Программа кружка филологической направленности По страницам литературных героев (начальная школа)



Дополнительная общеразвивающая программа
филологической направленности
«По страницам литературных героев»
Возраст детей: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Зайцева Наталья Станиславовна
Воспитатель МБОУ « Гатчинская СОШ №11»












г. Гатчина




ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1. Направленность филологическая
2. Кружок - «По страницам литературных героев»
3. Ф. И.О. педагога - Зайцева Наталья Станиславовна
4. Вид программы модифицированая
5. Тип программы образовательная
6. Целевая установка познавательная
7. Уровень освоения углубленный
8. Образовательная область литература
9. Возрастной диапазон – 7-9 лет
10. Форма организации групповая
11. Срок реализации - 1год
12. По характеру - углубленная









Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «По страницам литературных героев» носит филологическую направленность.
Актуальность  Величайшее из чудес, созданных человеком книга воплощает в себе все знания о жизни мира, всю историю роста мирового разума, весь исторический труд и опыт народов земли,-книга самое мощное орудие дальнейшего развития духовных сил человечества,-писал М.Горький. Сегодня современное общество переживает новый этап своего развития. В век компьютерных технологий все реже и реже мы встречаем людей с книгой в руках. К сожалению, у подрастающего поколения интерес к чтению литературы утрачивается. На смену книге пришли информационные технологии, которые не могут способствовать духовному развитию и становлению мировоззрения человека. Дети не рассматривают книгу как источник знаний и формирования внутренних качеств личности. «Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце»-Теккерей У. Так как книга выполняет главную роль в формировании и развитии личности, то педагоги и многие родители всерьез озабочены проблемой детского чтения. Следует отметить, что чтение книг является многофункциональным. Исходя из выше сказанного, мною была разработана программа кружка « По страницам литературных героев» Программа «По страницам литературных героев » разработана в соответствии с концепцией образования и предназначена для учащихся начальной школы. Данная программа представляется актуальной, так как при малом количестве часов, отведенных на литературное чтение, расширяет возможность развития коммуникативных навыков; способствует развитию у детей способности правильного восприятия художественного произведения; помогает воспитанникам понять образный язык художественного произведения; осуществляет развитие интереса к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; содействует в расширении кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Практика показывает, что ребята, посещающие занятия, добиваются более высоких результатов особенно в русском языке и чтении.
Педагогическая целесообразность программы в том, что  в процессе усвоения знаний филологического направления важная роль отводится использованию получаемых знаний при развитии речи. Это достигается путем применения разнообразных методов :
 Объяснительно-иллюстративные методы обучения (при таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
 Репродуктивные методы обучения (в этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
 Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске).
Также применяются современные педагогические технологии: информационно-коммуникационные, проблемного обучения.
Цель программы – развитие познавательного интереса воспитанников начальной школы к произведениям детской литературы .
Задачи :
Обучающие:
познакомить с литературным творчеством писателей;
формировать навыки техники чтения;
Развивающие:
развивать правильное восприятие художественных произведений,
развивать интерес к литературному чтению и творчеству писателей;
развить логическое мышление;
Воспитательные:
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
воспитать отношение к литературе как к одному из элементов общечеловеческой культуры.

Отличительные особенности:
Отличительными чертами программы является:
( личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
( личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;
права на пробу и оши( создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
( признание за ребенком бку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
( применение средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.
Содержание программы предусматривает создание условий для
развития гармонично развитой личности .
Возраст:   7-9 лет
Срок реализации программы: 1 год
Формы и режим занятий: 1 раз в неделю по часу
Форма проведения занятий: аудиторные
формы организации занятий:
занятие-диспут,
занятие-викторина
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературные встречи,
литературная гостиная,
литературный ринг и т. д.
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу, 34 часа.
Планируемые результаты и формы их оценки
Задачи программы
Планируемые результаты направленные на формирование универсальных учебных действий УДД
Методы отслеживания
результатов

Воспитательные
1 формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
2.. 1Формирование навыков коллективной работы.

Личностные
Творческий подход в решении поставленных вопросов.
 Отношение к литературному творчеству  проявляется в желании познания
Наблюдение, включенное наблюдение

Развивающие
1 развивать правильное восприятие художественных произведений;

2.развить логическое мышление;
3.развивать интерес к литературному чтению и творчеству писателей;


Метапредметные
1. Регулятивные
Ориентирование среди многообразия литературного творчества.
Умение пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет- источниками.
Использования ситуационных заданий и задач.
Деловые игры Дебаты.
Выполнение самостоятельных письменных работ
Дискуссии. опрос


2. Познавательные
Способность представлять литературный образ,
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания.



3. Коммуникативные
Корректно задавать вопросы/отвечать на вопросы.
Умение работать в составе группы.
Проявление толерантности.


Обучающие
1.познакомить с литературным творчеством писателей;
2.формировать навыки техники чтения;

Предметные
-Знание произведений детских писателей
- Умение выразительно читать и выстраивать взаимосвязи между прошлым и настоящим, самостоятельно работать с литературным произведением.
- Навыки техники чтения.

Анализ, контрольный опрос, контрольное задание, зачет, тестирование



Формы подведения итогов реализации программы
конкурсы, защита творческих работ, упражнение, опрос, беседа.







Учебно-тематический план
№ п\п
Раздел, тема
Количество часов

1.
Введение.
1

2.
Русские народные сказки.(3 час)
2.1 Сказка и ее герои.
2.2 « Морозко»
2.3 «Гуси-лебеди»

1
1

1

3.
Творчество А.С.Пушкина (4 час)
3.1жизнь и творчество А.С.Пушкина
3.2 Сказка о царе Салтане
3.3 Сказка о рыбаке и рыбке
3.4 Знаешь ли ты сказки А.С.Пушкина?
1
1
1
1

4.
Волшебные сказки братьев Гримм ( 3 час)
4.1Литературное творчество братьев Грим .Белоснежка и семь гномов.
4.2» Госпожа метелица».
4.3 « Бременские музыканты»

1
1

1

5.
С.Т.Аксаков ( 1 час)
Биография С.Т.Аксакова. «Аленький цветочек».

1

6.
П.П.Ершов (1 час)
Жизненный путь П.П.Ершова.
«Конек-горбунок».

1

7
Шарль Перро (4 час)
7.1 Биография и литературное творчество Шарля Перро « Кот в сапогах»
7.2 « Красная шапочка»
7.3 «Ослиная шкура»
7.4 Путешествие по сказкам Шарля Перро

1
1

1
1

8
Стихи о животных ( 3 час)
8.1 В.Степанов «Круглый кот».
8.2 Е.П.Михайленко « Мышонок и слоны»
8.3Т.Петухова « Ни кого не обижай», «Черный кот»

1
1
1

9
Г.Х.Андерсен.(3 час)
9.1 Великий сказочник Г.Х.Андерсен
9.2 «Снежная королева»
9.3 «Дюймовочка»

1
1
1

10
С.Я.Маршак (4 час)
10.1 Поэт и писатель С.Я.Маршак
10.2 « Кошкин дом»
10.3 « Вот какой , рассеянный», «Говорила мама мышка»
10.4 «Двенадцать месяцев»

1
1
1
1

11.
Е.Л.Шварц (3час)
11.1 Великий писатель и драматург Е.Л.Шварц.
11.2 «Сказка о потерянном времени»
11.3 «Два брата»

1
1
1

12
Л.Н. Толстой (2 час)
12.1 Великий сказочник Л.Н.Толстой
12.2 «Золотой ключик»

1
1

13.
Р.Киплинг (2 час)
13.1 Писатель и поэт Р.Киплинг
13.2 «Маугли»

1
1

 Содержание программы
Раздел 1.Введение.(1 час)
Познакомить с целями и задачами кружка. Коротко ознакомить с перечнем произведений , которые ребята будут читать. Рассказать о организации проведения занятий.
Раздел 2.Русские народные сказки.(3 час)
Тема 2.1 Сказка и ее герои.(3 час)
Сказки-это вид устного народного творчества. История возникновения сказки. Виды сказок. Волшебные предметы сказок. Положительные и отрицательные герои сказок. Русская народная сказка-воплощение добра и зла.
Тема 2.2 «Морозко»
Знакомство со сказкой «Морозко». Анализ сказки: герои сказки “Морозко” делятся на положительных и отрицательных. Главная идея сказки – воздаяние по делам, торжество справедливости  (смирение и незлобивость вознаградятся, а гордыня и злоба будут наказаны) – легко прочитывается учениками.
Тема 2.3 « Гуси-лебеди».
Знакомство и анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Раздел 3. Творчество А.С.Пушкина (4 час)
Тема 3.1 Жизнь и творчество А.С.Пушкина
Детство и семья А..С.Пушкина. Лицейские годы. Многообразие произведений писателя.
Тема 3.2 Сказка о царе Салтане.
Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».Положительные и отрицательные герои. « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Тема 3.3 Сказка о рыбаке и рыбке
Анализ содержания сказки о рыбаке и рыбки.. нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке ирыбке". 
Тема 3.4 Знаешь ли ты сказки А.С.Пушкина?
Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

Раздел 4. Волшебные сказки братьев Гримм ( 3 час)
Тема 4.1 Литературное творчество братьев Грим . Белоснежка и семь гномов.
Тема 4.2 « Госпожа метелица»
. Признаки волшебной сказки Госпожа метелица. Трагичность окончания сказки. Сравнительный анализ сказки «Морозко» и «Госпожа метелица»
Тема 4.3 « Бременские музыканты»
«Бременские музыканты» пример искренней дружбы.
Раздел 5. С.Т.Аксаков ( 1 час)
«Любовь, не знает мести, а дружба лести.»-основная идея сказки.
Раздел 6. П.П.Ершов (1 час)
Тема 6.1 Жизненный путь П.П.Ершова .
Знакомство со сказкой «Конек-горбунок». Роль сказочных героев в произведении. Уроки мудрости и нравственности,
Раздел 7 Шарль Перро (4 час)
Тема 7.1 Биография и литературное творчество Шарля Перро . « Кот в сапогах»
Тема 7.2 « Красная шапочка».
Анализ сказки « Красная шапочка» .Характеристика героев сказки. Комментарии поведения героев сказки. Ошибки героев сказки.
Тема 7.3 «Ослиная шкура»
Мораль сказки: "лучше вынести  страданье, чем долгу чести изменить".
Тема 7.4 Путешествие по сказкам Шарля Перро
Викторина по сказкам Ш.Перро.


Раздел 8. 1 Стихи о животных ( 3 час)
Тема 8.1 В.Степанов «Круглый кот».
Познакомить с содержанием стихотворения «Круглый кот».
Анализ стихотворения «Круглый кот» Если труд, то труд такой уж, чтоб и польза была, и честь.
Тема 8.2 Е.П.Михайленко « Мышонок и слоны»
Размышления над стихотворением « Мышонок и слоны» Кто уверен в себе, тому чуждо чувство страха. 
Тема 8.3Т.Петухова « Ни кого не обижай», «Черный кот»
Выяснить смысловое значение стихотворений. Выразительное чтение.
Раздел 9 Г.Х.Андерсен.(3 час)
Тема 9.1 Великий сказочник Г.Х.Андерсен
Жизнь и творчество датского сказочника Г.Х.Андерсена.
Тема 9.2 «Гадкий утенок»
Знакомство с персонажами сказки «Гадкий утенок» Добро и зло в сказке «Гадкий утенок»
Тема 9.3 «Дюймовочка»
Характеристика сказочных персонажей. Отношения между героями сказки.
Раздел 10 С.Я.Маршак (4 час)
Тема 10.1 Поэт и писатель С.Я.Маршак
Самуил Яковлевич Маршак-поэт и писатель, один из зачинателей литературы для детей
Тема 10.2 « Кошкин дом»
Пословица "истинный друг познаётся в беде" замечательно переложена на стихи «Кошкин дом» Поведение героев сказки-яркий пример взаимовыручки в сложных ситуациях.
"Колыбельная для мышки". Говорила мама мышка Непослушному сынишке: "Можно пошалить немножко, Только помни - рядом кошка! Кошки - страшные зверушки. ... Так учила мама мышка Непослушного сынишку.
Тема 10.3 « Вот какой , рассеянный», «Говорила мама мышка»
Что же рассказывает о герое Маршак?  Рассеянный с улицы Бассейной живет в Ленинграде, скорее всего, в коммунальной квартире. ...
Тема 10.4 «Двенадцать месяцев»
Знакомство с содержанием сказки. Особенности характеров главных героев сказки.Сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом"
Раздел 11. Е.Л.Шварц (3час)
Тема 11.1 Великий писатель и драматург
Один из лучших драматургов века, символ детства, добра и люб
Тема 11.2 «Сказка о потерянном времени»
Познакомить с содержанием произведения. «Делу время, потехе час»
Тема 11.3 «Два брата»
Познакомить со сказкой Характеристика героев сказки «Два брата». Роль сказки в воспитании детей.
Раздел 12. Л.Н. Толстой (2 час)
Тема 12.1 Великий сказочник Л.Н.Толстой
Жизнь и творчество русского писателя Л.Н.Толстого
Тема 12.2 «Золотой ключик»
История возникновения сказки «Золотой ключик». Знакомство с сюжетом сказки «Золотой ключик»
Раздел 13 Р.Киплинг (2 час)
Тема 13.1 Писатель и поэт Р.Киплинг
Творческий путь Р.Киплинга.
Тема 13.2 «Маугли» «За доброе дело стой смело» -основной смысл сказки.






Методическое обеспечение


Раздел
Форма организации
занятий
Приемы и методы
Дидактический материал
Формы
подведения
итогов

1
Введение в программу
Теоретическое
Объяснительно-иллюстративные
Презентация, демонстрация
Беседа

2
Русские народные сказки.(3 час)

Теоретическое
Практическое
Объяснительно-иллюстративные.
Исследовательские.
презентация
Рассказ, беседа

3
Жизнь и творчество А.С.Пушкина

Теоретическое
Практическое
Объяснительно-иллюстративные.
Репродуктивные.
Частично-поисковые.
Презентация
беседа

4
Волшебные сказки братьев Гримм ( 3 час)

Теоретическое
Практическое
Объяснительно-иллюстративные.
Репродуктивные.

Презентация просмотр к\ф
беседа

5
С.Т.Аксаков ( 1 час)

Теоретическое
Практическое
Объяснительно-иллюстративные.

презентация
беседа

6
П.П.Ершов (1 час)

Теоретическое
Практическое
Объяснительно-иллюстративные.
Репродуктивные.

Презентация, просмотр к\ф
беседа

7
Шарль Перро (4 час)

Теоретическое
Практическое
Объяснительно-иллюстративные

презентация, просмотр к\ф
беседа

8
Стихи о животных ( 3 час)
Практическое
Объяснительно-иллюстративные
презентация
опрос

9
Г.Х.Андерсен.(3 час)

Практическое
Объяснительно-иллюстративные.

Презентация просмотр к\ф
бесед

10

С.Я.Маршак (4 час)

Практическое теоретичес
кое
Объяснительно-иллюстративные
Презентация просмотр к\ф
опрос
бесед

11
Е.Л.Шварц (3час)

Практическое теоретичес
кое
Объяснительно-иллюстративные
Презентация просмотр к\ф
опрос
бесед

12
Л.Н. Толстой (2 час)

Практическое теоретичес
кое
Объяснительно-иллюстративные
Презентация просмотр к\ф
опрос
бесед

13
Р.Киплинг (2 час)

Практическое теоретичес
кое
Объяснительно-иллюстративны
Презентация просмотр к\ф
опрос
бесед








ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика прогнозируемых результатов обучения
Параметр
Критерий
Показатель
Оценка уровня
Методика

1.знакомство
с литературным творчеством писателей;
2.формирование навыков
техники чтения;

Развитие речи;




Техника чтения
Правильность произношения и скорость чтения
Высокий-может применить знания при ответе, беглое чтение.
Средний-может применить знания при ответе с незначительной подсказкой педагога беглое чтение.
Низкий-неполные ответы на вопросы , низкая скорость чтения с запинками
Тестирование,
Проверка техники чтения.

Диагностика прогнозируемых результатов развития
Параметр
Критерий
Показатель
Оценка уровня
Методика

развитие познавательного интереса литературному творчеству 
Творческий подход к ответам на вопросы,
проявление интереса к детской литературе
Активная работа с многообразием детской художественной литературой и правильное восприятие художественных образов.
Высокий - всегда с желанием проявляет творческий подход при обсуждении произведения
Средний - периодически активен, творческая активность не ярко выражена.
Низкий - безынициативен, с работой справляетедагогася, с помощью .
наблюдение

Диагностика прогнозируемых результатов воспитания
Параметр
Критерий
Показатель
Оценка уровня
Методика

1Формирование навыков коллективной работы.
2 формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

Отношение к ребятам в процессе работы на кружке
Сплоченнось ребят при решении вопросов и выполнении заданий.
Высокий - всегда с желанием и качественно выполняет задание, проявляет творческий подход.
Средний - периодически активен, творческая активность не ярко выражена.
Низкий - безынициативен, с работой не справляется, требуется помощь.
 наблюдение



15