Презентация по литературе Определяющая роль семьи в жизни литературных героев


Определяющая роль семьи в жизни литературных героев Выполнила: Киселёва Мария, ученица 10 А класса МБОУ «СЭЛ № 45» Руководитель: учитель русского языка и литературы Кручинина Е.Г. Семья начинается с детейА. Н. Герцен Главный смысл и цель семейной жизни – это воспитание детейВ. А. Сухомлинский Цель: рассмотреть процесс воспитания, а также взаимоотношений между родителями и детьми в художественных произведениях русской литературы и определить, как повлияла семья на жизнь литературных героев. Задачи:прочитать отдельные произведения русской литературы по теме исследования;выяснить, каким образом семья формирует личность и характер героя;определить, каков характер влияния семьи на литературного героя;выявить мнение учащихся Лицея по теме исследования. Объект исследования: герой художественного произведения.Предмет исследования: качества и черты характера рассматриваемого героя.Гипотеза: в семье создаются особые условия, которые напрямую влияют на формирование личности литературного героя, но не всегда являются положительными. В ходе исследования были использованы следующие методы:изучение (изучение Интернет-ресурсов, чтение книг); выдвижение тезисов;анализ (обработка материалов исследования);социологический опрос;обобщение и составление выводов.Методика исследования А. С. Пушкин «Капитанская дочка»Петр ГриневСлова «честь», «долг», «Отечество» для Гринева-отца – святые. Благословляя сына на службу он произносит: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь…и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Гринев свято чтит отцовский завет: добросовестно, честно служит, всегда следует кодексу чести.Дворянская гордость, чувство долга, не позволили ему, как Швабрину, присягнуть Пугачеву: «Признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным».Ни разу не нарушил наказ отца. Маша МироноваРодителей соединяет чувство уважения и истинной любви.Василиса Егоровна «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские».Маша отказывается от брака с Гриневым без благословения, не выходит замуж за Швабрина, обращается к императрице за помощью. Л. Н. Толстой «Война и мир»Андрей БолконскийОтцовский завет: «- Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он» Андрей БолконскийНиколай Болконский обращается к сыну с требованием не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.«Повести себя не как сын Николая Болконского» - значит стать трусом.Князь Андрей свято соблюдает отцовский завет. И. С. Тургенев «Отцы и дети»Аркадий КирсановОтец женился «на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке».Переехал в деревню, где занимался хозяйственными делами, пел с женой дуэтом, играл на фортепиано, виолончели, читал Пушкина и изредка ездил на охоту.«Супруга в 1847 г. скончалась». Аркадий КирсановПриверженец нигилизма.Наследовал от отца душевность, нежность, умение тонко чувствовать и переживать.Добрые отношения между отцом и сыном. Евгений БазаровУнаследовал от родителей простоту: он «владел уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно».Прямолинейный человек: «Базаров объявил ей о своём отъезде не с мыслию испытать ее: он никогда не «сочинял». Евгений БазаровВзял отца интерес к медицине и труду.«Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать» Д. И. Фонвизин «Недоросль»МитрофанПростакова своим обращением к людям показывает Митрофану дурной пример: «Ах, господи боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!». Из-за этого Митрофан не просто невежливо, а грубо разговаривает с людьми. МитрофанПростакова «залюбила своего сына»: «Пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится». МитрофанОтец «любит его, как надлежит родителю», «иногда он от него вне себя и от радости сам истинно не верит, что Митрофан его сын».Вырос «маменькиным сынком»: «Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!» И. А. Гончаров «Обломов»Илья Ильич ОбломовПолучил хорошее образование, способен на глубокие чувства (благодаря родителям, которые безмерно любили своего сына).Обломовы к крепостным относились справедливо: «тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю». Илья Ильич ОбломовРодители Обломова предпочитают пассивное существование, у них каждый день похож на предыдущий: «мать сидит на диване и лениво вяжет детский чулок, зевая», «отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, в совершенном удовольствии». Илья Ильич ОбломовВсеобщее состояние ленивого спокойствия оказало большое влияние.Родители оберегали своего сына, не давали ему развиваться: «…стоит только мигнуть - уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание», «Задумает ли он выскочить зимой в сени или отворить форточку - опять крики». Андрей Иванович ШтольцС ранних лет приучали к самостоятельности, доверяли ему: «Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Андрей Иванович ШтольцОт отца-немца Андрей взял чувство рациональности в принятии решений, независимость, самостоятельность.Мать вложила в Андрея всю свою душу и сердце, она научила его видеть прекрасное: «учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни». Н. В. Гоголь «Мёртвые души»Павел Иванович ЧичиковОтцовский наказ: «учись... и не повесничай», «угождай учителям и начальникам», «водись с теми, которые побогаче», «не угощай... никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали», «а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете... Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Павел Иванович ЧичиковОтец ничего не сказал Павлуше про честность, гуманность, милосердие, доброту, чувство чести и собственного достоинства.Чичиков шел на подлости, совершал недостойные поступки.Чичиков часто оглядывался назад, чтобы удостовериться: не упустил ли он ничего важного на пути достижения своих корыстных целей. Когда Василия Ивановича Белова спросили:-Что, по-вашему, сеголня составляет главную боль писателя и гражданина?- Все, что касается современной семьи! – ответил он с горечью. Современная русская литература Непосредственно русской семье нашего времени, основам ее лада и причинам все более усугубляющегося разлада Белов посвятил цикл небольших по объему произведений под общим названием «Воспитание по доктору Споку» (1974) А. Бондаренко «Шанхайский дьявол»Андрей: «Тётя Тамара... Чего она добилась? Отработанный материал… Её судьба, как две капли, похожа на судьбу моей матери».Не получив ни хорошего воспитания, ни хорошего образования, Андрей и его друг Сергей ведут аморальный образ жизни, для них главное – хорошо выпить и погулять. «Не пей, не пей. Отец твой, и голова светлая была, и руки золотые, а всё водка окаянная...»Хотя Андрей и чувствует какие-то укоры совести, но ничего не делает, чтобы что-то изменить в своей жизни. А скорее всего и не знает, что изменять и как, потому что не видел и не видит перед собой достойных примеров. Этим семьям характерен попустительский стиль воспитания, не принесший детям ничего хорошего.Для Марины в свои пятнадцать лет пьянки-гулянки – обыденная вещь. После трагической гибели отца и брата мать спилась, и ей не до дочери стало. Вот и росла Марина, рано познав жизнь. Л. Улицкая «Дочь Бухары»МилаБухара всем сердцем любит свою дочь и посвящает всю себя заботам о ней: «Мать прижимала к себе свою драгоценность с такой углублённой важностью», «Жена Дмитрия словно и не замечала неполноценности девочки. Она наряжала ее и любовалась бессмысленно-жизнерадостной мордочкой». МилаСерьезно заболев, Бухара думает о будущем Милы и делает все, чтобы Мила не осталась одна: устраивает ее на работу и даже выдает замуж («хочу выдать дочку замуж за хорошего человека»).После смерти Бухары Мила, благодаря именно материнской заботе и любви, продолжает жить. МилаОтец не уделял Миле никакого внимания и совсем не участвовал в ее воспитании. Его испугала болезнь девочки, он оставил семью на произвол судьбы: «Дмитрий Иванович думал о том, каким чудным ребенком могла бы быть эта девочка, какая обаятельная личность похоронена в дефектной телесности». Г. Щербакова Повесть «Вам и не снилось»РоманБудет любить одну Юлю всю жизнь, как и его отец - Людмилу Сергеевну: «Я тебя люблю... Твой Ромка».Унаследовал от родителей честность и умение всегда говорить правду («Мама, я считаю, что смешно и глупо скрывать все от тебя. Мы с Юлей любим друг друга...»). РоманПрежнюю любовь Веры Георгиевны к сыну вытесняет чувство собственного эгоизма. Она решила, что жизнь сына в опасности, и его непременно нужно спасти от любви к Юльке («Верина голова произвела на свет план. Если все решено – зачем тянуть? Если веришь в идею – ее надо осуществить»). ЮлькаВ детстве она много времени проводила наедине с собой и училась самостоятельно познавать мир («Заброшенная Юлька вела сказочную для пятилетнего ребенка жизнь…»).Любовь и для дочери, и для матери -цель жизни. Мать понимает дочь, помогает ей, потому что в Юльке сейчас сосредоточена вся жизнь Людмилы Сергеевны. Семья — это место, где закладываются основы личности. Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для детей. Что влияет на воспитание ребёнка? Что такое семья? Чего не хватает семье для нравственного воспитания? Какую роль играют родители в воспитании ребёнка? ВыводыВ русской литературе есть хрестоматийные примеры воспитания человека в семье, к которым назрела необходимость обратиться в наше время. У нас есть, чем гордиться, есть, с кого пример брать. Разное отношение к детям делает разными их судьбы. Отец и мать, которые могут дать образование, состояние, не всегда делают своего ребенка счастливым. И напротив: родители, давшие детям свою любовь, открывают им возможность обрести счастье. В современном мире необходимо восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания. И сделать это можно также обратившись к образцам великой русской литературы. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!