опорных знаний.
Вводно-ориентировочная беседа.
1.Учитель.
Притча о счастье.
Бог слепил человека из глины, и у него остался неиспользованный кусок.
-Что ещё тебе слепить?- спросил Бог.
-Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины…
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя.
Сегодня мы разберём сложную философскую категорию, которая называется “счастье”, постараемся выяснить принципы счастливого человека, узнать, как стать счастливым, поразмышляем о том, что человеку нужно для счастья?
Учёные утверждают, что у них есть все основания считать, что люди с позитивным стилем отношения к жизни живут дольше, имеют больше шансов излечиться от разных тяжёлых недугов и вообще меньше болеют.
Что же нужно человеку для счастья?
IV. Работа над темой урока.
1.Поиск счастья литературными героями ( на примере пьесы М.Метерлинка «Синяя птица» и повести А.Грина «Алые паруса»)
- Что вы видите на своих столах? (Цветные репродукции-символы : синие птицы, парусники с алыми парусами). Как вы думаете, а для чего они здесь? (Предположения детей).
Посмотрите на доску, на ней записаны пословицы, афоризмы, выражения известных людей о счастье. Выберите одно- наиболее близкое и понятное вам- и запишите на листе с цветным символом.
- Что символизирует Синяя птица?
-Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои пьесы М. Метерлинка.
-Достигли ли они успеха?
- Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но хижина дровосека волшебным образом преображается – все кажется новым, радостным.
-Что хотел сказать этим автор?
-Любовь, доброта, искренность могут творить настоящие чудеса.
-Каждый человек может научиться видеть красоту мира.
-Прежде чем отправиться на поиски счастья, оглянись вокруг: может, оно где-то рядом, а ты его просто не замечаешь.
-Счастье надо искать в самом себе.
- Что символизируют Алые паруса?
-Алые паруса – это символ счастья, которые ждет героиня Ассоль.-О чем эта повесть?
-Повесть Александра Грина Алые паруса - история жизни девочки Ассоль, в младенчестве потерявшей мать. Отец-моряк хорошо воспитал Ассоль, не мешая ей мечтать, верить в чудеса. Однажды девочка встретила в лесу старика-собирателя сказок Эгля, то ли в шутку, то ли всерьёз сказавшего ей о том, что когда она вырастет, за ней приедет принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила и стала ждать. Прошло много лет и на горизонте показался корабль с алыми парусами...
-Значит, мечта героини исполнилась? ( ответы учащихся)
2.Конкурс чтецов. Один чтец от команды с заранее подготовленным стихотворением о счастье ( по выбору самих учащихся) .3.Тренинг для учеников. Составление «лестницы счастья».
Отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.
Выполняется индивидуально каждым учащимся в нетбуках.
4. Творческая работа.
- Закончите предложения (по выбору):
“Быть счастливым, значит … ”
“Счастье невозможно без …”
“Я счастлив(а), когда … ”
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.1.Обобщающая беседа.
2.Заключительное слово учителя:
Дорожите счастьем, дорожите!Замечайте, радуйтесь, беритеРадуги, рассветы, звезды глаз – Это все для вас, для вас, для вас.Услыхали трепетное слово – Радуйтесь. Не требуйте второго.Не гоните время. Ни к чему.Радуйтесь вот этому, ему!
Красоту увидеть в некрасивом,Разглядеть в ручьях разливы рек!Кто умеет в буднях быть счастливым,Тот и впрямь счастливый человек.
VI.Домашнее задание. Составление «Формулы счастья».